Внеклассное мероприятие по математике Поле чудес (Известные математики)

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский авиационный колледж

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поле Чудес»

По дисциплине «Математика»

для всех специальностей 1 курса базового и повышенного уровней

Разработал преподаватель

Ершова Нина Александровна

Ульяновск

2012

"Владение математикой - умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие… оригинальности, изобретательности."

Д.Пойа

"Образование есть то, что остается, когда всё выученное уже забыто"

М. Лауэ

Цели мероприятия:

- Краткое знакомство с выдающимися математиками

- Умение решать нетрадиционные задачи.

- Развитие интереса к предмету.

- Развитие мыслительной активности в "нестандартной ситуации".

- Стимулирование познавательного интереса.

Ведущий. Итак, мы начинаем игру капитал-шоу "Поле математических чудес". Ваше активное участие - это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, гости.

Итак, начнем, господа!

Отбор участников.

Ведущий: Для начала выберем участников. Для этого, вам - дорогие студенты, необходимо ответить на вопросы. Один раз ответивший студент, больше не может отвечать. (Приложение 1)

Ведущий: Итак, участники отобраны. Несколько слов о правилах. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, преподавателю, ведущему. Форма привета - песня, стих, собственная поделка.

  • Если участник игры отгадывает 3 буквы, то он имеет право выбрать одну из шкатулок: 1 - пустая, 2 - сладкий приз.

  • На вращающемся поле: числа, "П" - приз, "+" - очки удваиваются. "Б" - банкрот (все очки сгорают).

  • Задача участников: быстрее понять о чем идет речь и отгадать слово.

Итак, господа, приступим.

1 ИГРА.

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

Ведущий: На сцену приглашается первая тройка участников игры.

Под музыкальную заставку на сцену поднимаются 3 участника игры и занимают места у барабана. Ведущий представляет студентов, сообщает фамилию, имя, группу, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.

Зачитывается задание первой тройке (Приложение 2). После ответа зал приветствует победителя аплодисментами.

Ведущий. Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену!

Все участники игры получают призы: книгу, мат. кроссворд и др. В это время на экране, установленного на сцене, появляется портрет математика Евклида (365-300 до. н. э.) и рисунки, рассказывающие о его трудах по математике.

Участники 1 тройки занимают места в зале.

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА: Игра со зрителями

Ведущий: Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность и мат. способности отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задания и набрать как можно больше очков. Правильный ответ отмечается цветным жетоном. (Приложение 3)

2 ИГРА.

Ведущий: Вторая тройка - на сцену!

Звучит музыка. Игроки занимают свои места, ведущий представляет игроков. Игра проходит по сценарию игры с первой тройкой. Во время награждения участников на экране появляется портрет Готфрида Вильгельм фон Лейбница (1646 -1716) и его вклад в математику.

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА: Игра со зрителями

3 ИГРА.

Ведущий. Третья тройка - на сцену!

Звучит музыка, третья тройка выходит на сцену, ведущий представляет игроков.

Поздравление победителя, вручение призов.

В это время на экране, установленного на сцене, появляется портрет математика Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) и рисунки, рассказывающие о его трудах по математике.

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА: Игра со зрителями.

Финальная игра

Ведущий. Финалисты - на сцену!

Звучит музыка, финалисты выходят на сцену.

Финальное задание

Поздравление победителей и вручение призов

Призы

5 баллов к экзамену

50

Сладкий приз

35

Общая тетрадь

25

Ручка

20

Линейка

5

Победитель выбирает на набранное количество очков призы.

Ведущий предлагает суперигру. Предложение принимается.

Суперигра

Ведущий. Итак, начинаем суперигру.

Задание суперигры

Ведущий: Разрешается назвать четыре буквы (в два раза меньше чем букв в слове). На размышление - минута.

Поздравление победителя. Жюри определяет победителей среди болельщиков по количеству очков на заработанных жетонах. За 1-3 места вручаются призы.

Ведущий: Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело с увлечением. И я хочу закончить наше мероприятие словами:



Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли или выиграли сейчас -

Будут в вашей жизни успехи

И победы ещё не раз.

Главное не забывайте:

Что кем бы Вы не хотели стать,

Нужно прежде всего

Математику знать!

Приложение 1.





А




Б




В



Г



Д



Е



Ё



Ж




З



И



Й



К



Л



М



Н




О



П



Р



С



Т



У



Ф




Х



Ц



Ч



Ш



Щ



Ъ



Ы



Ь



Э



Ю



Я




Приложение 2.

Вопросы для отбора участников:

  1. На верёвке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с верёвки и сжевала коза Зинка. Сколько наволочек спокойно высохло на верёвке? (2)

  2. В одной квартире преступники украли одну правую тапочку и две левые, а в другой - только одну правую. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах? (2)

  3. Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмуриков? (5)

  4. У трёх бабушек было по одному серенькому козлику. Бабушки козликов очень любили. Пошли козлики в лес погулять, а там их волк съел. Остались от козликов рожки да ножки. Сколько осталось рожек и сколько ножек? (6 и 12)

  5. Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда 12 раз проткнуть её вилкой с 4 зубчиками? (48)

  6. В комнате веселилось 47 мух. Дядя Гоша открыл форточку, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате? (42)

  7. У бабы Яги на носу 3 бородавки, а у Кощея Бессмертного - на 6 бородавок больше. Сколько бородавок теснится на носу у Кощея Бессмертного? (9)

  8. У Змея Тугарина - одна голова, а у Змея Горыныча целых 3. На сколько голов Змей Горыныч умнее Змея Тугарина? (2)

  9. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше предыдущей? ( 8 ч.)

Приложение 3.



Карточки с заданиями для игры.

Задание для первой тройки игроков.

Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что "в математике нет царской дороги".

В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?

Ответ: «ЕВКЛИД»

Задание для второй тройки игроков.

Этот математик в 15-летнем возрасте поступил в тот же Лейпцигский университет, где когда-то работал его отец. Он является основателем Берлинской Академии наук и стал её первым президентом. Был даже избран иностранным членом Французской Академии наук. Его основной вклад в математику принесла разработка символики и терминологии, отражающая существо дела математического анализа. Он основал научный журнал Acta Eruditorum, сыгравший значительную роль в распространении научных знаний в Европе. В 1698 году этот математик имел более продолжительные встречи с Петром I, и, по его просьбе, сопровождал его в Теплиц и Дрезден. Это свидание было весьма важным и привело в дальнейшем к одобрению Петром создания Академии наук в Петербурге, что послужило началом развития научных исследований в России по западноевропейскому образцу.

О ком идет речь?

Ответ: «ЛЕЙБНИЦ»



Задание для третьей тройки игроков.

Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где и как он получил образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: "..наукам изучался дивным и неудобовероятным способом…" В конце XVII века живет в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. В 1700 году Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его "вратами учености".

В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.

Назовите фамилию этого великого математика.

Ответ: «МАГНИЦКИЙ»



Финальное задание

Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV века до н.э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: "Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами - не видит…"

Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе "семи мудрецов". Кто этот ученый?

Ответ: «ФАЛЕС»









Задание суперигры

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.

Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, в искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.

Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19-м предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, и в настоящее время. О каком понятии идет речь?

Ответ: «ПРОПОРЦИЯ»

Приложение 4.



Задание для игры со зрителями.



Задание 1 (ИЗ АРИФМЕТИКИ МАГНИЦКОГО). "Некий человек нанял работника на год, обещал ему даже 12 руб и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев, восхотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 руб и кафтан, какой цены был кафтан?" (4р. 80 к)

Задание 2. К однозначному числу приписать такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)

Задание 3. Как 2 пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны? (Один делит поровну, а второй выбирает ту часть, которая ему больше понравилась)

Задание 4. Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (в самолетах нет стоп-крана)

Задание 5. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает один раз в четыре года)

Задание 6. Какое самое большое число можно написать четырьмя единицами? (11 в 11 степени (250 миллиардов) единиц.)

Задание 7. Даны числа от нуля до ста. Что больше: их сумма или произведение? (Произведение)

Задание 8. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как это могло случиться? (Подошли с разных сторон)

Задание 9. Назовите древний геометрический инструмент, который, по утверждению Овидия, был изобретен в Древней Греции. (Циркуль)



© 2010-2022