Рабочая программа по математике в 3 классе с детьми с ОВЗ

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брусенцова Светлана Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Кваркенская СОШ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено на заседании ШМО

протокол № 1 от

Рук. ШМО: / /

Согласовано

Зам. директора по УР:

/С.А. Брусенцова /

Утверждаю

Приказ № 149 от 31.08.2015 г.

Директор школы: /О.В. Фомина/











Рабочая программа по математике

для учащегося с ОВЗ VIII вида

с учетом индивидуальных способностей


Класс - 3

Система обучения: коррекционная

Учитель - С.А. Брусенцова, учитель начальных классов, высшая категория





с. Кваркено

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации;

  2. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Основной образовательной программы НОО МОАУ «Кваркенская СОШ;

  4. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 - п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  5. Программы для подготовительного, 1 - 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

  6. Учебного плана МАОУ «Кваркенская СОШ».

В Основных положениях концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу включены математика и применение математических знаний:

  • овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

  • овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.);

  • развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Цель программы:

расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы обучения:

  • Формирование и коррекция начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;

  • повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;

  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

формы обучения - урок, практическая работа.

методы обучения:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

- методы мониторинга знаний и умений обучающихся,

- классные и домашние работы, чертежи, рисунки, самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы, тесты, математический диктант, фронтальный и индивидуальный опрос.

Общая характеристика курса

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями.

Ведущими методами обучения являются: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

На уроках математики формируется и развитие речи учащихся. Поэтому учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

Геометрический материал включается почти в каждый урок математики.

В 3 классе закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельная работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся в коррекционной школе.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах - органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.



Место курса в учебном плане


Предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика и информатика». Данная рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому в связи с этим количество часов на изучение отдельных тем значительно сокращено. В соответствии с учебным планом для детей с ограниченными возможностями здоровья на изучение математики в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, продолжительность учебного года 34 учебных недели.

Содержание учебного курса

Название раздела, темы

Кол-во часов

1.

Повторение

22


Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.


2.

Умножение и деление чисел

18


Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.


3.

Сотня

21


Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.


4.

Меры длины, времени, массы, стоимости.

5


Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.


5

Геометрический материал

(в течение года)


Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.


6.

Повторение

2


Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.



Итого

68ч.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе, к изучению математики;

- интерес к учебному материалу;

- представление о причинах успеха в учёбе;

- общее представление о моральных нормах поведения;

- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;

- понимания значения математики в жизни человека;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- адекватно воспринимать предложения учителя;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу осваиваемой деятельности;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить

соответствующие коррективы под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;

- читать простое схематическое изображение;

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

- под руководством учителя проводить аналогию;

- понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные).

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие математические сообщения в устной форме (2-3 предложения);

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

- выделять несколько существенных признаков объектов;

- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

- понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;

- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

- воспринимать различные точки зрения;

- воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

- понимать необходимость использования правил вежливости;

- использовать простые речевые средства;

- контролировать свои действия в классе;

- понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- следить за действиями других участников учебной деятельности;

- выражать свою точку зрения;

- строить понятные для партнера высказывания;

- адекватно использовать средства устного общения.

Предметные результаты

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, записи и выполнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

  • смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

  • таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

  • порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;

  • единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

  • порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

Учащиеся должны уметь:

  • считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;

  • откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

  • складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;

  • использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

  • различать числа, полученные при счете и измерении;

  • записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

  • определять время по часам (время прошедшее, будущее);

  • находить точку пересечения линий;

  • чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Примечания.

1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.

2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.

3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.

4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых - умножение или деление.

Инструментарий для оценивания результатов


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,- это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении,

При оценке контрольных работ (см. Приложение 1):

  • Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

  • Оценка "4" ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.

  • Оценка "3" ставится, если в работе 4-5 негрубых ошибок или 1-2 грубые (задача решена с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий).

  • Оценка "2" ставится, если в работе допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых, не решена задача, но сделаны попытки ее решить и выполнено менее половины других заданий.

  • Оценка "1" ставится, если ученик не приступал к решению задач, не выполнил других заданий.


Календарно-тематическое планирование


Раздел

Тема

Стр.

Кол-во уроков

Тип урока

Требования к ЗУН

Основные термины, понятия

Дата

Повторение

22


1

Числовой ряд. Место числа в числовом ряду.

с. 3

1

Урок актуализ. зн

Обобщить, систематизировать знания учащихся о месте числа в числовом ряду.

Совершенствовать навык устного счета в пределах двадцати.

Обобщить, систематизировать знания учащихся о четных - нечетных, однозначных - двузначных числах.

Закрепить представление о способе решения простых задач

Числовой ряд, прямая линия.

2

Соседи числа. Предыдущие и следующие числа.

с.

4 - 5

1

Урок компл. прим. зн

Предыдущее число, последующее Увеличить, уменьшить

3

Увеличение, уменьшение числа на единицу, на два.

1

Комбинированный урок

Однозначное и двузначное числа. Разряд

4

Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа

с.

5- 7

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Чётные и нечётные числа. Десятки, единицы

5

Входная контрольная работа «Повторение»

1

Урок контроля знаний

6

Работа над ошибками. Двадцать единиц - два десятка. Сравнение чисел в разрядных таблицах.

с.8

1

Комбинированный урок

7

Сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание.

с.10

1

Комбинированный урок

8

Переместительный закон сложения. Решение примеров.

с.11

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Совершенствовать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

Закрепить представление о переместительном законе сложения.

Совершенствовать умение решать простые и составные задачи.

Компоненты при сложении

9

Решение примеров в два действия.

с.12

1

Комбинированный урок

10

Решение простых и составных задач.

с.13

1

Комбинированный урок

Составная задача

11

Решение примеров в два действия.

с.14

1

Урок актуализ. зн

12

Прибавление числа 9, 8, 76,5,4,3,2.

1

Комбинированный урок

13

Контрольная работа «Сложение в пределах 20»

1

Урок контроля знаний

14

Работа над ошибками. Решение примеров на сложение в пределах 20 с переходом через десяток.

с.15

1

Урок актуализ. зн

15

Вычитание

Состав чисел второго десятка.

1

Урок актуализ. зн

16

Вычитание числа 9, 8, 7

с.

1

Комбинированный урок

17

Вычитание чисел 6,5,4,3,2.

с.16

1

Комбинированный урок

18

Единицы длины: 1 см, 1 дм.

с.17-18

1

Комбинированный урок

Меры длины, см, дм

19

Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг.

с.19-20

1

Комбинированный урок

Меры емкости,л,кг

20

Прямая, луч, отрезок

с.21-22

1

Урок актуализ. зн

Повторить различие между прямой, лучом, отрезком.

Вспомнить элементы угла, четырехугольника, треугольника

Луч, прямая, отрезок

21

Угол, четырехугольник .Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.

с.23

1

Урок актуализ. зн

Угол. Многоугольники

22

Контрольная работа «Меры длины, массы»

1

Урок контроля знаний

Умножение и деление чисел

18


23

Работа над ошибками. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения

с.53

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Сформировать представление о смысле арифметического действия умножения.

Познакомить с таблицами умножения чисел 2, 3,4,5,6.

Сформировать представление о смысле арифметического действия деления.

Познакомить с таблицами деления на 2,3,4,5,6

Компоненты при умножении

24

Таблица умножения числа 2

с.56

1

Комбинированный урок

Таблицаумножения

25

Деление предметных совокупностей на 2,3,4,5 равных частей

с.59

1

Комбинированный урок

Деление на равные части

26

Таблица умножения числа 3 и деления на 3

с.62

1

Комбинированный урок

Компоненты при умножении

27

Таблица умножения числа 4 и деления на 4

с.64

1

Комбинированный урок

Компоненты при умножении

28

Таблица умножения и деления на 5

с.65

1

Комбинированный урок

Компоненты при умножении

29

Контрольная работа «Умножение и деление»

1

Урок контроля знаний

30

Работа над ошибками. Таблица умножения чисел 2,3,4,5,6 и деления на 2,3,4,5,6

с.73

1

Урок актуализ. зн

Сотня

21

Познакомить учащихся с числовым рядом 1-100

Научить учащихся сравнивать числа в пределах 100

Нумерация

Сотня

31

Одна сотня - десять десятков.

с.29

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

32

Круглые десятки. Сравнение круглых десятков.

с.32

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Круглые десятки

33

Сложение и вычитание круглых десятков.

Решение задач.

с.33

1

Комбинированный урок

Названия компонентов при арифметических действиях

34

Сравнение двузначных чисел в пределах 100.

с.34

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

35

Увеличение числа на единицу, десяток.

с.36

1

Комбинированный урок

36

Уменьшение числа на единицу, десяток.

с.37

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

37

Понятие разряда. Разрядная таблица

с.39

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Сформировать представление о разряде

Меры длины, времени, массы, стоимости.

5

Меры длины

38

Меры длины

с.

1

Комбинированный урок

Закреплять представаление о единицах измерения длины

Меры времени

39

Меры времени

с.

1

Комбинированный урок

Закреплять представаление о единицах измерения времени. Вспомнить порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года

Меры массы

40

Меры массы

с.

1

Комбинированный урок

Закреплять представаление о единицах измерения массы

Меры стоимости

41

Меры стоимости

с.

1

Комбинированный урок

Закреплять представаление о единицах измерения стоимос

Меры времени

42

Геометрический

материал

Окружность. Круг

с.210

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Научить чертить окружность разных радиусов, различать окружность и круг

Окружность. Круг

43

Контрольная работа «Меры длины, времени, массы, стоимости»

с.211

1

Урок контроля знаний


Сотня


44-45

Работа над ошибками. Сложение и вычитание круглых десятков.

с.88

2

Комбинированный урок

Научить складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд

46

Сложение круглых десятков и двузначных чисел.

с.90

1

Комбинированный урок

Названия компонентов при сложении

47

Вычитание круглых десятков и двузначных чисел

с.94

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Названия компонентов при вычитании

48

Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.

с.96

1

Комбинированный урок

49

Контрольная работа «Сложение и вычитание круглых десятков и двузначных чисел»

с.98

1

Урок контроля знаний

50

Работа над ошибками. Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.

с.100

1

Комбинированный урок

51

Геометрический материал

Взаимное положение линий на плоскости

с.213

1

Комбинированный урок

Научить находить точку пересечения линий

Прямая

Умножение и деление чисел


52

Деление на равные части. Деление по содержанию.

с.105

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Дать представление о различии двух видов деления, способа чтения и записи каждого вида деления

Взаимосвязь умножения и деления.

53

Деление на 2 равные части. Деление по 2.

с.107

1

Комбинированный урок

Компоненты при делении.

54

Деление на 3 равные части. Деление по 3.

с.110

1

Комбинированный урок

Компоненты при делении.

55

Деление на 4 равные части. Деление по 4.

с.114

1

Комбинированный урок

Компоненты при делении.

56

Деление на 5 равных частей. Деление по 5

с.118

1

Комбинированный урок

Компоненты при делении.

57

Контрольная работа «Умножение и деление чисел»

1

Урок контроля знаний

58

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок


Сотня


59

Порядок арифметических действий.

с.193

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Сформировать понятие о порядке действий в примерах в 2-3 арифметических действия

Порядок действий

60

Решение примеров на изученное правило.

с.195

1

Комбинированный урок

61

Дифференциация простых задач на деление.

с.198

1

Комбинированный урок

62

Решение примеров в два действия.

с.199

Урок актуализ. зн

Задача

63

Повторение

2


Повторить и закрепить изученные знания.

64

Нумерация чисел в пределах 100

с.200

1

Урок актуализ. зн

65-66

Таблица умножения

с.202

1

Урок актуализ. зн

67

Контрольная работа по итогам года

1

Урок контроля знаний

68

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок


Материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Учебный компонент:

«Математика», учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Автор - составитель: В.В. Эк Москва «Просвещение», 2007 год, 5-е издание, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации


  1. Учебно - методические пособия:

  • Эк В.В.«Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва «Просвещение» 2006 г.

  • Перова М.Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». Учебное пособие для студентов дефектологических специальностей педагогических институтов и в качестве методического пособия для учителей вспомогательных школ. М.: «Просвещение», 1978. 351 стр.

  • Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей /Под ред. В.Г. Петровой. - 2е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 1982. - 285 с.,

  • Математика. 1-4 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. /авт.-сост. Е.П.Плешакова. - Волгоград: Учитель, 2009 - 206 стр.

  • Марк Беденко. Математика с улыбкой. Лесная школа. Рабочая тетрадь по математике 2 класс. Издательство ООО «5 за знания» 2007 г. 31 стр.


  1. Цифровые образовательные ресурсы:

school-collection.edu.ru

zavuch.info/forums.html

gramma.ru

openclass.ru

gramota.ru

korped.rkc-74.ru

mgn.ru/gmc/work.html


  1. Демонстрационный материал.

Таблица разрядов и классов.

Геометрические фигуры.

Таблица сложения

Таблица умножения

Сантиметр, дециметр.

Числовой ряд.

Математические знаки

Таблица мер веса.

Таблица мер длины.

Четырехугольники.

Угол. Виды углов.

Величины. Масса. Объем. Длина.

Компоненты сложения и вычитания

Сложение с переходом через десяток

Вместимость. Единицы вместимости. Литр.

Длина. Единицы длины: мм, см, дм, м, км

Длина. Единица длины: километр

Масса. Единицы массы. Килограмм.

Время. Единицы времени: час, минута.

Время. Единицы времени: неделя, месяц, год.

Время. Единицы времени: сутки.















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Материалы для контрольных заданий:

Второй десяток.(Повторение)

Контрольная работа

Цели - проверить усвоение:

А) записи двузначных чисел в пределах 20;

Б) умение сравнивать двузначные числа;

Вариант 1

  1. Восстановите числовой ряд.

10, …, …, 13, 14, …, …, 17, 18, …, 20

  1. Вставьте пропущенные числа.

16 >

1 >

2 <


  1. Впишите предыдущее и последующее число.

, 10,

, 1 ,

, 19

  1. Запишите цифрами.

1 дес. 2 ед. 1дес. 5 ед.

2 дес. 1 дес. 9 ед.

  1. Разложите числа на десяток и единицы.

14 -

18 -

11 -

Вариант 2

  1. Восстановите числовой ряд.

10, 11, …, …, 14, …, …, 17, 18, …, 20

  1. Вставьте пропущенные числа.

18 <

13 >

<10


  1. Впишите предыдущее и последующее число.

, 19,

, 14 ,

, 9 ,

  1. Запишите цифрами.

1 дес. 1дес. 8ед.

1 дес. 3ед. 1 дес. 5 ед.

  1. Разложите числа на десяток и единицы.

16 -

19 -

13 -

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (Повторение)

Контрольная работа

Цели - проверить сформированность:

А)навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток;

Б)умения складывать и вычитать двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд;

проверить усвоение:

единиц длины (см, дм)

Вариант 1

  1. Дополните и решите примеры.

14+ … =16 … +12 = 20 … + 1 =15

11+ … =18 … +14 = 20 … + 0 =20

  1. Составьте 4 примера на сложение десятка и единиц.

  2. Дополните и решите примеры.

17 - … = 15 16 - … = 15

18 - … = 13 15 - … = 5

  1. < или >

7 см … 2 см 4 см … 7 см

8 см … 8 дм 12см … 5 см

  1. Начертите отрезок меньше 1 дм: 12 см, 5 см, 19 см

Вариант 2

  1. Решите примеры:

15 + 4 = 15 - 4 =

12 + 6 = 18 - 8 =

13 + 7 = 14 - 3 =

  1. Составьте 4 примера на вычитание десятка из чисел 17, 12, 13, 16.

  2. Дополните и решите примеры.

14 - … = 11 … - 3 = 10

16 - … = 13 … - 10 = 4

  1. < или >

9 см … 2 см 5см … 7 см

7 см …78 дм 11см … 5 см


  1. Начертите отрезок длиной 8 см

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (Повторение)

Проверочная работа

Цели - проверить сформированность:

А) умений складывать и вычитать числа с переходом через десяток;

Б) навыков сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;

Б) умений решать задачи.

Вариант 1

  1. Решите примеры.

9+6= 11 - 3 = + 3= 11

8+4= 17- 9= + 5 = 12

7+6= 13-4= 12 - = 7

3+8= 15-8= 18- = 9

  1. Решите примеры.

13 + 7 -12 = 0+ 7 + 0 =

8+ 1+ 0 = 18 - 14 - 0 =

  1. В классе 8 мальчиков, во 2 классе 12 мальчиков, а в третьем классе на 9 мальчиков меньше, чем в 1 и 2 классах вместе. Сколько мальчиков в 3 классе?

Вариант 2

  1. Решите примеры.

8+3= 17 -8= 12 - =6

2+9= 12 -9 = 14- = 7

4+8= 15- 6= 18 - = 9

  1. Решите примеры.

6=3+11= 12 + 8 - 2 =

0+4+0= 16 -12-4=


  1. В 1 классе учится 4 девочки, во 2 классе - на 3 девочки больше, а в 3 классе - на 5 девочек меньше, чем во втором классе. Сколько девочек учится в 3 классе?

Умножение и деление.

Таблица умножения чисел 2, 3, 4 и деления на 2, 3, 4.

Контрольная работа

Цели - проверить усвоение:

А) смысла умножения;

Б) табличных случаев умножения чисел 2, 3, 4 и деления на 2, 3, 4;

В) деления на равные части.

Вариант 1

1.Впишите неизвестные числа.

X 2 = 16 X = 9

2 X = 8 5 X = 20

2. Решите примеры.

18: 3= 15: 3= 14 : 7 =

12: 4= 20: 2 = 18 : 6 =

3. Замените сложение другим арифметическим действием.

2 +2 + 2+ 2 +2 = 5 + 5 + 5 + 5=

  1. +6 +6 = 4 + 4 +4 +4 +4 =

  1. Выпишите все числа, которые делятся на 4.

5, 8, 4, 10, 15, 12, 19, 16, 17, 18, 13

  1. За 4 одинаковые конфеты Петя заплатил 20 р. Сколько стоит каждая конфета?

Вариант 2

1.Впишите неизвестные числа.

4 X = 12 2 X =12

6 X = 18 5 X = 15

2. Решите примеры.

20:5= 12 : 2 = 14:2=

6:3= 8:4= 12:3=

3. Замените сложение другим арифметическим действием.

7 + 7= 3 +3 + 3=

2 + 2 + 2= 5+ 5 + 5 + 5=

4.Цена карандаша 5 р. Сколько надо заплатить за 3 таких карандаша?


Сотня

Проверочная работа № 5

Цели - проверить усвоение:

А)записи двузначных чисел;

Б)последовательность чисел в пределах 100;

В) умение сравнивать двузначные числа.

Вариант 1

  1. Вставь пропущенные числа.

10 , 20, 30, …, …, …, …, …, …, 100.

48, …, …, …, …, 53, …, …, …, …, …, …, 60.

  1. Впиши предыдущие и следующие числа.

49

80

60

  1. Реши примеры.

49+1= + 1= 70 35 +10=

89+1= + 1= 100 76 + 10=

60-1= - 1=69 87 - 1=

80-1= - 1=29 64 - 10=

  1. Сравни числа и вставь нужный знак < , > , =

37 67 93 73

84 80 35 35

  1. Замени десятки на единицы.

4 дес.=…ед 7 дес. = … ед.

  1. дес.= …ед. 5 дес. = … ед.

  1. Увеличь на 2 десятка каждое из чисел: 57, 34, 10, 80.

Вариант 2

  1. Вставь пропущенные числа.

10 , 20, 30, …, …, …, …, …, …, 100.

55, …, …, …, …, …, …, …, …, 64, …, …, …, …, …, 70

  1. Впиши предыдущие и следующие числа.

59

70

99

3.Реши примеры.

39+1= 74+1= 40-1=

99+1= 45+10= 99 +1=

45-10= 60- 1= 54-10=

4.Сравни числа и вставь нужный знак < , > , =

79 99 70 80

69 69 100 10

5.Замени единицы на десятки.

50 ед.=… дес. 90 ед.= … дес.

60 ед.=… дес. 30 ед.=… дес.

Меры длины. Меры времени.

Контрольная работа № 6

Цели - проверить усвоение:

А)единиц длины; действий с величинами

Б) единиц времени;

Вариант 1

  1. Сравни суммы и остатки с (<, > , =)

1 дм 1 м

6 см + 5 см = 2 дм + 8 дм =

4 см + 16 см = 13 дм - 3 дм =

17 см - 6 см = 20 дм - 10 дм =

  1. 1 м = … см 1 сут. = … ч

  2. Начерти окружность радиусом 5 см.

  3. Начерти прямой угол, угол больше прямого, меньше прямого. Напиши названия этих углов.

Вариант 2

1. Сравни суммы и остатки с (<, > , =)

1 дм 1 м

12 см- 2 см= 6 дм + 9 дм=

17 см - 6 см= 17 дм - 10 дм =

13 см - 7 см= 1 дм + 10 дм =

  1. Напиши названия первого месяца в году и последнего.

  2. Начерти круг с радиусом 6 см.

  3. Начерти прямой угол, угол больше прямого, меньше прямого. Напиши названия этих углов.

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

Контрольная работа

Цели - проверить усвоение:

А) вычислительных приемов - дополнение двузначного числа до «круглого», вычитание однозначного числа из «круглого», складывать и вычитать двузначные числа;

Б) умений решать задачи

Вариант 1

  1. Реши примеры.

24+6= 14+ 86= 100 - 7=

75+5= 60 - 4= 85 - 32=

96+4= 50 - 26= 100 - 29=

  1. Реши задачу.

Для школы приобрели 90 стульев. 44 стула поставили в кабинеты первого этажа, 12 стульев - в кабинеты первого этажа, а остальные - в кабинеты третьего этажа. Сколько стульев поставили в кабинеты третьего этажа?

  1. Реши примеры.

70 - (45 - 24)= 53+ 27 - 64=

83 - (100 - 32)= 73 - 21+8=

Вариант 2

  1. Реши примеры.

41+9= 63+37= 54 - 43=

28+12= 70 - 3= 100 - 45=

  1. Реши задачу.

В хозяйстве было 60 птиц. Из них уток - 13 штук, гусей - 15штук, а остальные птицы - куры. Сколько кур было в хозяйстве?

  1. Реши примеры.

96 - (73 -61)=

100 - 99 +45=

31 + 39 + 26=

Числа, полученные при счете и при измерении

Проверочная работа

Цели - проверить усвоение:

действий с величинами.

Вариант 1

  1. Выполни действия.

1 ч - 22 мин = 1м - 24 =

1 сут. - 2 ч = 1 дм - 10 см =

1 год - 2 мес. 1 р. - 28 к. =

  1. Реши задачу.

Купили ковровую дорожку длиной 26 м. Для одной комнаты отрезали 6 м, для другой - 8 м. Какова длина оставшейся дорожки?

  1. Выполни действия.

20 мин + ( 54 мин - 14 мин) =

1 ч - (27 мин + 19 мин) =

15 сут. + (12 сут. - 9 сут.) =

  1. Измерь отрезки и запиши полученные числа.

Вариант 2

  1. Выполни действия.

1 ч - 2 мин = 1 м - 4 дм = 36 см + 4 см =

1 сут. - 24 ч = 1 дм - 10 см = 73 дм + 20 дм

  1. год - 6 мес. = 1 р. - 100 к. = 44 см + 6 см =

  1. Реши задачу.

Длина первого куска веревки 18 м, второй кусок на 12 м длиннее первого, а третий на 27 м длиннее второго. Какова длина третьего куска веревки?

  1. Измерь отрезки и запиши полученные числа.

Деление на равные части. Деление по содержанию.

Проверочная работа

Цели - проверить усвоение:

конкретного смысла действия деления; табличных навыков умножения и деления чисел.


Вариант 1

  1. Реши примеры.

2x 6 = 20 : 2 = 16 : 4 =

14 : 2 = 2 X 7 = 3 X 4 =

5 X 3 = 3 X 6 = 2 X 8 =

20:4 = 12 : 2 = 18 : 2 =

  1. Реши задачу.

Дежурный раздал 20 тетрадей всем ученикам своего класса, по 2 тетради каждому. Сколько учеников в классе?

  1. В трех командах 18 спортсменов. Сколько человек в каждой команде, если команды одинаковые по числу спортсменов.

Вариант 2

  1. Реши примеры.

2 x 9 = 5 x 3 = 18 : 2 =

16 : 2 = 5 x 4 = 12 : 3 =

20 : 5 = 2 x 6 = 14 : 2 =

18 : 3= 2 x 4 = 20 : 4 =

  1. Реши задачу.

На овощебазе 15 кочанов капусты разложили поровну в три корзины. Сколько кочанов капусты в каждой корзине?

Контрольная работа

Цели - проверить усвоение:

А)вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через десяток;

Б) табличных навыков умножения и деления;

В) смысла умножения и деления.

Вариант 1

  1. Реши примеры.

27 + 40 = 83 - 80 = 47 + 31 =

45 + 15 = 67 - 27 = 100 - 27 =

36 + 64 = 96 - 92 = 90 - 4 =

  1. Реши задачу.

В каждой классной комнате 3 окна. Сколько окон в 6 классных комнатах?

  1. Реши примеры.

  1. x 7 = 14 : 2 = ( 47 - 35) : 2 =

  2. x 6 = 20 : 5 = (83 - 63 ) : 4 =

  1. Начерти два пересекающихся отрезка длиной 6 см и 8 см.

Вариант 2

  1. Реши примеры.

27 + 2 = 27 - 13 = 100 - 1 =

87 - 85 = 48 - 18 = 40 + 42 =

36 + 14 = 96 - 54 = 30 + 2 =

  1. Реши задачу.

15 журналов положили поровну на 3 стола. Сколько журналов положили на каждый стол?

  1. Реши примеры.

5x 3 = (51 - 31 ) : 5 =

18 : 3 = (98 - 82 ) : 2 =

  1. Начерти две пересекающиеся прямые. Точку их пересечения обозначь буквой А.

Порядок арифметических действий

Проверочная работа

Цели - проверить усвоение:

А) табличных случаев умножения и деления;

Б) вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через десяток;

В) правил порядка выполнения действий в выражениях;

Проверить умение решать задачи.

Вариант 1

  1. Умножь число 3 на 3, 5, 7

Увеличь число 3 на 3, 5, 7

  1. Раздели число 12 на 3, 2, 4.

Уменьши число 12 на 3, 2, 4.

  1. Реши примеры.

28 - 18 : 3 = 2 x ( 13 - 4) =

43 + 4 x 4 = 14 : ( 26 - 24) =

80 - ( 16 + 43) = 2 x 10 : 4 =

  1. В одной комнате 12 стульев, в другой на 4 стула меньше. Сколько стульев в двух комнатах?

  2. Реши примеры.

1 м - 7 см = 1 ч - 3 мин =

1 год - 3 мес. = 1 сут. - 11 ч =

Вариант 2

  1. Умножь число 2 на 3, 5, 7

Увеличь число 2 на 3, 5, 7

  1. Раздели число 12 на 3, 2, 4.

Уменьши число 12 на 3, 2, 4.

  1. Реши примеры.

80 - ( 16 + 43 ) = 2 x 10 : 4 =

13 - 12 : 3 = 16 - 18 : 2 =

5 + 2 x 4 = 9+ 3 x 3 =



© 2010-2022