- Преподавателю
- Математика
- Программа дополнительного образования для 10-11 классов Замечательные неравенства, их обоснование и применение
Программа дополнительного образования для 10-11 классов Замечательные неравенства, их обоснование и применение
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Рогачева Т.В. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Автор: Рогачева Татьяна Викторовна
Место работы: ГОУ СОШ №103
Выборгского административного района
Санкт-Петербурга
Должность: методист, учитель математики
Tatiana1958
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА,
ИХ ОБОСНОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ»
для учащихся 10 (11) классов
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой), будет полезным каждому ученику, мотивированному на обучение, желающему хорошо подготовиться и успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах самого высокого уровня.
Автор: Рогачева Татьяна Викторовна
Место работы: ГОУ СОШ №103
Выборгского административного района
Санкт-Петербурга
Должность: методист, учитель математики
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА,
ИХ ОБОСНОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ»
для учащихся 10 (11) классов
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Замечательные неравенства, их обоснование и применение» рассчитана на 36 часов (1 час в неделю в течение 1 года) для учащихся 10 или 11 классов.
Целью данного курса является изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование ( в той степени строгости, которая соответствует уровню школьной математики) методов их получения, а также выход на приложения изученного материала. Такими вначале будут решения примеров на установление истинности простейших числовых неравенств, а к завершению усвоения курса - рассуждения, требующие уметь находить неравенства, помогающие справиться с данным конкретным заданием.
Итак, данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой), будет полезным каждому ученику, мотивированному на обучение, желающему хорошо подготовиться и успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах самого высокого уровня.
Традиционные формы организации занятий, как лекция и семинар, будут применяться, но на первое место выйдут такие организационные формы, как дискуссия, диспут, выступления с докладами (в частности, с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания) или с докладами, дополняющими лекционные выступления учителя или ученика.
Возможны и разнообразные формы индивидуальной и групповой деятельности учащихся (отчетные доклады по результатам поисковой работы на страницах книг и журналов и сайтов в Интернете), тем более, что целый ряд разделов курса, безусловно, позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся.
Основными результатами освоения данного программного курса учащимися станет:
сформированная мотивация учащихся к изучению математики;
повышенный общеобразовательный уровень.
Формами проведения итоговой проверки реализации данной дополнительной образовательной программы может быть мини-олимпиада или зачетная работа.
Примерное учебно-тематическое планирование.
/36 часов/
№
Тема
Учебное время
Лекция
Семинар, практическое занятие
Часть I. Замечательные неравенства ( 10+6)
1.
Числовые неравенства
2
1
2.
Основные методы установления истинности числовых неравенств.
1
1
3.
Основные методы решения задч на установление истинности неравенств с переменными. Частные случаи неравенств Коши, их обоснование и применение.
2
1
4.
Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенства Коши для произвольного числа переменных.
2
1
5.
Неравенства Коши-Буняковского и его применение к решению задач.
2
1
6.
Неравенства подсказывают методы их обоснования.
1
1
Часть II. Средние величины: их свойства и применение (14+6)
7.
Средние степенные величины, соотношения между ними и другие источники замечательных неравенств.
-
Средние арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое в случае двух параметров.
-
Геометрические интерпретации.
-
Среднее арифметико-геометрическое Гаусса и среднее арифметико-гармоническое.
-
Симметрические средние. Круговые неравенства.
-
Среднее арифметическое взвешенное и его свойства.
-
Средние степенные и средние взвешенные степенные.
1
1
1
1
1
1
0,5
-
-
0,5
0,5
0,5
8.
Неравенство Чебышева.
-
Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием одномонотонной последовательности;
-
Неравества, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского
1
1
-
-
9.
Генераторы замечательных неравенств.
-
Мы с ними уже встречались: свойства квадратичной функции; геометрические модели.
-
Свойства одномонотонных последовательностей - источник замечательных неравенств.
-
Неравенство Иенсона ( выпуклые фигуры и выпуклые функции, свойства центра масс конечной системы материальных точек).
-
Исследование функции на выпуклость и вогнутость средствами математического анализа. Неравенства Коши-Гельдера и Минковского.
1
1
1
1
1
1
-
1
10.
Применение неравенств.
-
Неравенства в математической статистике и экономике. Задачи на оптимизацию.
-
Поиск наибольших и наименьших значений функций с помощью замечательных неравенств. Итоговая контрольная работа.
1
1
-
1
ИТОГО:
24
12
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть I. Замечательные неравенства (16 ч)
1.Числовые неравенства и их свойства (2ч+1ч) .
Понятие положительного и отрицательного действительного числа, число нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпретация и свойства. Понятия «меньше», «не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства.
Простейшие свойства числовых неравенств. Монотонность функции и числовые неравенства.
2. Основные методы установления истинности числовых неравенств (1ч+1ч).
Сравнение двух чисел - значений числовых выражений «по определению», путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами, метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств и некоторые другие. Примеры.
3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными (2ч+1ч).
Частные случаи неравенств Коши. Их обоснования и применение. Краткое введение. О применении неравенств с параметрами и об умении подбирать, сочинять неравенства с параметрами
Неравенство-следствие. Равносильные неравенства. Методы установления истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод синтеза, метод подстановки, метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод понижения степеней. Примеры.
4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных (2ч+1ч).
Индукция вообще и применение её в математике, схема её применения. Некоторые модификации метода математической индукции. Примеры.
5. Неравенство Коши-Буняковского. Его применений к решению задач (2ч+1ч).
Формулируется и обосновывается теорема, устанавливающая соотношение Коши- Буняковского. Геометрическая интерпретация неравенства. Векторный вариант записи этого неравенства.
6. Неравенства подсказывают методы их обоснования (1ч+1ч).
-
Метод Штурма. Примеры.
-
Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенств;
-
Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.
Часть II. Средние величины: их свойства и применение (14ч+6ч).
7. Средние величины в школьном курсе математики, физики. Многообразие «средних»(6ч+2ч).
-
Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое и соотношения между ними в случае двух параметров. Геометрическая интерпретация.
-
Среднее арифметико-геометрическое Гаусса и среднее арифметико-гармоническое, их существование и свойства.
-
Симметрические средние. Теорема Мюрхерда. Круговые неравенства и методы их доказательства.
-
Среднее арифметическое взвешенное и его свойства. Координаты центра масс конечной системы материальных точек.
-
Средние степенные и средние взвешенные степенные и их свойства. Примеры. Вывод неравенства Коши-Буняковского с помощью тождества Лагранжа.
-
Среднее арифметическое взвешенное и его свойства. Координаты центра масс конечной системы материальных точек.
-
Средние степенные и средние взвешенные степенные и их свойства. Примеры.
8. Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения (2ч).
Введение. Исторический экскурс. П.Л. Чебышев и его научное наследство.
-
Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием одномонотонной последовательности.
-
Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского.
Глава 9. Генераторы замечательных неравенств (4ч+2ч).
Перечисляются основные способы получения замечательных неравенств, как ранее изученные, так и совершенно новые:
Глава 10. Применение неравенств (2ч+1ч).
Задачи на оптимизацию. Поиск наибольшего и наименьшего значения функции с помощью замечательных неравенств.
Всего 36 часов
(24ч+12ч практических занятий)
Методическое сопровождение
Формы занятий: лекция, семинар, дискуссия, диспут, выступления с докладами, рефератами, мультимедийными презентациями.
Возможны и разнообразные формы индивидуальной и групповой деятельности учащихся (отчетные доклады по результатам поисковой работы на страницах книг и журналов и сайтов в Интернете), тем более, что целый ряд разделов курса, безусловно, позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Рекомендуемые темы для дискуссий:
-
«Легко ли определить знак числа или найти наибольшее из двух данных чисел, если числа заданы как значения некоторых числовых выражений?» (Часть I,1);
-
«Можно ли использовать вычислительную технику (микрокалькулятор) для сравнения значений числовых выражений? Ожидания и заблуждения».(Часть I.2);
-
«Самое лучшее из решений. За и против». (Часть I,3);
-
«Какое из доказательств лучше и почему?» (Часть I,4);
-
«Как ввести понятие величины угла между векторами?» (Часть I,5);
-
«Многообразие метода подстановки» (Часть I,6);
-
«Сохранится ли соотношение между средними величинами (арифметическим, геометрическим, гармоническим и квадратическим), если позволить входящим в них параметрам принимать произвольные действительные значения?» (Часть II,7);
-
«Три доказательства неравенства КошиБуняковского. Сходства и различия» (Часть II,9);
Формы проведения итогов: зачет, индивидуальное домашнее задание, отчетный доклад, защита реферата.
Форма итоговой аттестации: мини-олимпиада или зачетная работа.
Список основной литературы
-
Бубинская И.Л. Задачи математических олимпиад. -М.: Наука, 1975
-
Баккенбах Э., Беллман Р. Введение в неравенства. - М.: Мир, 1965
-
Седракян Н.М., Авоян А.М. Неравенства. Методы доказательств. - М.: Физматлит, 2002
-
Маршалл А., Олкин И. Неравенства. -М.: Мир, 1983