Статья Математический диктант - как средство контроля, обучения, диагностики и воспитания

Математический диктант - как средство контроля, обучения,  диагностики и воспитания.         Проверка знаний, умений и навыков учащихся  является важной составной частью процесса  обучения. Основной целью проверки является определение  качества усвоения учащимися  программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.       Одним из важных составляющих приёмов проверки знаний, умений и навыков является математический  диктант. Его основные функции: контролирующая, обучаю...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математический диктант - как средство контроля, обучения, диагностики и

воспитания.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Основной целью проверки является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.

Одним из важных составляющих приёмов проверки знаний, умений и навыков является математический диктант. Его основные функции: контролирующая, обучающая, диагностическая и воспитывающая- являются подспорьем для учителя в усвоении учащимися фактического материала, в оценивании их знаний, умений и навыков.

Многие педагоги жалуются на сложности при написании диктантов: учащиеся или не усевают за диктующим учителем, или записывают не то, что диктует учитель, не успевают «переварить» информацию. Соответствующими бывают и результаты.

Посмотрим в корень проблемы. Очевидно существует две причины, которые нужно иметь в виду, давая на уроке учащимся такую форму проверочной работы, как диктант.

Причина 1. Учащиеся не умеют слушать и слышать учителя. А ведь в средней школе очень важным является формирование умения получать информацию «на слух», запоминать её, успевать мысленно обработать, т.е. проанализировать и записать на бумагу.

Причина 2. Низкий уровень владения учащимися точной и грамотной математической речью, наличие и размер словарного запаса у учащихся.

Есть ещё одна очень важная особенность данной работы: диктант является хорошим организующим началом урока, которое всё время тренирует у детей умение быстро сосредоточиваться, развивает оперативную память и устойчивость внимания. А так как в плане урока на диктант выделяется 2-3 минуты, то наличие данных умений и навыков у школьника предельно важны. Сам текст диктанта должен читаться только 1 раз. Учащиеся знают, что переспрашивать бесполезно: не успел - оставь пустое место и слушай дальше. Все вычисления, если они нужны, выполняются устно.

Как видим рамки очень жёсткие. Что же делать? Как научить ребёнка быстро и правильно записывать то, что диктует учитель?

Наверное, восприятие «на слух» должно развиваться не только в такой форме работы, как математический диктант. Есть смысл проводить устный счёт «на слух», без записей на доске или в учебнике ( как то: в учебнике «Математика 5», «Математика 6» автора Н. Я. Виленкина и др.)

Учащиеся должны воспринимать «на слух» несложные задачи, высказывания, воспроизведённые наполовину с требованием: «Закончите фразу…», логические связки, требующие ответа «да» или «нет», которые можно включить в физ. минутку и в другие этапы урока.

В результате, ребёнок, хорошо ориентирующийся в устном счёте, который хорошо воспринимает информацию «на слух», « хватает её на лету», едва ли плохо будет писать контрольные и самостоятельные работы, вяло работать на уроке. Ведь когда легко учиться - тогда нравится, а когда нравится - хочется сделать больше. При этом хорошее настроение - немаловажный фактор в усвоении фактического материала. Хочется отметить ещё один аспект данной проблемы: начинать тренировать восприятие «на слух» нужно как можно раньше, с 1 класса. Даже в садичной группе это приемлемо, так как ребята ещё не знают букв, цифр, не умеют писать и читать. Автор данной статьи на собственном опыте убедился, что , чем младше дети , тем легче решаются описанные выше проблемы.

В данном случае должна прослеживаться тесная связь между учителями математики и учителями начальной школы, должна реально существовать преемственность в обучении, которая помогает организовать ребёнка в начальной школе и подготовить его к учёбе в среднем звене.

Конечно, объём проделанной работы должен быть достаточно велик, чтобы дети «с ходу» писали диктанты на «отлично». Но результат превзойдёт все ожидания.

Рассмотрим ещё две функции математического диктанта: диагностическую и воспитательную.

Сущность диагностической функции проверки состоит в том, чтобы получить информацию об ошибках, недочётах, пробелах в знаниях учащихся, что позволяет обеспечить индивидуальный подход в обучении.

Сущность же воспитывающей функции заключается в воспитании: ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Постоянная проверка знаний заставляет учащихся более серьёзно и регулярно готовиться к урокам, воспитывает привычку трудиться.

Особенным моментом данной функции является то, что учащиеся, пишущие диктант или под копирку, или просто на двух половинках листа, одну из которых сдают, а другую проверяют тут же, выставляют себе оценку. Учитель, собирая и вторые половинки листа, видит как оценил себя тот или иной ученик. Самооценивание является важным моментом , который учителю необходимо знать о своих учениках.

Подводя итоги вышесказанного, учитывая все стороны данной проблемы, можно сказать, что такая форма работы на уроке, как диктант имеет много положительных сторон, если учитель грамотно пользуется данной формой работы, учитывает все её особенности.

Методист ФПК СОГПИ

Учитель математики СОШ № 42

Уруймагова З.Ю.

г. Владикавказ

2004 г.

© 2010-2022