• Преподавателю
  • Математика
  • Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Презентация к уроку

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Презентация к уроку

Данная разработка урока математики по теме "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" и пезентация к уроку составлена для учащихся 5 класса к учебнику Виленкин Н.Я. в соответствии с требованиями ФГОС. В разработке урока прописани цели урока, задачи урока, формируемые УУД: личностные, предметные, метапредметные, регулятивные. Технологическая карта урока содержит Организационный блок, мотивационный, информационный, аналитический, оценочный, рефлексивный  блоки. Подробно расписаны структура и хо...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями . Презентация к уроку.Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями . Презентация к уроку.Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями . Презентация к уроку.Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями . Презентация к уроку.Технологическая карта урока

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

ФИО учителя: Лишик Людмила Ивановна

Должность: учитель математики

ОУ: МКОУ «Боровская СОШ»

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Базовый учебник: Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов - М.: Мнемозина 2012г

Место в общей структуре курса: §5 Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 8-й урок в разделе «Обыкновенные дроби. 1-й урок по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» согласно календарно-тематическому плану.

Тип урок: комбинированный (обобщение знаний по теме «Обыкновенные дроби» и усвоение новых ЗУН)

Цели урока:

- обучающие: обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, формировать навыки сравнения обыкновенных дробей, нахождения части от числа и числа по его части, создавать условия для успешного усвоения правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, применения правила сложения для решения практических задач, межпредметных связей.

-развивающие: способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять, сравнивать; способность к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора обучающихся.

-воспитательные: развивать познавательный интерес через практические задачи, чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, взаимоконтроль, взаимопроверку, культуру общения, коммуникабельность.

Задачи урока: Развивать УУД:

- личностные: содействовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся: вежливость, ответственность, дисциплинированность, собранность, аккуратность, трудолюбие; умению радоваться и сопереживать успехам товарищей.

- метапредметные: способствовать развитию устной и письменной речи, изложению своих мыслей с применением математической терминологии, самостоятельного мышления, навыков самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради

- предметные: создать условия для понимания необходимости усвоения правила сложения и вычитания дробных чисел и его применения в смежных дисциплинах, практической жизни.



  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, часть от числа, сумма и разность дробей.


  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся понимать особенности действий с обыкновенными дробями, т.е. будут знать:

1) правило сложения и вычитания обыкновенных дробей для последующих действий с ними;

2) алгоритмы сложения и вычитания обыкновенных дробей;

3) применять правила сложения и вычитания при решении практических задач.

УМЕНИЯ:

- читать, записывать, сравнивать

- складывать и вычитать обыкновенные дроби;

- использовать при решении практических задач умения складывать и вычитать обыкновенные дроби на базовом и повышенном уровнях.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Самоопределение.

Познавательные: анализировать, сравнивать, самостоятельно выделять и формулировать познавательную деятельность, ставить и достигать цели, выполнять логические действия, уметь действовать по алгоритму, приобретать опыт применения алгоритма для решения примеров, задач, практических заданий из жизни.

Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставленных целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегулирование в учебной деятельности.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Инструкции и пояснения

-


  • Вводное слово учителя

Вводное слово учителя. Учитель организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса, мотивирует обучающихся. Читает стихотворение.


  • Распределение по группам

Учитель разбивает класс на пары


  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на предыдущих уроках)

Правила работы в парах:

- внимание;

- собранность;

- дисциплина и самодисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

- взаимооценка и самооценка;

- не мешать другим парам;

- соблюдение регламента работы.


  1. Мотивационный блок

Что я знаю о дробях?

Слайд 3. Вопросы.

-Что я знаю о дробях?

-Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

- А с разными знаменателями?

Заполните пропуски в стихотворении

Слайд 2. Черта дроби, числитель, знаменатель, обыкновенная

- В результате повторяются основные термины и понятия

Повторение записи дробных чисел и действий с обыкновенными дробями

Слайды 4-9

-Какое число лишнее?

-Какие дроби можно сравнить?

Практическая задача

Слайд 10

-Применяется правило нахождение части от числа в практической задаче

Подведение учащихся к формулировке темы урока и постановке целей

Слайд 12

Задача. Подводящая к необходимости сложения дробей.

-учащиеся делают вывод о необходимости знания правила сложения и вычитания дробей

  1. Информационный блок.

Устные источники

Устные упражнения на слайдах

Слайды 5-9

Ответы на вопросы.

Слайд 3

Постановка своих вопросов

Письменные источники

Математический диктант:

Заполнение пропусков в стихотворении

Слайд2

Задачи с практическим содержанием познавательного характера

Слайд 10

Самостоятельная работа и

Сопоставление ответов с буквами

Слайд 16

Решение задач с практическим содержание из учебника

№ 1005; 1006; 1009.


Графические источники (схемы, диаграммы)

-

Электронные источники

Презентация к уроку

Видео источники

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Источники информации для учащихся подбирает учитель

Совместная работа учитель - ученик -родитель


  1. Аналитический (практический) блок.

Устные упражнения

Чтение и сравнение дробных чисел.

Можно ли сравнить числа с одинаковыми числителями?

Из истории и происхождении дробных чисел

Сравните, как обозначались дробные числа у разных народов? по материалам учебника (стр. 177-179)

Письменные источники

Обсуждение, анализ, составление задач. Сочетание индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работы и работы в парах., установление межпредметных связей математики и географии, биологии.


  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная - отметка, неформальная - поддержка или критика)

Оценка собственной деятельности на этапах урока

Взаимооценка при работе в парах

Поддержка (аплодисменты при правильном ответе товарища)


  1. Рефлексивный.

Оцените свое настроение в конце урока

Описание в листе урока (приложение 2)

Выявление отношения к уроку, восприятию темы урока



Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1.

Организация начала урока

Настрой учащихся на положительные эмоции.

Правила работы на уроке и работы в парах.

Читает стихотворение:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

У












Слушают стихотворение.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

1

Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих

2

Проверка домашнего задания

Установить правильность и полноту выполнения заданий. Выявить пробелы и причины их возникновения

Раздает карточки для самопроверки задачи №1003,

Собирает тетради с д/з

И

Самопроверка задачи №1003 по образцу.

Обобщение.

Дополнительно составить общую формулу в общем виде для времени t часов (сильные учащиеся)

2

Самооценка деятельности, умение обобщать

3

Актуализация

опорных ЗУН

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Читает стихотворение (математический диктант)

Слайд 2

Ставит вопросы

(слайд 3)

П

1.Заполняют пропуски в тексте диктанта.

Проверка в парах. Самопроверка по слайду.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры. Анализируют и делают вывод о сравнении дробей.

(приложение 2)

1.Каждый может за версту
видеть дробную черту.
Над чертой - _________, знайте,
Под чертою - __________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать ____________.

2. Вопросы (слайд 3)

5








Оформление своих мыслей в устной и письменной форме. Самооценка собственной деятельности, сотрудничество.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

4.

Обобщение и систематизация ЗУН о дробях

Обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, их применении в практической деятельности.

1.Предлагает ответить на вопросы к слайдам:

(приложение 2)

2.Предлагает решить устные задачи на слайдах 5-9.

3. Предлагает решить практическую межпредметную задачу

У, А, П

1.Отвечают на вопросы, анализируют, приводят собственные примеры.

2. Устно решают задачи

3. Решают задачу (слайд 10)

4. Делают вывод о применении дробных чисел

5.Составляют свои задачи по данной теме

-Какое число лишнее?

-Какие дроби вы можете сравнить, а какие нет? (слайд 3)

2.Задачи на слайдах 5-9

3.Межпредметная задача с практическим содержанием (слайд 10)

8

Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, делать выводы. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог.

5.

Динамическая пауза

Путем проведения физминутки, снять физическую и эмоциональную усталость обучающихся.

Читает четверостишье, предлагает посмотреть в окно, на красивый пейзаж (горы, лес вдали)


Выполняют физические упражнения,

упражнения для глаз.

Слайд 11

2

активизировать условия, способствующие созданию здоровьесберегающей среды в классе.

6.

Открытие новых знаний

Подвести обучающихся к осознанию необходимости знания правила сложения дробей.

Создавать условия для успешного усвоения правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, применения правила сложения для решения практических задач.

В игровой форме предлагает поставить вопросы и ответить на них к задаче (слайды 12, 14)

У

Д

Т

- ставят вопросы к задаче и отвечают;

-делают вывод

-выводят правило сложения и вычитания дробей;

-Записывают правило сложения в буквенной форме.

-Помогите воронятам разделить конфеты!

-Какую часть всех конфет взял 1-й вороненок? 2-й?

-Какие вы можете поставить вопросы?

(какую часть конфет они всего взяли?

Какая часть осталась?)

-Какие действия необходимо уметь выполнять, чтобы дать ответ?

-Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

-Выведите формулу сложения в буквенной форме (сильным учащимся)

8

выражать правильно свои мысли в речи, анализировать, обобщать, делать выводы, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

7.

Применение знаний, умений, навыков

Закрепить умение применять правила сложения и вычитания выполнять при решении практических задач.

Дает задания для решения задач

П

-Решают задачи из учебника

-Проверяют у товарища

№ 1005, 1006, 1009 в учебнике

6

Выражать свои мысли правильно письменно.

Устанавливать позитивный настрой на выполнение задания.

Приобретать опыт применения алгоритма для решения примеров, задач, практических заданий из жизни.

Оценивать, дополнять и исправлять ответы других обучающихся.

Понимать содержание поставленных вопросов.

Осознавать то, что уже усвоено и что требует закрепления.

8.

Контрольный этап

Проверить степень усвоения нового материала. Уметь применять свойства сложения и вычитания дробей. Воспитывать познавательный интерес, самооценку деятельности

Предлагает самостоятельно решить примеры на сложение и вычитание дробей.

Сопоставить ответ с буквами и разгадать название самой большой в мире птицы.

Предлагает провести самооценку деятельности на данном этапе урока.

С

П

-выполняют самостоятельную работу

-ставят в соответствие ответу буквы

-узнают название самой большой птицы

Слайд 16

Занимательная задача.

(текст на слайде и в приложении 2)

6

Проводить самооценку

Осознавать качество и уровень усвоения материала Понимать сущность алгоритма, действовать по алгоритму.

9.

Домашнее задание

Формулирует задание на дом

У

Записывают задание в дневники

п.26, № 1039; 1041.

Составить кроссворд по теме «Дроби»

1

Осознавать собственную жизненную позицию, ответственность, значимость

10.

Подведение итогов. Рефлексия

Определить степень усвоения учащимися темы, уровень познавательного интереса и личностных ценностей .

1.Читает четверостишье:

Время урока быстро прошло

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

2. Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке. (приложение 2)

У

Заполняют рефлексию урока

-Я справился с поставленными задачами. Мне было легко и интересно работать.

-Я затруднялась с выполнением некоторых заданий.

1

Осознавать качество и уровень усвоения материала урока.

Приложение 1. Презентация к уроку математики «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Приложение 2.

Лист урока:

Ф.И. ученика__________________________________

Тема урока:________________________________________________________________________

(формулируется учащимися в процессе урока)

  1. Математический диктант

А) Каждый может за версту
Видеть дробную _____________________.
Над чертой - ____________________, знайте,
Под чертою - ______________________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать _________________________.

В) Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ______________________.

Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется _________________



  1. Задача Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 520 млн км2.

Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает три четверти земной поверхности.

Решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: ___________

3.Вычислите самостоятельно. Проверьте у товарища. Сопоставьте ответ с буквами, заполните таблицу и вы узнаете название самой большой в мире птицы.

Т - 7/47

10/60

7/47

16/60

26/47

31/47

10/60


С - 30/60

А - 26/47

У - 31/47

С - 10/60

Р - 16/60

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями . Презентация к уроку.

  1. Решите задачи № 1005; 1006; 1009 из учебника

  2. Составьте свою практическую задачу _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Домашнее задание.

  • Выучить правила сложения и вычитания дробей. п. 26

  • № 1039 № 1041 (а-д).

-Как обозначали и как называли дробные числа в древности?

(стр. 177-179)

-Составьте кроссворд по теме «Дроби»

5. Оцените свою работу на уроке, поставив кружок

-Я справилась (справился) с заданиями урока легко. Мне было интересно работать.

-Я затруднялась (затруднялся) с выполнением некоторых заданий.



© 2010-2022