Выступление на межрегиональной научно-практической конференции

Данное выступление было представлено на конференции во время работы дискуссионной площадки по направлению "Информатизация образовательного процесса как условие формирования профессиональных квалификаций". Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у студентов, их активность на протяжении всего урока. Использование информационных технологий в качестве средства обучения позволяет повысить темп обучения, высвобожд...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ на уроках МАТЕМАТИКИ в ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ


Шпагина Наталья Валериевна, Бардина Светлана Александровна, преподаватели БОУ СПО ВО «Сокольский педагогический колледж»


Аннотация: Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у студентов, их активность на протяжении всего урока. Использование информационных технологий в качестве средства обучения позволяет повысить темп обучения, высвобождает время, предоставляет широкие возможности развития творческих способностей преподавателя и студента.


Развитие компьютерной техники и технологии за последнее время привело к значительным изменениям в понимании роли информационных процессов в жизни общества и возможностей применения средств вычислительной техники в обучении.

В настоящее время на самостоятельную работу студентов колледжа без руководства преподавателя отводится около половины запланированного на изучение предмета времени. Причем количество аудиторных часов, отводимых на математику, в сравнении со школой меньше примерно в три раза (117 против 340). Такое положение требует более эффективного проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов. Нужно искать такие формы и способы обучения, которые позволяли бы студентам усваивать, в отведенное на изучение математики время, необходимый объем знаний и умений.

Одна из целей применения ИКТ состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Рассмотрим использование ИКТ на различных этапах обучения математике.

На этапе объяснения нового материала практикуется использование мультимедийных презентаций. Подача учебного материала с их помощью сокращает время обучения, вызывает интерес, т.к. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает сравнения с аккуратным, ярким, четким изображением на экране. Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна студентам, если учебный материал представлен в цветном изображении, со звуком и другими эффектами. Например, при изучении геометрии мы используем компьютерные презентации «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве», «Многогранники», «Тела вращения» и др. Изучении различных тем по построению графиков функций и изучению их свойств студенты осуществляют с помощью программы Excel и на экране монитора прослеживают всю динамику последовательных действий.

Известно, как трудно даются первые уроки стереометрии у первокурсников, т. к. у большинства из них не сформировано пространственное воображение, студенты «не видят» свойства пространственных фигур. На данном этапе оказывает большую помощь, обучающая программа «Живая геометрия». Она способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить их свойства. Дает видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело.

На этапе закрепления знаний используем программы-тренажеры. Такие программы можно использовать при коррекции знаний отдельных студентов. Эта работа хороша тем, что студент самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Программа дает возможность запросить помощь, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. В ходе работы с такой программой можно убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

При организации контроля знаний, умений и навыков студентов используем тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала темы. Каждый из студентов может самостоятельно выбирать темп работы с тестом. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. В своей работе мы используем тесты, созданные в программах Excel, Power Point, онлайн тесты в сети Интернет. Также предлагаем варианты заданий из открытого банка заданий сайта ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаем выполнить проектные и творческие задания. Этот вид работы предполагает использование студентами информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Работа над проектом развивает творческие, исследовательские способности студентов, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в профессиональной деятельности. Проекты помогают воспитывать у студентов убежденность в том, что математика - это наука полезная и необходимая в их будущей работе. Тематику творческих заданий подбираем согласно будущей практической деятельности. Например, студентам 12 группы, обучающимся по специальности «Педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности» предлагается познакомиться со способом проверки горизонтальной поверхности, основанным на признаке перпендикулярности прямой и плоскости. Этот способ уместно использовать при выравнивании спортивной площадки. Студентам 11 и 13 групп (специальности «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование») предлагаем создать проект «Многогранники (Тела вращения) вокруг нас» для детей дошкольного возраста. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. В 2013-2014 учебном году мы начали работать по учебнику Алгебра и начала математического анализа под редакцией А.Н.Колмогорова с приложением на электронном носителе. Использование материалов диска (теоретический материал по темам, словарь со звуковым сопровождением, интерактивные модели, анимации к упражнениям, полное решение задач, проверочные тесты и т.д.) дает возможность обеспечить дифференцированный подход к обучению студентов на всех этапах обучения. Кроме этого электронный учебник можно использовать при подготовке к занятиям самостоятельно.

Целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием компьютерных технологий очевидна, что видно из таблицы. (Опрос студентов был проведен в конце 2013-2014 учебного года среди первокурсников)

Вопросы

11 группа

12 группа

13 группа

1. Какой вид организации урока больше нравится?


  • Урок без компьютерной поддержки

5%

2%

3%

  • Урок с компьютерной поддержкой

85%

93%

94%

2. Какой вид работы предпочитаете?


  • Работать с педагогом.

35%

38%

42%

  • Работать в группе.

18%

17%

10%

  • Самостоятељно работать с программой.

47%

45%

48%

Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее, способствует углублению межпредметных связей, повышается интерес студентов и их активность, готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.


  1. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.

  2. Мартиросян Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики / Л.П. Мартиросян // Информатика и образование, 2002. №12. С.78-82.

  3. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -Педагогическое Общество России, М., 2001 г.

  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007.

  5. festival.1september.ru

  6. pedsovet.su

3


© 2010-2022