- Преподавателю
- Математика
- Разработка системы уроков итогового повторения в 11 классе на тему Отбор корней в тригонометрическом уравнении
Разработка системы уроков итогового повторения в 11 классе на тему Отбор корней в тригонометрическом уравнении
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бокарева О.С. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка системы уроков итогового повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях»
-
Примерное планирование учебного времени на повторение темы «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» 11 класс (приблизительно 8 часов)
-
Содержание занятий
Количество часов
Простейшие тригонометрические уравнения
2
Общие и частные случаи решения тригонометрических уравнений
1
Деление множеств корней уравнений sinx=a и cosx=a на две группы с целью упрощения дальнейшего отбора корней при решении тригонометрических уравнений.
1
Виды тригонометрических уравнений и методы их решения
2
Виды тригонометрических уравнений: однородные и неоднородные
1
Применение метода замены переменной и разложения на множители при решении тригонометрических уравнений
1
Отбор корней при решении тригонометрических уравнений
3
Отбор корней в тригонометрическом уравнении разными методами
1
Отбор корней тригонометрических уравнений с помощью решения двойного неравенства, с помощью графиков тригонометрических функций
1
Отбор корней тригонометрических уравнений с помощью единичной окружности, перебором целых значений
1
Итоговая проверочная работа по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях»
1
-
План - конспект урока по теме «Отбор корней тригонометрических уравнений разными способами»
Цели:
- повторить основные тригонометрические формулы и закрепить их знания в ходе выполнения упражнений;
-развивать вычислительные навыки, логическое мышление, навыки контроля и самоконтроля, умение работать с компьютерной презентацией;
-воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов;
-повторить основные способы отбора корней при решении тригонометрических уравнений:
аналитический, графический, по единичной окружности, перебором целых значений.
Девиз урока: "Сегодня - мы учимся вместе: я, ваш учитель и вы мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса ". (Сухомлинский)
План урока:
-
Актуализация. Организационный момент.
-
Контроль знаний учащимися тригонометрических формул.
-
Контроль знания формул для решения простейших тригонометрических уравнений.
(Работа в парах, взаимоконтроль).
-
Работа по теме урока. Решение задач (работа у доски, работа в группах - по рядам)
-
Рефлексия
-
Домашнее задание. Итог урока
Тип урока: обобщающий
Оборудоание: дидактические карточки, мультимедийная аппаратура.
Ход урока:
-
Актуализация. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Контроль знаний учащимися тригонометрических формул.
У доски 3 учащихся записывают известные тригонометрические формулы:
1 учащийся: Формулы, которые устанавливают соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.
2 учащийся: Формулы сложения.
3 учащийся: Формулы суммы и разности и разности тригонометрических функций.
В это время с остальными учащимисяся провести устную разминку.
Устная разминка (задания на экране):
1.Какому выражению соответствует значение ?
а) sin30; б) cos; в) tg
2.Выбрать возможный вариант.
а) sin =; б) cos = -2; в) sin = -3,7.
3. Какой из углов является углом II четверти?
а) ; б) -145 ; в)
4.В каких четвертях sin и cos имеют разные знаки?
а) II, III и IV; б) I и III; в) I и IV.
5. Каким выражением можно заменить ?
а) cos ; б) sin ; в) - sin.
-
Контроль знания формул для решения простейших тригонометрических уравнений.
(Работа в парах).
Задание: заполнить 3 столбец таблицы: формулы решения простейших тригонометрических уравнений. Распечатки с заполненными двумя столбцами раздаются каждому обучающемуcz/ Учащиеся заполняют 3 столбик таблицы, обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку (если находят ошибки у соседа исправляют зеленой ручкой). Затем окончательная проверка осуществляется сразу же по слайду на экране.
-
Значения а
Уравнение
Формулы решения уравнений
sinx=a
sinx=a
уравнение решений не имеет
а=0
sinx=0
а=1
sinx= 1
а= -1
sinx= -1
cosx=a
cosx=a
уравнение решений не имеет
а=0
cosx=0
а=1
cosx= 1
а= -1
cosx= -1
tgx=a
ctgx=a
-
Работа по теме урока. Решение задач.
Учащимся предлагается выполнить задание № 15 ЕГЭ по математике (1 учащийся работает у доски. Если испытывает трудности при решении учитель оказывает помощь):
а) Решите уравнение 2 cos2x + 4
б) Найдите все корни данного уравнения, принадлежащие промежутку
Примерное решение (один из способов преобразований)
2 cos2x + 4
а) 1. Применим формулу приведения, получим
-
Применим формулу косинуса двойного угла cos2x = cos2x - sin2x, получим:
2cos2x- 2sin2x - 4cosx - 1 = 0
3. Применим формулу основного тригонометрического тождества sin2x = 1 - cos2x, получим:
2cos2x-2 + 2cos2x - 2 + 2cos2x - 4cosx - 1 = 0
4. После преобразований получим квадратное уравнение:
4cos2x - 4 cosx - 3 = 0
5. Введем новую переменную: cosx = t, получим:
4t2 - 4t - 3 = 0
t1 = 1,5 t2 = - 0.5
-
Вернемся обратно к cos x, получим:
cos x = - 0,5
x = .
-
Известно, что arcos (- 0.5) = = , получим ответ для тригонометрического уравнения:
x =
б) найдем корни, принадлежащие промежутку разными способами.
Работа в группах (класс делится на 3 группы). Каждая группа получает задание (отобрать корни тригонометрических выражений разными способами)
1 группа - отбор корней с помощью графиков тригонометрических функций;
2 группа - отбор корней аналитически при помощи решения двойного неравенства;
3 группа - отбор корней с помощью единичной окружности.
Ответ:
Решение:
1 группа. Отбор корней с помощью графиков тригонометрических функций
Рисунок 1
Примерный алгоритм:
-
Постройте график функции y = cosx
-
Найдите и выделите цветом на графике искомый отрезок
-
Постройте прямцю cosx = - 0,5
-
Найдите и отметьте точки пересечения графиков функций y = cosx и cosx = - 0,5 на промежутке
-
Найдите корни уравнения в данных точках (единичный отрезок на рис 1. равен ):
Ответ:
2 группа. Отбор корней аналитически при помощи решения двойного неравенства
-
Запишем решение уравнения в виде двух множеств:
x1 =
x2 = -
-
Найдем решения каждого уравнения на промежутке
|
Так как , то получили, что k = -1, откуда
x =
|
Так как , то получили, что k = -1, откуда
x = -
-
Ответ:
3 группа. Отбор корней с помощью единичной окружности
Рисунок 2 Рисунок 3
Алгоритм решения:
-
Начертите тригонометрическую единичную окружность
-
Отметьте значение cos x = - и соответствующие этому значению точки окружности
-
Отметьте на окружности промежуток (получается, что это полностью круг)
-
Пользуясь тригонометрической окружностью найдите корни уравнения на промежутке (это можно сделать двумя способами: см. рис. 2,3)
-
Каждая группа подробно рассказывает о процедуре отбора корней уравнения. Контроль со стороны учителя за правильностью следования алгоритму выполнения отбора корней в тригонометрическом уравнении.
-
Рефлексия.
В каких случаях необходимо производить отбор корней в тригонометрических уравнениях?
Какими способами можно произвести отбор корней?
Какой способ вам показался легче и понятнее? Почему?
-
Домашнее задание (уровневое задание)
1 уровень Выполни задание, используя один из способов отбора корней
1. а) Решите уравнение: 6 sin2x + cos x
б) найдите корни уравнения принадлежащие промежутку .
2. а) Решите уравнение 2cosx + 1 = sin2x + sinx
б). Найдите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [- ; ].
2 уровень Выполни задание 1 уровня. Выполни отбор корней всеми тремя способами, которые повторили на уроке
Итог урока Предлагаю закончить урок словами Я.А.Коменского: "Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"
Интернет-ресурсы:
-
fipi.ru/ (Открытый банк заданий ЕГЭ-2015 по математике)
-
le-savchen.ucoz.ru
-
festival.1september.ru
-
infourok.ru
-
Проверочная работа по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» (задача № 15 ГИА - -11 по математике)
Вариант 1
1. а) Решите уравнение: 4cos4x - 4cos2x +1 = 0.
б) Укажите его корни принадлежащие отрезку
2. а) Решите уравнение cos ( +2x) = cosx
б) Укажите его корни принадлежащие отрезку
3. а) Решите уравнение 2cos2x+ 2sin2x = 3
б) Укажите корни данного уравнения, принадлежащие промежутку
4. а) Решите уравнение sin
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку
5. а) Решите уравнение = 0
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку
Вариант 2
1. а) Решите уравнение 16cos4x - 24cos2x + 9 = 0
б) Укажите его корни принадлежащие отрезку
2. а) Решите уравнение sin( -2x) = sinx
б) Укажите его корни принадлежащие отрезку
3. а) Решите уравнение 6sin2x+ sin2x = 2
б) Укажите корни данного уравнения, принадлежащие промежутку
4. а) Решите уравнение sin
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку
5. а) Решите уравнение = 0
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку
-
Краткий анализ знаний учащихся, полученных на уроках повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях»
-
% выполнения заданий
Кол-во, выполнявших работу
1А
1Б
2А
2Б
3А
3Б
4А
4Б
5А
5Б
25
92%
88%
84%
60%
88%
48%
60%
48%
52%
36%
Основные ошибки при выполнении заданий: применение формул сокращенного умножения; вычислительные навыки (в основном при отборе корней); применение тригонометрических формул; ошибки при решении двойного неравенства; ошибки при работе с тригонометрической окружностью (понимание промежутка , на котором необходимо находить корни).
Результаты показывают, что тема «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» представляет сложность для многих учащихся, чем весьма оправдано включение задания на эту тему во вторую часть ГИА - 11 по математике. Несмотря на это в среднем 56% учащихся выполнявших работу верно отобрали корни, хотя это на 20% ниже, чем верное выполнение решения тригонометрического уравнения, что в конечном счете приведет к потере значимых баллов на ЕГЭ по математике. Из учащихся, которые справились с заданиями по отбору корней 35 % выбрали способ отбора корней с помощью решения неравенств, 65 % - способ отбора по единичной окружности, графический способ и способ перебора целых значений не выбрал никто.
Выводы: продолжить работу по закреплению навыков отбора корней в тригонометрических уравнениях, применяя при этом способы, которые являются предпочтительнее для обучающихся, на этапе устного счета в каждый урок включать работу с тригонометрической окружностью, решение двойных неравенств, работу с обыкновенными дробями.
Работу выполнила Бокарева Ольга Сергеевна учитель математики ГБОУ Школа № 2083 СП «Ерино» г. Москва