Методические рекомендации из опыта работы

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы со школьниками, неуспевающими по математике

Практика моей работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней помощи. Поэтому, главное в обучении неуспевающих по математике учащихся - кропотливая, систематическая работа по формированию у них приемов общих умственных действий.

Какой может быть система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику?

Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, развивать внимание, память и речь, быть личностно-значимым, а формы его подачи - занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной. Необходимо также использовать мнемотехнические приемы с опорой на образы, знакомые детям. Особое внимание я уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, активной работе руками с предметами, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности, работа в парах "успешный - неуспевающий", работа консультантов. Пользуемся математическими тренажёрами в 5- 6 классах.

Хотелось бы сказать о том, что очень сложно учителю, при наполняемости более 20 человек и с отличниками поработать, и с неуспевающими, и программный материал выдать. А урок всего лишь 40 минут. Но тем не менее я стараюсь вести большую работу с этой категорией учащихся. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую прием «Ожидание лучших результатов», это может активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки. В связи с этим я подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений. Для таких учеников у меня заготовлены сначала индивидуальные задания более легкие, например, на карточках. Справился, дальше усложнить и не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь. Самое главное - это снятие страха.
- Ничего страшного, если ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются.

При затруднении в выполнении задания путем намека, так сказать подсказки, подойдут слова:
- Я бы начала с …

- Выполняя работу, не забудь о …

Иногда я могу поставить оценку «в кредит», причем любому ученику, т.к. считаю что это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Необходимо вместе искать причины неудач, например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило и т.д. Акцентировать внимание на этом, а не на том, что ученик глупый, плохо себя ведет и т.д.
Часто использую прием «Найди ошибку». на известном учащимся материале.
Влияние родителей на успешность обучения детей тоже велико. Именно поэтому и педагогам, и родителям желательно освоить различные приемы и техники работы с детьми, которым трудно учиться.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не всё в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Преодолевать неуспешность в учёбе помогает использование ИКТ


Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Иногда на перемене ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую - одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности - значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.


При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческих способностей.
Поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Математические кружки, факультативы вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Это математические викторины, различные дидактические игры. В подготовке этих мероприятий принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики.

Большая роль отводится мною Оригами


Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
А.Е. Гайдаенко.

Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам. Но образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия.

В оригами заложены богатые возможности для развития не только геометрических представлений учащихся, но и творческого развития детей в целом. В связи с этим использование оригами в 6 и 10 классах очень важно, так как геометрическая информация, подлежащая в дальнейшем изучению в курсах планиметрии и стереометрии, зарождается, осмысливается и в некоторой степени систематизируется при построении оригами- фигур. Подобное конструирование включает интуицию, воображение, логическое мышление, умение самостоятельно работать со схемами в познавательный опыт детей. В учебном процессе использую оригами и на правах игровой методики, и как наглядное пособие.

Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают" из процесса обучения. Незнания накапливаются как снежный ком.

В современном образовании на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Но основные задачи, решаемые школой, идут в разрез с системой оценивания результатов (ЕГЭ и ОГЭ). Анализ данных о результатах выполнения заданий по математике показывает, что процент выпускников, не набравших минимального балла по ЕГЭ с каждым годом увеличивается. При этом проблемы в математическом образовании выпускников, не набравших минимального балла, во многом связаны с плохим освоением курса основной и даже начальной школы. На уровне образовательных учреждений следует уделять больше внимания своевременному выявлению учащихся, имеющих слабую математическую подготовку, диагностике доминирующих факторов их неуспешности, а для учащихся, имеющих мотивацию к ликвидации пробелов в своих знаниях, нужно организовывать специальные профильные группы. Отмечу, что полное решение проблем, порождающих неуспешность при обучении математике, только силами образовательных учреждений невозможно - во многих случаях проблемы имеют социальный характер.

Памятка "Психотерапия неуспеваемости"

1. "Не бить лежачего" Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься…"Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося. Главное в работе с такими детьми - учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами Даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки Умение оценивать себя самостоятельно - главное средство преодоления учебных трудностей. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания. Можно задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

10. Сравнивайте достижения вчера и сегодня Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.



© 2010-2022