• Преподавателю
  • Математика
  • Рефлексивный отчет по интеграции модуля «Обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков геометрии

Рефлексивный отчет по интеграции модуля «Обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков геометрии

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Байтурова Аягоз Рыспаевна Портфолио учителя Отчет А

группа 1 3 (базового) уровня

город Астана 28.10.15год

Рефлексивный отчет

по интеграции модуля «Обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков геометрии

Для введения перемен в наших школах, нам рекомендовали Кембриджский подход к преподаванию. Так называемая конструктивистская теория обучения. На второй недели занятий, мы изучали тему: обучение тому, как обучаться, основной идей которой было самостоятельная саморегуляция и использование тех знаний, которые у нас уже есть, опыт. Эта тема оказалась мне очень близкой так как, рефлексируя собственную практику преподавания, сделала вывод, что многие ее элементы не давали такого результата, который хотелось бы видеть, несмотря на большое количество усилий и использование различных средств. На практике присутствует авторитарный стиль преподавания, использовалась только коллективные формы работы, поэтому ученик становился не активным субъектом образования, а объектом моей деятельности.

На своих уроках я преследовала цель добиться актуализации идей модуля «Обучение тому, как обучаться». Основной идей этого модуля является метопознание. Из руководства «под «метопознанием» понимается способность отслеживать, оценивать, контролировать изменять то, как индивид мыслит и учится» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 127). Сейчас все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития предполагают поиск новых форм и методов обучения. Отсюда следует, что это процесс для самостоятельного обучение, применять обучение, развивать умения обучаться.

«С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 127). Поэтому каждый урок начинался с «бодряка» или тренировочного упражнения, для создания коллаборативной среды и настроя детей на плодотворную работу. Из активного участия детей, можно сделать вывод, что им это нравилось.

«Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются следующие: понимание детьми процесса обучения; понимание того, чему обучаться; представление о том, как структурировать учебный процесс и как оценивать результативность обучения» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 127). Для этого составляла такие задания и вопросы, которые могли определить направление дальнейшей работы учащихся. Что им нужно узнать, что бы они хотели еще узнать по данной теме, что стимулировало их к поиску нужной им информации и к плодотворной работе.

«Чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удержания внимания учеников, при этом предоставляя им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 127). Посчитала, что немаловажным в обучении учащихся будет являться создание проблемной ситуации для учащихся, что позволит им научиться самостоятельно, без комплексов высказывать свое мнение, научить анализировать и делать выводы, развивать грамотную речь и будет способствовать развитию конкурентоспособной личности. На каждом уроке предлагала учащимся, после определения темы урока, сформулировать его цели. Это задание всегда проходило с восторгом, поскольку учащимся нравилось это делать, и они с легкостью определяли цели урока. На примере первого урока после исследования многоугольников, ученикам задала вопрос «Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?», они самостоятельно анализировали то, о чём идёт речь, делали для себя вывод, отвечали и аргументировали свой ответ.

«В начале учебного процесса, ученики обязательно что-то знают о рассматриваемой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 128).

Обучение всему новому не может быть качественным, если нет определенной опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки. С этой целью актуализация знаний проводилась в различной форме. На первом уроке по теме: «Параллелограмм и его свойства» я использовала исследование многоугольников, где данные многоугольники нужно было разложить по критериям: выбрать из множества предложенных многоугольников четырехугольники; Из выбранных четырехугольников разбить на две группы; Группу «незнакомых» разделить на две по собственному мнению. Из данной таблицы как раз и был опор на определение ранее изученного, что учащиеся знают о четырехугольниках. На последующих уроках проводила стратегии «Светская беседа», где учащиеся в свободном передвижении по классу сформулировали новые группы, пары для обсуждения темы; групповая работа по составлению «тонких» и «толстых» вопросов по теме «Параллелограмм и его свойства»; работа в паре повторить свойства прямоугольника, ромба, квадрата. Можно сделать вывод, что данная работа способствует первому тезису «Обучение новому зависит от того, что человек уже знает и понимает» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 128).

Это определило направление дальнейшей работы о том, что же ребятам нужно узнать, что бы они хотели еще узнать по данной теме, что стимулировало их к поиску нужной им информации и к плодотворной работе. Чтобы узнать каким свойствами обладает параллелограмм, прямоугольник, ромб или квадрат даю время поработать самостоятельно с учебником либо с другим каким-то источником. У учеников был восторг, что можно использовать другие источники, но не все этим воспользовались. На четвертом уроке: «Решение задач используя свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата» на одном из этапов урока учащиеся должны рассказать о применение в жизни четырехугольников. Учащиеся делятся на 5 групп каждой из которых достаётся по одной потребности, основная задача привести аргументы используя примеры из жизни в пользу важности выбранного четырехугольника, затем спикер группы делился идеями. Этим заданием я хотела активизировать учащихся, стимулировать их на решение проблемы «Обучение будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и нацелено на их расширение» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131). Таким образом, учащиеся используют собственные знания о потребностях, а выслушивая мнения других, расширяют их.

На третьем уроке «Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства» попросила каждую группу рассказать об особенностях своей фигуры, а после сформулировать определение фигуры. Во время ответов учеников, мне казалось, что я теряю контроль над процессом усвоения информации учениками- слишком уж хотела подвести учеников к заранее определенному ответу. Но, спохватилась вовремя - давала ученикам время отвечать и строить ответы на основе того, что они говорят. Как говориться в третьем тезисе «Следует в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития и укрепления своих связей» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 130).

Тем самым ученики самостоятельно сформулировали определения прямоугольника, ромба и квадрата через параллелограмм.

«На уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки - неотъемлемая часть обучения» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 128). На протяжении серии данных уроков ученикам предоставлялась возможность работать в группах, в парах и индивидуально. Хочется отметить, что при работе в группах пришлось столкнуться с рядом проблем. Во-первых, дети никогда до этого не работали подобным образом, что в начале привело их в замешательство и проявилось в нарушении дисциплины на уроке. Во-вторых, накопляемость классов составляет 28 человек. Это является серьезным аргументом и влияет на работу в целом, потому что образуется либо много групп, либо много учащихся в группе, поэтому из-за нехватки времени невозможно оценить и выслушать каждую группу. Поэтому, чтобы проводить подобную работу нужно к этому идти систематически и обучать этому детей, первым шагом для этого было проведение тренинга по обучению работы в группах. Приучать детей работе в группах нужно уже с детского сада. «В подобной среде обучающихся поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131). Если учащихся учить этому систематизировано, то, считаю, что данный вид работы вполне приемлем. Групповая работа на моих уроках состояла в выдвижении гипотез, составление плана действий для решения проблемы, создавали карты, работа по готовым чертежам, находили применение четырехугольника в жизни используя интернет-ресурсы. В результате получилась хорошая командная работа, итогом которой стала презентация флипчартов по своей теме. Выполнение этого задания показало, что дети способны сами планировать свою деятельность. «Эта философия характеризуется взаимоуважением и развитием самоуправления, что необходимо для устойчивости в дальнейшем обучении; в итоге формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении всей жизни» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131).

«В рамках личностно-ориентированного образования учитель понимает, что ученики способны выстроить собственные суждения, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 130). Работа в парах и индивидуальная работа проходила более гладко, в силу привычности данного вида работы. При изучение нового материала каждый ученик работал индивидуально с учебником или с дополнительным источником (интернет). Индивидуальная работа переходила в парную, где происходило взаимообучение, такая технология детям очень нравилось так как не понятные моменты они проговаривали спрашивали и помогали друг другу. Как написано в пятом тезисе «Предоставляйте ученикам возможность взаимообучаться» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 130).

Также учащиеся работали индивидуально над тестом во время поиска ответов на вопросы, которые поставили. Выполняли самостоятельную работу по решению дифференцированных заданий, заданиями на скорость, используя знания о параллелограмме, прямоугольник, ромб, квадрат и о их свойствах. Ребята работали в парах на четвертом уроке на актуализации знаний задавали друг другу вопросы на свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата. Данное задание выполнили с огромным удовольствием и желанием работы в сотрудничестве. Они помогали, советовались друг с другом. Это еще раз доказывает, что многим ребятам комфортнее работать в сотрудничестве. Потому, что есть дети, которые из-за своей неуверенности боятся выполнять задания. «В таком процессе ученики комментируют, предоставляя повод для размышления, задают наводящие вопросы, а также озвучивают решения проблем, анализируя свои идеи и идеи других учеников» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131)

«Для установления имеющихся знаний у учеников учителя на начальном этапе процесса обучения используют специальные диагностические средства, помогающие им связать обучение с имеющимися знаниями, возможными ошибочными суждениями и поиском методов их исправления». (Руководство для учителя, 2015 год, страница 128). Для этой идеи на своих уроках я использовала оценивание. «Когда используется оценивание для обучения (формативное оценивание), то оценивание становиться инструментом, весьма полезным в обучении» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131). Конкретно на уроках это происходило в виде стратегии «Большой палец», «Светофор», в виде физминутки «Истинно-ложно», где ученикам были предложены истинные и ложные высказывания, на свойства параллелограмма, ромба, квадрата, прямоугольника, они должны были определить истинность этих выражений.

«Как в паре, так и самостоятельно, ученики имели возможность оценивать свой уровень образования и понимать, как они его достигли» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131). После проделанной работы (теста на понимание) я предложила им провести взаимопроверку в парах, по подготовленным ответам-ключам. Учащиеся оценивали своих товарищей по критериям, которые я предложила. Эта работа проводилась в начале урока и вызвала у учащихся положительные эмоции, поскольку большая часть ответила на вопросы правильно. Но остальные ученики смогли откорректировать свои знания. «Как в паре, так и самостоятельно, ученики имеют возможность оценивать свой уровень образования и понимать, как они его достигли» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131).

Во время самостоятельной работы из дифференцированных задач (без оформления) по свойствам параллелограмма ребятам также предлагались критерии оценивания, но после проверки работы я использовала письменные комментарии как обратную связь с учащимися. И вот здесь было моим удивлением, когда учащиеся, допустившие ошибки, переделали данное задание и принесли их снова. То есть это действительно работает, и учащиеся действительно учатся на своих ошибках. «Ученики знают свой уровень успеваемости и идут к последующей цели» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131)

К оцениванию обучения хочется отнести и рефлексию. Во время рефлексии на третьем уроке темы «Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства и признаки» я предложила детям карточки «Лестница успеха», где они должны были определить свою «ступеньку» испытывает затруднения, усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь, усвоил новое знание и научился применять его на практике. Я пришла к выводу, что большая часть учащихся умеет адекватно оценивать свою деятельность. Также для рефлексии использовала заметки на стикерах для выявления степени понимания пройденного материала.

«Эта философия характеризуется взаимоуважением и развитием самоуправления, что необходимо для устойчивости в дальнейшем обучении; в итоге формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении всей жизни» (Руководство для учителя, 2015 год, страница 131).

В общем, групповая работа, внедренная во время практики на уроках, была продуктивной. Для моего класса, такой вид работы приемлем, чем проведение уроков в традиционной форме: во-первых, детям нравится, они чувствуют себя более открыто; во-вторых, на уроках дети имеют возможность показать свои способности не только в обучении. Во время групповой работы дети, которые обычно отмалчивались, раскрылись с другой стороны. Выполняя то или иное задание, они давали такие оригинальные ответы, которые я от них не ожидала.

На основе выше изложенного я сделала вывод: что в дальнейшем на своих уроках я буду использовать эти методы. Так как это необходимо в нашем обществе, мы должны шагать в одну ногу со временем. Мы как учителя должны помнить о том, что в наших руках жизнь и будущее детей. И именно в школе на уроке перед ребятами должна стоять какая-то проблема, и дети должны находить пути решения этих проблем. Ведь если сейчас наши дети, будут ставить перед собой цель и учиться добиваться её, то в жизни они будут с лёгкостью принимать решения. Есть ещё очень много методик, которые я должна апробировать, чем и буду я заниматься в своей дальнейшей педагогической деятельности.

Литература: Руководство для учителя, 3 (базовый) уровень, 2015г.

7


© 2010-2022