Сценарий урока по математике на тему Объединение множеств. Знак U

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока по математике на тему Объединение множеств.Знак U.Сценарий урока по математике на тему Объединение множеств.Знак U.Технологическая карта урока математики в 3 классе

Тема: Объединение множеств. Знак U.

Тип урока: объяснение нового

Форма урока: урок-исследование

Учитель: Николаева Вероника Сергеевна «Северский лицей»

Имя урока: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов

Оборудование: для детей: учебник-тетрадь, цветные карандаши, лист с корзинкой и осенними листочками компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран, колонки, 2 обруча.

Цели и промежуточные задачи:

Обучающие:(связанные с формированием представлений об окружающем мире)

Сформировать у учащихся представления об объединении множеств и его обозначении на письме;

Развивающие:(связанные с овладением способами деятельности и мышления)

Развивать способности к осознанию противоречия и формированию проблемы

Учиться контролировать осуществленные действия и оценивать полученные результаты с точки зрения соответствия поставленным задачам

Формировать механизм регуляции деятельности через постановку и решение задачи: «Что такое объединение множеств ?»

Воспитывающие:(связанные с проявлением эмоционально- оценочного отношения к миру и самому себе)

Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством ,совершенствовать свою устную речь, математические навыки

Формировать навыки учебного общения и сотрудничества

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы и приемы

Формирование УДД

I. Актуализация знаний. Организация начала урока.

- Из всех картин природы, самая величественная - это картина осеннего леса. Ведь картина осеннего леса - это бесконечное пространство с множеством разноцветных листьев, каждый из которых представляет собой отдельную картину?????????. листья имеют различные цвета. Как вы думаете почему? Зелёный лист имеет такой цвет из-за присутствия пигмента, известного как хлорофилл Большой запас хлорофилла позволяет листьям оставаться зелёными. С приходом осени света не достаточно хлорофилл распадается и листок приобретает другую окраску

- Как вы думаете, почему я начала урок математики с разговора о множестве листьев?

- Множество листьев поможет нам повторить изученный материал и «открыть новые знания». При подведении итогов мы вновь обратимся к листочкам, поэтому не забывайте после каждого верно выполненного задания штриховать листочки, расположенные у вас в гербарии». Работаем группами в привычном режиме.

словесные метод беседа о величественной картине осеннего леса

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Коммуникативные

 в процессе ведения диалога применять простейшие приемы ораторского искусства, чтобы понятно для других выражать свою мысль;

;

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Посмотрите на экран. Перед вами множество листьев. По каким признакам мы можем разделить их на части? Обсудите в группах

( - по цвету;

- по размеру)

- На ваших столах макеты гербария, обсудите в группах и покажите при помощи диаграммы Венна множество больших листьев.(один у доски)

- Покажите диаграммы

- Проверьте

- Назовем это множество множеством А.

- В природе осенью листья раскрашены в разные цвета ,подумайте почему?

- А теперь обсудите в группах и покажите на диаграмме множество листьев красного цвета. Сравните свои результаты с диаграммой на экране.

- Назовем это множество множеством В.

- Обсудите в группах и обведите на ваших диаграммах пересечение множеств А и В. Сравните свои диаграммы с диаграммой на экране.

- Какой из листьев является пересечением множеств А и В. Запишите это высказывание при помощи математических знаков. Проверьте себя.

- Обведите одной замкнутой линией все звезды, входящие в оба множества. Проверьте себя.

- Обсудите в группах и запишите при помощи математических знаков то, что у вас получилось.

исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.

практические методы (измерение, классификация фигур)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

 проявление самостоятельности и личной ответственности за свой результат, в исполнительской деятельности, собственный опыт творческой деятельности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится

 фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности в различных типовых ситуациях

Познавательные

Учащийся научится:

 понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 3 класса

III. Постановка учебной задачи.

- Почему задание было одно, а записи получились разные?

- Кто вообще не смог выполнить задание?

- Почему возникло затруднение?

(Мы не знаем, каким знаком обозначать новую математическую операцию.)

- Какой же будет цель нашего урока?

( Найти знак для обозначения новой записи)

частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

Учащийся получит возможность для формирования:

 умения адекватно оценивать свой результат, относиться к отрицательному результату как к сигналу, побуждающему к исправлению ситуации;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные

Учащийся научится:

 применять знания по программе 3 класса в измененных условиях;

 использовать в учебной деятельности в простейших случаях метод наблюдения как метод познания

IV. . Открытие детьми нового знания.

- Начнем исследование. Издавна ученые при изобретении математических символов пользовались кистью своей руки. Цифру один они обозначали одним пальцем, цифру 2 - двумя, пять - всей ладонью. Для обозначения пересечения множеств они тоже использовали кисть своей руки. Обсудите в группах и покажите знак пересечения при помощи кисти руки.

- На что похож этот знак?

- А теперь при помощи кисти руки придумайте новый знак, который будет обозначать, что нам надо собрать все элементы множеств в единое целое. Обсудите в группах, как это сделать.

- На что похож новый знак?

- Поздравляю вас с открытием нового знака. Теперь нам остается только дать название новому знаку. Обсудите в группах, какое название может иметь новый математический знак. Помните о том, что мы сделали с множествами, чтобы из двух множеств получить одно. (объединили)

- Так какое же название мы дадим новому знаку? (объединение)

- Это еще одно наше открытие.

- Кто сформулирует тему нашего урока?

(Объединение множеств)

- Вернемся к заданию, вызвавшему у вас затруднение. Кто теперь сможет сам записать чему равно объединение множеств А и В. Запишите.

- Давайте сравним наши открытия с выводами ученых. Откройте учебник на с. 34 (чтение правила сильными учащимися)

- Что вы можете сказать? (наши выводы совпадают)

- В честь вашего открытия вам листопад.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

 представления об обобщенном характере математического знания, истории его развития и способах математического познания;

 проявление целеустремленности в учебной деятельности на основе согласованных эталонов;

Учащийся получит возможность для формирования:

 умения адекватно оценивать свой результат, относиться к отрицательному результату как к сигналу, побуждающему к исправлению ситуации

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

 использовать математическую терминологию, изученную в 3 классе, для описания результатов своей учебной деятельности.

 определять на основе применения эталона место и причину индивидуального затруднения в учебной деятельности;

 определять на основе применения эталона место и причину индивидуального затруднения в учебной деятельности;

Познавательные

Учащийся научится:

 применять алгоритмы обобщения и классификации множества объектов по заданному свойству;

Коммуникативные

Учащийся научится:

 в процессе ведения диалога применят

простейшие приемы ораторского искусства, чтобы понятно для других выражать свою мысль;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 распознавать, читать и применять новые символы математического языка: обозначение множества и его элементов, знаки Æ, Î, Ï, Ì, Ë, U, ∩.

 задавать множества свойством и перечислением их элементов;

 устанавливать принадлежность множеству его элементов, равенство и неравенство множеств, определять, является ли одно из множеств подмножеством другого множества;

 находить пустое множество, объединение и пересечение множеств;

 изображать с помощью диаграммы Эйлера-Венна отношения между множествами и их элементами, операции над множествами;

пересечения множеств, записывать их с помощью математических символов и устанавливать аналогию этих свойств с переместительным и сочетательным свойствами сложения и умножения;

 решать логические задачи с использованием диаграмм Эйлера-Венна;

V. Физминутка.

Музыка «Осенний вальс»

VI. Первичное закрепление (коллективная работа «Ожившие диаграммы)

- Продолжим работу. Применим на практике полученные знания. Внимание на экран:

- Предлагаю вам построить ожившие диаграммы: элементами множеств будут дети, а диаграммами - обручи. Прошу выйти к доске тех детей о ком говориться в задании. Постройте диаграмму пересечения множеств.

- Запишите при помощи математических символов, кто является пересечением этих множеств. Сравните их с записью на экране.

- Составьте диаграмму объединения множеств. Запишите математическими знаками кто является объединением этих множеств. Проверьте.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

 умение выполнять самоконтроль по образцу, подробному образцу и эталону;

 умение применять при коммуникативном взаимодействии в паре и группе правила «автора», «понимающего», «критика»;

Учащийся получит возможность для формирования:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

 фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности в различных типовых ситуациях;

Учащийся получит возможность научиться:

- самооценку умения планировать свою учебную деятельность:

Познавательные

Учащийся научится

 понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 3 класса;

 применять алгоритмы обобщения и классификации множества объектов по заданному свойству;

 использовать в учебной деятельности в простейших случаях метод наблюдения как метод познания;

 умение определять виды моделей (предметные, графические, знаковые, блок-схемы алгоритмов и др.), использовать в учебной деятельно-

сти в простейших случаях метод моделирования как метод познания;

(множество, элемент множества, подмножество, объединение и пересечение множеств, диаграмма Эйлера-Венна, перебор вариантов, дерево возможностей и др.);

Учащийся получит возможность научиться:

 проводить на основе применения эталона:

- самооценку умения применять алгоритмы обобщения и классификации множества объектов по заданному свойству;

самооценку умения определять вид модели, знания этапов метода моделирования в учебной деятельности;

 использовать изученные методы и средства познания для решения учебных задач;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 классифицировать элементы множества по свойству;

VII. Самостоятельная работа.

А. В группах с взаимопроверкой по образцу ( №4, с. 35). Проверьте своего товарища по образцу на экране.

Б). Индивидуальная самостоятельная работа, проверка консультантами.

(№5, с. 35)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

 проявление самостоятельности и личной ответственности за свой результат, в исполнительской деятельности, собственный опыт творческой деятельности;

 умение исправлять ошибки на основе уточненного алгоритма исправления ошибок

целом;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

использовать в своей учебной деятельности алгоритм исправления ошибок (уточненная версия);

Учащийся получит возможность научиться:

Коммуникативные

 в процессе ведения диалога применять простейшие приемы ораторского искусства, чтобы понятно для других выражать свою мысль;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 проверять правильность выполнения действий с многозначными числами, используя алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе;

 складывать, вычитать, умножать и делить устно многозначные числа в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

Коммуникативные

; применять правила ведения диалога при работе в паре, в группе;

VIII. Повторение изученного.

№ 14, с. 36 - математическая эстафета.

- Каждому ученику надо будет решить свою цепочку примеров, отмеченную в учебнике и расшифровать запись всей командой.

- Команда, которая первой расшифрует название звезды - получит возможность найти эту звезду на карте звездного неба. ( в атласе)

- Название какой звезды было зашифровано. (Альтаир)

-Прочитайте на экране сведения об этой звезде.

- Что представляет собой объединение звезд возле звезды Альтаир(Созвездие Орла)

- Как мы можем назвать объединение учеников, которые первые справились с математической эстафетой? (Лучшие математики)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

; проявление интереса к занятиям математикой и учебной деятельности в целом;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

 использовать математическую терминологию, изученную в 3 классе, для описания результатов своей учебной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- самооценку умения планировать свою учебную деятельность:

- самооценку умения определять место и причину своей ошибки;

использовать изученные методы и средства познания для решения учебных задач;

правил порядка выполнения действий;

IX. Итог. Рефлексия.

- Какой была цель урока?

- Справились ли мы с ней?

- Какой была тема урока?

- Что такое объединение?

- Посмотрите на экран. Закончите предложения.

- Посчитайте количество листьев, которое вы раскрасили. Встаньте те, кто закрасил 7 и более листьев . Ваша работа на уроке оценивается на «5» . Вы - звезды первой величины.

- Встаньте те, кто закрасил 5-6 звезд, вы - звезды второй величины. А остальные ребята - звезды третьей величины, ведь каждый из вас достиг поставленной цели и открыл для себя что-то новое.

:

Х Дифференцированное домашнее задание

Стр 35№6

По выбору: стр 34№5 или придумать задания на нахождение объединения множеств




© 2010-2022