Доклад на тему Современный урок

Сегодня в ведением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования мы всё чаще сталкиваемся с понятием современный урок. Что это за урок и какие требования предъявляются к его реализации, в чём его отличие от привычного нам традиционного урока ?  В данной публикации представлена сранвительная характеристика традиционного урока с современным, пример технологической карты, которая на сегодняшний день является необходимостью при составлении урока. Схема самоана...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал»

К.Д. Ушинский

Вопрос современности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию школы, учителей, родителей, учащихся. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ.

Н. Е. Щуркова даёт такое определение: «Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится».

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Минимум фронтальной работы, максимум - индивидуальных и групповых форм работы на уроке. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более.

Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов.


Требования к структуре говорят о необходимости:

  • Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства ее достижения).

  • Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).

  • Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.

  • Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала.

  • Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.

  • Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.

  • Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока:

  • Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).

  • Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме.

  • Своевременно готовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.

  • Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме.

  • Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

  • Урок должен быть воспитывающим.

  • Должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов.

  • На уроке следует воспитывать любовь к природе.

  • Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.

  • В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т.д.

Требования к технике проведения урока:

  • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

  • Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

  • Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.

  • Создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

  • Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.

  • Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся.

Рассмотрим, какие требования к уроку предъявляются на различных его этапах( на примере комбинированного урока).

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Что касается подготовки учителя к уроку, то с ведением ФГОС обязательным является составление технологической карты урока. Это конечно не « ноу-хау», но многие из нас привыкли писать конспекты уроков.

Сотрудниками ИСИО РАО Г.Л. Копотевой, к.пед.н., заведующей лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий ИСИО РАО и И.М. Логвиновой, к.пед.н., заместителя директора ИСИО РАО, была представлена авторская технологическая карта урока, которая апробировалась как дидактическая модель на семинарах ИСИО РАО г. Москва и в учебном процессе курсов повышения квалификации в 46 регионах РФ. Разработанная авторами технологическая карта урока позволит педагогам, осваивающим новые стандарты, проектировать уроки в соответствии с основными требованиями реализации ФГОС

( Приложение №1).

После проведённого урока мы делаем самоанализ, планируем свою дальнейшую работу.

Самоанализ урока

Класс___________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

  3. Какие задачи планировались решать на уроке? Чем обоснован такой выбор задач?.

  4. Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

  5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

  6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.

  7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?

  8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

  9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

  10. Наметить перспективы своей деятельности.



ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Дата проведения:

Предмет:

Класс:

Тип урока:1

Вид урока:2

Тема урока

Цель урока

Задачи урока:

  • образовательные;

  • развивающие;

  • воспитательные.

Место урока в системе уроков

Основные понятия и термины темы

Межпредметные связи

(с указанием тем в смежных предметах)

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся


урок формирования и первичного закрепления новых знаний; урок усвоения и умений, урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля, оценивания и коррекции знаний

лекция, практическая работа, семинар, лабораторная работа, конференция, дискуссия, контрольная работа, зачет, «круглый стол», практикум, экскурсия, беседа и т.д.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Этап и длительность этапа

(этапы урока выбираются в соответствии с типом урока)







1

2



© 2010-2022