Работа с одаренными детьми

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными детьми на уроках математике.

Кульмамедова Равиля Равиловна

учитель математики

МБОУ «Лицей №149» г. Казань

Сегодня, отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, неординарной творческой личности, умеющие ставить и решать новые задачи связано с потребностью общества. Поэтому, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

B одном классе обучаются дети с разным социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу с одарёнными детьми. Это требует от учителя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых обучающихся.

Я для себя составила план работы:

  1. Узнать какие дети считаются одаренными.

  2. Выявить одаренных детей по математике.

  3. Развить творческих способностей на уроках; во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Одаренных детей можно разделить на несколько видов: академическая, интеллектуальная, художественная, психомоторная одаренность. Из всех перечисленных меня заинтересовала: академическая - ребенок обладает высоким уровнем интеллекта, отличная память и с легкостью усваивает школьную программу, интеллектуальная - проявляется в способности к аналитическому мышлению. Наделенные ею дети задают массу неординарных вопросов, очень рассудительны, умеют последовательно выстраивать мысли, проявляют интерес всему новому, незнакомому. Диагностика одаренности

Одаренность - сложное и многомерное явление. Именно поэтому ее невозможно определить какой-либо единственной методикой.

Диагностика одаренности должна носить комплексный и разносторонний характер, то есть основываться на использовании нескольких методов, которые направлены на выявление разных сторон одаренности. Не доверяйте тем "специалистам", кто вызывается провести диагностику одаренности одной единственной методикой (чаще всего тестом IQ).

Главная цель диагностики - обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка. Ваша задача - сотрудничество с психологом для совместного выявления и помощи развитию одаренных. Ваш важный вклад в выявление одаренных - первичная диагностика на основе разного рода наблюдений.

Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте и интуиции учителей, родителей и самих одаренных учащихся. Она дает важную информацию, которая, вместе с результатами психологической диагностики, является основой принимаемых решений по включению детей в специализированные обучающие программы. К методам первичной диагностики относятся: различные шкалы, опросники, самоопросники, информация о продуктах деятельности, наблюдения, проводимые по определенной схеме. В основу методов первичной диагностики положено широкое описание особенностей одаренных детей во всех сферах: эмоциональной, познавательной, поведенческой, мотивационной. Например, ниже приведенные вопросы, помогут учителю выделить возможных одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни и затем направить их на уточняющую диагностику к психологу.

  1. Задает много вопросов?

  2. Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?

  3. Обладает массой разнообразных сведений?

  4. Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?

  5. Необычно сильно огорчается при несправедливости?

  6. Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами?

  7. Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал?

  8. Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?

  9. Критикует идеи других?

  10. Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"?

  11. Скучает и часто ничем не занимается?

  12. Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?

  13. Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать?

  14. Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?

  15. Погружается в мечты?

  16. Схватывает очень легко?

  17. Любит решать загадки и проблемы?

  18. Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?

  19. Много говорит?

  20. Любит метафоры и абстрактные идеи?

  21. Нравится обсуждать проблемы?

Самое сложное для меня в этом деле было выявление одаренных детей. Начала с самого простого, это наблюдение за детьми во время урока. Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. С удовольствием воспринимают сложные задания и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, я начала искать пути их развития.

Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Если ученик заинтересован, то происходит его самореализация, тем самым в обучении создается ситуация успеха. В таких условиях у школьников повышается самооценка, наблюдается их личностный рост. Надо стремиться сформировать интерес к предмету, стараться увлечь, удивить, заинтриговать, повышает собственную познавательную активность. Заинтересованные дети будут учить предмет, захотят узнавать больше. Увлеченный, целеустремленный ребенок будет успешен и в профессии.

По моему мнению, систему работы с одаренными детьми по математике можно разделить на две части:

Урочная деятельность - инновационные уроки: информационно-коммуникативные технологии, проекты, деловые игры, интегрированные уроки, проблемно-развивающие, проектно-исследовательские; разноуровневые тесты, презентации, интерактивная доска, творческие и нестандартные задачи.

Внеурочная работа - предметные олимпиады, дистанционные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, творческие домашние задания. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в конкурсах разного уровня , выставках и научных проектах. Также можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических проектах разного уровня

Основной формой организации учебного процесса остаётся урок. Урок должен строится исходя из индивидуальных способностей класса. И поэтому прежде всего, важно изучить индивидуальные особенности учеников класса. Большое внимание уделяю учебнoму сoтрудничеству, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги, кoллективно-творческой деятельности, то есть в работе в кoманде или группе, кoгда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговaривaется рoль каждого ученика в выполнении зaдания. Сильный ученик выполняет рoль учителя: пoмoгает понять прочитанное, испрaвляет ошибки в случае неoбходимости. Думаю, что такая oрганизация деятельности пoзвoляет каждому реализовать себя в меру своих вoзможнoстей и способностей, кaждый ученик рaзвивает себя как личность посредством коллективно творческoй деятельности, aнaлизирует и сравнивaет себя с другими, строит плaны на будущее - быть не хуже других.

Интерес может возникнуть только тогда, когда труд посилен. В этом мне помогает технология индивидуального обучения Юрия Афанасьевича Макарова. Которую регулярно использую на своих уроках. Здесь дети сами изучают новою тему, решают разноуровневые примеры. Интерес может возникнуть тогда, когда труд посилен. Поэтому разноуровневые дидактические материалы составлены таким образом, чтобы первые задания были выполнимы.

  1. Заключение и выводы

Организация урочной и внеурочной деятельности с одаренными учащимися предъявляет особые требования к педагогу:

  • положительное отношение к ребенку;

  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

  • признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора;

  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

  • учет индивидуально-психологических особенностей детей.

  • Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

Учитель должен быть: Учитель должен быть :

  • увлечён своим делом

  • профессионально грамотным,

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности,

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным

  • владеть передовыми педагогическими технологиями

  • психологом, воспитателем и умелым организатором


  • творческим;

  • профессионально грамотным;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;

  • владеть современными образовательными технологиями;

  • умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • владеть компетентностным подходом к обучению;

  • умеющим развивать компенсаторные способности учащихся

Учителю характерны:

  • желание работать нестандартно;

  • поисковая активность;

  • знание психологии одаренных детей;

  • готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;

  • признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;

  • стремление к интеллектуальному совершенствованию;

  • создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;

  • признание прав учащегося на ошибку;

  • обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в общеобразовательной школе, хочу отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.

Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

Главная цель работы учителя - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

Литература

  1. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.

  2. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999 г.

  3. Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.

  4. Научно-методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г.

Как я достигаю таких результатов?

На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  • Приобщать учащихся к творческой работе,

  • Прививать интерес к творчеству, поиску,

  • Развивать навыки созидания, самореализации.

Затем работать в трех направлениях:

I - разноуровневый подход к детям,

Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку "3", "4" и "5".

#1

Основные понятия

Как построить график функции y = f(x) + m, если извес

#3

Действительные числа. Множество действительных чисел

тен график функции y = f(x) Обобщающий урок по теме: Прямоугольные треугольники Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена

Заявка

на участие III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»



Фамилия, имя, отчество

Кульмамедова Равиля Равиловна

Город

Казань

Место работы

МБОУ «Лицей № 149»

Должность

учитель

Ученая степень

нет

Ученое звание

нет

Форма участия: очная/заочная

E-mail

[email protected]

Контактный телефон

89172571567

Наименование статьи

Направление работы конференции


Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования,отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае не сразу Али Апшерони

Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял В.А. Сухомлинский , его высказывания об одарённости детей самые актуальные сейчас в дошкольной педагогике. Приведу некоторые из них:»…Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...», » Одарённость обнаруживается тогда, когда ей удалось проявиться и закрепиться», «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». Эти слова замечательного ,великого русского педагога должны стать ключевыми в современном образовании для тех педагогов и учителей ,кто выявляет одарённых детей и работает с одарёнными детьми, поддерживает юные дарования и верит в детей с неординарными способностями. Но обладать таким чутьём и тактом должен новый педагог , педагог нового поколения на стандарт которого указывает «Профессиональный стандарт педагога»/2013год/:

Большой талант требует большого трудолюбия.

Петр Чайковский



© 2010-2022