- Преподавателю
- Математика
- Конспект открытого урока по математике по теме Решение задач на смеси, сплавы и растворы
Конспект открытого урока по математике по теме Решение задач на смеси, сплавы и растворы
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чегаева Л.В. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «БОЛЬШЕЧЕМЕНЕВСКАЯ СОШ» БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Учитель математики МБОУ
«Большечеменевская СОШ»
Батыревского района ЧР
Чегаева Людмила Викторовна
с. Большое Чеменево - 2016
Открытый урок по математике на тему:
«Решение задач на смеси, сплавы и растворы»
Цели:
Образовательные:
-
Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси и сплавы, познакомиться с одним из приемов решения задач.
-
Совершенствование умений и навыков решения задач на смеси и сплавы.
-
Повышение практической направленности предмета через решение практических задач.
-
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
Воспитательные:
-
Формирование математической грамотности учащихся.
Развивающие:
-
Развитие навыков логического, творческого мышления, сообразительности и наблюдательности. (слайд 2)
Оборудование:
-
компьютер;
-
компьютерная презентация в программе Power Point;
-
мультимедиапроектор;
-
экран;
-
раздаточный материал.
Тип урока: Комбинированный урок
Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: Здравствуйте! Итак, начинаем урок алгебры с эпиграфа: «Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». Античный афоризм. (слайд 3)
На этом уроке мы рассмотрим задачи на вычисление процентного содержания веществ: так называемые в математике задачи на «смеси и сплавы». В школьной программе почти не рассматриваются задачи на смеси, сплавы и растворы, решение которых связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание».
Задачам на смеси и сплавы в школьной программе математики уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Именно такие задачи вам часто приходится решать на уроках химии, а также в Кимах по математике 9 и 11 классов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Анализ результатов ЕГЭ с момента его существования говорит о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу составляет около 30%. (слайд 4) Запишите число в тетрадях. В ходе урока мы с вами должны научиться составлять и решать уравнения по условию задачи.
-
Актуализация.
Итак, тема урока «Решение задач на смеси, сплавы и растворы».
Какова цель нашего урока? (Рассмотреть алгоритм решения задач на смеси и сплавы, познакомиться с одним из приемов решения задач).
- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)
- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.
У каждого учащегося на столе лежат карточки с ФИ.
Учитель: Для решения задач на концентрации нужно уметь рассуждать и решать задачи на дроби и проценты, на составление уравнений и их систем. Эти задачи решаются арифметически, применением линейного уравнения и их систем, и другие способы. Сегодня мы научимся решать задачи на смеси и растворы, используя, на мой взгляд, один из самых простых способов. (слайд 5)
Задачи на смеси и сплавы охватывают большой круг ситуаций:
-
смешение товаров разной цены;
-
смешение жидкостей с различным содержанием соли;
-
смешение кислот разной концентрации;
-
сплавление металлов с разным содержанием некоторого металла. (слайд 6)
Основные сведения: При решении текстовых задач на смеси и сплавы постоянно приходится работать со следующими понятиями:
Абсолютное содержание вещества в смеси - это количество вещества, выраженное в обычных единицах измерения (граммах, литрах и т.д.).
Относительное содержание вещества в смеси - это отношение абсолютного содержания к общей массе (объему) смеси.
Часто относительное содержание называют концентрацией или процентным содержанием, а абсолютное содержание - количество чистого вещества.
(слайд 7)
-
Изложение нового материала.
Учитель: Задачи на растворы, смеси и сплавы удобно решать с использованием следующих вспомогательных средств: каждая отдельная смесь (или сплав), фигурирующая в задаче, представляется в виде таблицы, в которой записывается информация о составе данной смеси. (слайд 8)
Например, дан раствор соли с общей массой 500 г и концентрацией соли 40%. Представляем такой раствор в виде таблицы:
-
соль
вода
40 %
(слайд 9)
Слева от таблицы записывается масса всего раствора. В левой колонке таблицы записывается информация об основном компоненте раствора (в данной задаче это соль).
Если при решении задачи понадобятся данные о втором компоненте раствора, то они заносятся во вторую колонку таблицы.
ПРАВИЛО:
При смешивании нескольких растворов складываются как общие массы растворов, так и массы компонентов этих растворов. (слайд 10)
Учитель: Рассмотрим примеры решения задач.
Задача №1. Смешали 4 литра 15 % водного раствора с 6 литрами 25 % водного раствора этого же вещества. Сколько % составляет концентрация получившегося раствора? (слайд 11)
Задача №2:
Смешали 10%- ный и 25%- ный растворы соли и получили 3кг 20% -ного раствора. Какое количество первого раствора (в кг) было использовано? (слайд 12)
Задача №3. Кусок сплава меди и цинка в 30кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди? (слайд 13)
Учитель:
-
Если вам встретилась задача «о продуктах», то есть такая, где из винограда получается изюм, из абрикоса урюк, из хлеба сухари или из молока творог - знайте, что на самом деле это задача на растворы.
-
Виноград мы тоже можем условно изобразить как раствор. В нем есть вода и «сухое вещество». У «сухого вещества» сложный химический состав, а по его вкусу, цвету и запаху мы могли бы понять, что это именно виноград, а не картошка. Изюм получается, когда из винограда испаряется вода. При этом количество «сухого вещества» остается постоянным.
-
В винограде содержалось 90% воды, значит, «сухого вещества» было 10%. В изюме 5% воды и 95% «сухого вещества».
(слайд 14,15)
Задача 4. Виноград содержит 90% влаги, а изюм - 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 20 килограммов изюма? (слайд 12)
4. Физкультминутка. (слайд 16)
Учитель: Проведем проверочную работу, в которую включены задачи из сборника для подготовки к экзаменам в 9 классе.
5. Проверочная работа. (слайды 17, 18, 19, 20 и раздаточный материал карточки с ФИ)
На карточках решения учащиеся сравнивают с ответами на слайде, они сами
должны поставить себе оценку:
-
верно решены три задачи - «5»
-
верно решены две задачи - «4»
-
верно решена одна задача - «3»
Вариант 1
Вариант 2
Имеется 10 литров 60%- ного раствора соли. Сколько литров воды нужно долить, чтобы получить 40%- ный раствор соли?
Смешали 30%- ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов первого раствора было взято?
Свежесрезанные грибы содержат 90% воды. После длительного хранения 120 кг грибов на складе содержание воды в них уменьшилось до 84 % . Какой стала масса грибов после хранения?
Собрали 140кг грибов, влажность которых составила 98%. После первоначального подсушивания их влажность снизилась до 93%. Какова стала масса грибов после подсушивания?
Сплав меди и цинка весом 60 кг содержит 40% меди. Сколько нужно добавить цинка, чтобы в сплаве его концентрация достигла 80%?
Кусок сплава меди и цинка в 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?
Ответы;
Вариант 1
Вариант 2
5
150
75
40
60
13,5
(слайд 21)
7. Домашнее задание.
1. В бидон налили 9 литров молока трёхпроцентной жирности и 1 литр молока шестипроцентной жирности. Какова жирность полученного молока (в процентах)?
2.Сколько кг воды надо добавить к 18% раствору соли массой 8 кг, чтобы получить новый раствор с содержанием 16%? (слайд 22, 23)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили? (дети отвечают) - Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Мне очень приятно было с вами работать.
- Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на смеси и сплавы)
- Действительно, во всех задачах фигурируют смеси и сплавы; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель:
- Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты). Сделаем итог:
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Можете ли вы решать задачи на растворы?
-
Что вы можете сказать о том, как часто встречаются такие задачи в реальной жизни?
(слайд 24)
Спасибо за урок!
(слайд 25)
Литература:
1.Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре
2. Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9кл. /[Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.].
3.Алгебра 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации: учебно -методическое пособие /Под ред. Ф.Ф. Лысенко - Ростов-на-Дону: Легион-М.,
4.Сикорский К.П. Дополнительные главы по курсу математики 7-8 классов для факультативных занятий.
Проверочная работа
Фамилия, имя _________________________________________
Вариант 1
Ответ
Имеется 10 литров 60%- ного раствора соли. Сколько литров воды нужно долить, чтобы получить 40%- ный раствор соли?
Свежесрезанные грибы содержат 90% воды. После длительного хранения 120 кг грибов на складе содержание воды в них уменьшилось до 84 % . Какой стала масса грибов после хранения?
Сплав меди и цинка весом 60 кг содержит 40% меди. Сколько нужно добавить цинка, чтобы в сплаве его концентрация достигла 80%?
________________________________________________________________
Проверочная работа
Фамилия, имя _________________________________________
Вариант 2
Ответ
Смешали 30%- ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов первого раствора было взято?
Собрали 140кг грибов, влажность которых составила 98%. После первоначального подсушивания их влажность снизилась до 93%. Какова стала масса грибов после подсушивания?
Кусок сплава меди и цинка в 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?