- Преподавателю
- Математика
- Внеклассное мероприятие по математике Поле чудес (Известные математики)
Внеклассное мероприятие по математике Поле чудес (Известные математики)
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ершова Н.А. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский авиационный колледж
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поле Чудес»
По дисциплине «Математика»
для всех специальностей 1 курса базового и повышенного уровней
Разработал преподаватель
Ершова Нина Александровна
Ульяновск
2012
"Владение математикой - умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие… оригинальности, изобретательности."
Д.Пойа
"Образование есть то, что остается, когда всё выученное уже забыто"
М. Лауэ
Цели мероприятия:
- Краткое знакомство с выдающимися математиками
- Умение решать нетрадиционные задачи.
- Развитие интереса к предмету.
- Развитие мыслительной активности в "нестандартной ситуации".
- Стимулирование познавательного интереса.
Ведущий. Итак, мы начинаем игру капитал-шоу "Поле математических чудес". Ваше активное участие - это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, гости.
Итак, начнем, господа!
Отбор участников.
Ведущий: Для начала выберем участников. Для этого, вам - дорогие студенты, необходимо ответить на вопросы. Один раз ответивший студент, больше не может отвечать. (Приложение 1)
Ведущий: Итак, участники отобраны. Несколько слов о правилах. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, преподавателю, ведущему. Форма привета - песня, стих, собственная поделка.
-
Если участник игры отгадывает 3 буквы, то он имеет право выбрать одну из шкатулок: 1 - пустая, 2 - сладкий приз.
-
На вращающемся поле: числа, "П" - приз, "+" - очки удваиваются. "Б" - банкрот (все очки сгорают).
-
Задача участников: быстрее понять о чем идет речь и отгадать слово.
Итак, господа, приступим.
1 ИГРА.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
Ведущий: На сцену приглашается первая тройка участников игры.
Под музыкальную заставку на сцену поднимаются 3 участника игры и занимают места у барабана. Ведущий представляет студентов, сообщает фамилию, имя, группу, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.
Зачитывается задание первой тройке (Приложение 2). После ответа зал приветствует победителя аплодисментами.
Ведущий. Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену!
Все участники игры получают призы: книгу, мат. кроссворд и др. В это время на экране, установленного на сцене, появляется портрет математика Евклида (365-300 до. н. э.) и рисунки, рассказывающие о его трудах по математике.
Участники 1 тройки занимают места в зале.
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА: Игра со зрителями
Ведущий: Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность и мат. способности отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задания и набрать как можно больше очков. Правильный ответ отмечается цветным жетоном. (Приложение 3)
2 ИГРА.
Ведущий: Вторая тройка - на сцену!
Звучит музыка. Игроки занимают свои места, ведущий представляет игроков. Игра проходит по сценарию игры с первой тройкой. Во время награждения участников на экране появляется портрет Готфрида Вильгельм фон Лейбница (1646 -1716) и его вклад в математику.
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА: Игра со зрителями
3 ИГРА.
Ведущий. Третья тройка - на сцену!
Звучит музыка, третья тройка выходит на сцену, ведущий представляет игроков.
Поздравление победителя, вручение призов.
В это время на экране, установленного на сцене, появляется портрет математика Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) и рисунки, рассказывающие о его трудах по математике.
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА: Игра со зрителями.
Финальная игра
Ведущий. Финалисты - на сцену!
Звучит музыка, финалисты выходят на сцену.
Финальное задание
Поздравление победителей и вручение призов
Призы
5 баллов к экзамену
50
Сладкий приз
35
Общая тетрадь
25
Ручка
20
Линейка
5
Победитель выбирает на набранное количество очков призы.
Ведущий предлагает суперигру. Предложение принимается.
Суперигра
Ведущий. Итак, начинаем суперигру.
Задание суперигры
Ведущий: Разрешается назвать четыре буквы (в два раза меньше чем букв в слове). На размышление - минута.
Поздравление победителя. Жюри определяет победителей среди болельщиков по количеству очков на заработанных жетонах. За 1-3 места вручаются призы.
Ведущий: Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело с увлечением. И я хочу закончить наше мероприятие словами:
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас -
Будут в вашей жизни успехи
И победы ещё не раз.
Главное не забывайте:
Что кем бы Вы не хотели стать,
Нужно прежде всего
Математику знать!
Приложение 1.
-
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Приложение 2.
Вопросы для отбора участников:
-
На верёвке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с верёвки и сжевала коза Зинка. Сколько наволочек спокойно высохло на верёвке? (2)
-
В одной квартире преступники украли одну правую тапочку и две левые, а в другой - только одну правую. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах? (2)
-
Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмуриков? (5)
-
У трёх бабушек было по одному серенькому козлику. Бабушки козликов очень любили. Пошли козлики в лес погулять, а там их волк съел. Остались от козликов рожки да ножки. Сколько осталось рожек и сколько ножек? (6 и 12)
-
Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда 12 раз проткнуть её вилкой с 4 зубчиками? (48)
-
В комнате веселилось 47 мух. Дядя Гоша открыл форточку, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате? (42)
-
У бабы Яги на носу 3 бородавки, а у Кощея Бессмертного - на 6 бородавок больше. Сколько бородавок теснится на носу у Кощея Бессмертного? (9)
-
У Змея Тугарина - одна голова, а у Змея Горыныча целых 3. На сколько голов Змей Горыныч умнее Змея Тугарина? (2)
-
Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше предыдущей? ( 8 ч.)
Приложение 3.
Карточки с заданиями для игры.
Задание для первой тройки игроков.
Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что "в математике нет царской дороги".
В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?
Ответ: «ЕВКЛИД»
Задание для второй тройки игроков.
Этот математик в 15-летнем возрасте поступил в тот же Лейпцигский университет, где когда-то работал его отец. Он является основателем Берлинской Академии наук и стал её первым президентом. Был даже избран иностранным членом Французской Академии наук. Его основной вклад в математику принесла разработка символики и терминологии, отражающая существо дела математического анализа. Он основал научный журнал Acta Eruditorum, сыгравший значительную роль в распространении научных знаний в Европе. В 1698 году этот математик имел более продолжительные встречи с Петром I, и, по его просьбе, сопровождал его в Теплиц и Дрезден. Это свидание было весьма важным и привело в дальнейшем к одобрению Петром создания Академии наук в Петербурге, что послужило началом развития научных исследований в России по западноевропейскому образцу.
О ком идет речь?
Ответ: «ЛЕЙБНИЦ»
Задание для третьей тройки игроков.
Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где и как он получил образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: "..наукам изучался дивным и неудобовероятным способом…" В конце XVII века живет в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. В 1700 году Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его "вратами учености".
В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
Назовите фамилию этого великого математика.
Ответ: «МАГНИЦКИЙ»
Финальное задание
Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV века до н.э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: "Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами - не видит…"
Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе "семи мудрецов". Кто этот ученый?
Ответ: «ФАЛЕС»
Задание суперигры
В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.
Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, в искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.
Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19-м предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, и в настоящее время. О каком понятии идет речь?
Ответ: «ПРОПОРЦИЯ»
Приложение 4.
Задание для игры со зрителями.
Задание 1 (ИЗ АРИФМЕТИКИ МАГНИЦКОГО). "Некий человек нанял работника на год, обещал ему даже 12 руб и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев, восхотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 руб и кафтан, какой цены был кафтан?" (4р. 80 к)
Задание 2. К однозначному числу приписать такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
Задание 3. Как 2 пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны? (Один делит поровну, а второй выбирает ту часть, которая ему больше понравилась)
Задание 4. Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (в самолетах нет стоп-крана)
Задание 5. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает один раз в четыре года)
Задание 6. Какое самое большое число можно написать четырьмя единицами? (11 в 11 степени (250 миллиардов) единиц.)
Задание 7. Даны числа от нуля до ста. Что больше: их сумма или произведение? (Произведение)
Задание 8. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как это могло случиться? (Подошли с разных сторон)
Задание 9. Назовите древний геометрический инструмент, который, по утверждению Овидия, был изобретен в Древней Греции. (Циркуль)