Развитие креативных способностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие креативных способностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике.

В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. В условиях стремительно возрастающего объема информации человеку необходимо не только владеть определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь адаптироваться к новым условиям жизни.

Приведу выдержку из ФГОС : «Выпускник школы - это гражданин: … креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированный на творчество и инновационную деятельность».

Новые стандарты предполагают изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя, заботясь в будущем и о своей семье, и своем государстве.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творческих личностях. Современным организациям и предприятиям требуются креативные сотрудники. «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.

Что же такое «креативность»? Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Концепция креативности как феномена творчества была введена в науку Дж. Гилфордом - американским психологом. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологических тестах.

Основные критерии таковы:

1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.

2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.

3. Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно.

4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям, восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

5. Способность к разработке гипотезы - смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Удовлетворенность - итог проявления креативности - логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.

Основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Большинство психологов и педагогов, работающих по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

- индивидуализация образования;

- исследовательское обучение;

- проблематизация.

Я придерживаюсь мнения, что креативность - это способность человека творчески подходить к стоящим перед ним задачам и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.

Поэтому главной целью своей работы вижу - создание условий для развития креативных способностей обучающихся, способствующих формированию образованной, нравственной, социально адаптированной личности.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. научить детей анализировать, мыслить, находить решения в нестандартных ситуациях;

  2. организовать научно - исследовательскую деятельность учащихся для совершенствования процесса обучения и профориентации;

  3. развивать свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире;

  4. способствовать достижению современного качества образования, соответствующего меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Решение этих задач на всех ступенях обучения в школе, правильное

планирование своей работы позволит и азы математики изучить, и к сдаче ГИА и ЕГЭ автоматически подготовиться.

Развитие креативности на уроках математики осуществляю через:

- разрешение проблемных ситуаций;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать анализ, сравнение, обобщение, сопоставление фактов, вывод;

- решение творческих задач;

- применение исследовательского метода обучения.

Я считаю, что математика начинается с проблемы. Поэтому при изучении новой темы использую технологию проблемного обучения. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не те знания, что получили готовыми и зазубрили, а те, что открыли сами и выразили по своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер. На проблемном уроке "проводим" учеников через два этапа: постановка проблемы и поиск решения.

Постановку проблемы осуществляю одним из трех способов:

  1. Организация побуждающего диалога - через создание проблемной ситуации.

Например, урок в 11 классе «Решение задач на вычисление объема

усеченного конуса»

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Анализировать задачу по следующему плану:

  1. объект задачи;

  2. данные элементы;

  3. искомые элементы;

  4. отношения: данные и искомые

Задача, Радиус одного основания усеченного конуса в 5 раз больше радиуса другого. Высота конуса разделена на 4 равные части и через точки деления проведены плоскости параллельно основаниям. В каком отношении разделится объем данного конуса?

Что является объектом задачи?

Ожидаемый ответ: объектом задачи являются 5 усеченных конусов, один - данный, еще 4 получены пересечением данного конуса плоскостями, параллельными основаниям конуса

Какие элементы известны?

Ожидаемый ответ: известных элементов нет

Какие элементы нужно найти??

Ожидаемый ответ: таких элементов нет

Какие отношения известны и какие неизвестны?

Ожидаемый ответ: известные отношения - части высот данного конуса равны, высота данного усеченного конуса в 4 раза длиннее высоты каждого полученного конуса; радиус большего основания усеченного конуса в 5 раз длиннее радиуса меньшего основания; неизвестные отношения - отношение объемов четырех усеченных конусов

Выполните рисунок к задаче

Составьте план решения задачи

Ответы учащихся

При изучении темы 7 класса «Свойства степени с натуральным показателем" в устный счёт, состоящий из примеров на умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями, где показатели небольшие числа включаю задание, где показатели степеней очень большие числа. Происходит "заминка" (проблема), и начинаем думать: "что предпринять?"

  1. Организация подводящего диалога - через систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формулированию темы урока.

Например, урок в 5 классе по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.» начинаю так:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Что интересного в числах:

10,05; 100,5; 10,050; 1,00500; 100,500; 1,005?

Ответы учащихся

Найдите равные числа и расположите их в порядке возрастания (используя наиболее удобные записи). Что вы замечаете?

1,005; 10,05; 100,5.

Ожидаемый ответ: запятая перемещается на один разряд вправо

Продолжите ряд на три числа. Во сколько раз увеличиваются числа этого ряда?

1,005; 10,05; 100,5; 1005; 10050; 100500.

Ожидаемый ответ: числа увеличиваются в 10 раз

А что происходит с числом, если запятая перемещается на разряд влево?

Ожидаемый ответ: числа увеличиваются в 10 раз

Почему?

Ответы учащихся

Как сформулировать тему урока?

Все предложения выписываются на доске.


  1. Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приёма.

Например, урок в 10 классе «Углы между основными геометрическими

фигурами»:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Что изучает стереометрия?

Ожидаемый ответ: стереометрия изучает фигуры в пространстве

Назовите, обозначьте и изобразите основные фигуры стереометрии

Ожидаемый ответ: точка, прямая, плоскость

Составьте различные комбинации из двух основных фигур стереометрии. На доске изобразить эти комбинации

Ожидаемый ответ: 6 комбинаций: 2 точки, 2 прямые, 2 плоскости, точка и прямая, точка и плоскость, прямая и плоскость

Как могут располагаться между собой эти фигуры?

Ожидаемый ответ: а) 2 точки лежат на одной прямой; б) 2 прямые - параллельно, пересекаются, скрещиваются; в)2 плоскости - параллельно, пересекаются; г) точка принадлежит прямой или не принадлежит прямой; д) точка принадлежит плоскости или не принадлежит плоскости; е) прямая параллельна плоскости или пересекается с ней

Определите углы между двумя фигурами

Ожидаемый ответ: а)нет; б) 00 ; острый угол между параллельными и скрещивающимися прямыми; в)двугранный угол и линейный угол; г) нет; д) нет; е) угол между прямой и ее проекцией на плоскость

Сформулируйте приемы определения углов между фигурами

Ожидаемый ответ: 1)угол между двумя прямыми; 2) угол между прямой и плоскостью; 3)угол между двумя плоскостями

На модели пирамиды паказать:

  • углы между двумя прямыми;

  • углы между прямой и плоскостью;

  • углы между двумя плоскостями

  • углы между скрещивающимися порямыми

Ответы учащихся

Научить решать учебные познавательные задачи в процессе изучения

математики и является одной из форм проявления творческой деятельности учащихся, характеризует состояние творческого мышления, а также свидетельствует об уровне их математической подготовки.

Я считаю, что проблемное обучение развивает креативные способности, обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Для реализации этой технологии я определяю особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы, делаю отбор самых актуальных, сущностных задач и использую личностный подход, чтобы вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Экзамен - это такое испытание, к которому не нужно готовиться много лет, прорешивая большое количество однотипных заданий. Нужно качественно изучать пограмму, решать задачи из школьных учебников, уделять внимание текущему и обобщающему повторению, заниматься устной работой, проверять домашние задания, развивать творческие и креативные способности - короче говоря, честно делать свою обычную работу. И тогда экзамен не страшен.


© 2010-2022