Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

тема «Решение уравнений»   тип урока: урок комплексного применения знаний, совершенствования   знаний  и  умений методы: методы  стимулирования  и  мотивации, методы  организации  и осуществления      учебно-познавательной деятельности учащихся, методы контроля и самоконтроля. цели и задачи урока: в процессе   повторения   ученики  должны  последовательно  перейти  от одного уровня математической   деятельности  к  следующему  более  высокому, сделав   для себя открытия   в  этой  теме;   умения...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тема «Решение уравнений»

тип урока: урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений

методы: методы стимулирования и мотивации, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся, методы контроля и самоконтроля.

цели и задачи урока: в процессе повторения ученики должны последовательно перейти от одного уровня математической деятельности к следующему более высокому, сделав для себя открытия в этой теме; умения самостоятельно решать проблемы, преодолевать трудности в учении; реализовать развитие интеллекта, внимания, речи, памяти, воли, самостоятельности, познавательных интересов учащихся.

формы: индивидуальная, групповая, коллективная

основные этапы деятельности: мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный

конспект занятия

Основной этап: мотивационный


  1. Организационный момент: обсуждение

С учащимися обсуждаем, почему и для чего необходимо повторить данную тему. Даем оценку своих возможностей и составляем план предстоящей работы.

Мотивация учащихся: готовимся к выпускному экзамену, расширяем и углубляем знания по теме.

План:

- повторить тему за шесть уроков

- повторить тему «Общие сведения об уравнениях»

- обратить внимание на виды уравнений

- повторить теоремы о равносильности уравнений

- повторить способы решения уравнений (способы решения уравнений, которые предлагаются учащимся в школьных учебниках усваиваются достаточно хорошо, поэтому при повторении мы решили пользоваться различными пособиями по математике).

2. Творческая работа: первая стадия математической деятельности - накопление фактов с помощью наблюдения, опыта, обобщения

Учащимся предлагается задание:

подобрать уравнения, которые выходят за рамки традиционных уравнений, предлагаемых в школьном учебнике.

Организация:

индивидуальная работа (каждый работает с различными источниками, записывает в тетрадь уравнения, которые хотел бы прорешать и выносит на обсуждение)

Обсуждение:

осуществляем отбор заданий коллективно

Результат коллективной и индивидуальной работ: решили рассмотреть четырнадцать уравнений:

  1. хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  2. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  3. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  4. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  5. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  6. logУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  7. 1+2Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  8. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  9. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  10. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  11. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  12. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  13. xУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

  14. Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Основной этап: оперативно - познавательный


  1. повторение: вторая стадия математической деятельности - логическая организация математического материала.

Учащимся предлагается задание:

используя шаблоны провести классификацию уравнений по виду и по методам решения.

Организация:

групповая форма работы (быстро создаем группы)

Обсуждение:

разбивают уравнения по видам и по методам решения используя шаблоны

Результат групповой работы:

демонстрируют представители групп свой результат (на слайдах или другой форме).

Итоговый результат после проверки

Классификация уравнений по виду

уравнения

трансцендентные

алгебраические

показательные

№ 2,3

целые

№ 1,4,5

логарифмические

№ 6

дробные

№ 8

тригонометрические

№ 7,12,14

иррациональные

№ 13

смешанные

№ 9,10,11

Классификация уравнений по методам решения

Методы решения уравнений

разложением на множители

заменой переменной

как однородные уравнения

с помощью свойств функций

№ 1,4,5

№ 1,4,7,10,13

№ 2,5,8,11,13,14

№ 3,6,9,12

Основной этап: рефлексивно - оценочный


  1. Проверочная работа: третья стадия математической деятельности - применение математической теории.

Учащимся предлагается задание:

решить уравнения (кто, сколько пожелает на выбор).

Организация:

индивидуальная, парная, групповая (ребята сами выбирают, как будут работать, быстро организуются и приступают к работе)

Обсуждение:

рассматриваем уравнения, решение которых вызывает большой интерес.

Результат работы:

идет демонстрация решений у доски

На доске

Уравнение №1

хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Ребята предложили решить двумя способами:

1 способ

2 способ

Если уравнение имеет целые корни, то они находятся среди делителей свободного члена, значит можно разложить левую часть на множители.

х=-1 и х=3 удовлетворяют уравнению.

Имеем: хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

(х+1)(х-3)(хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений+6х-3)=0

х+1=0 х-3=0 хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений+6х-3=0

х=-1 х=3 х = -3Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Ответ: -1;3; -3Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Убеждаемся, что х=0 не является корнем уравнения. Разделим обе части уравнения на хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений0,получим: хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

(Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Обозначим Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений =к, тогда хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений. Имеем уравнение Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений , корни которого к = -6 и

к = 2 . Получим х -Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений=-6 или х - Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений =2

х = -3Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийили х =-1; 3

При решении уравнения №4

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

ребята рассуждали так. Скобки я раскрывать умею, приведу подобные слагаемые, получу целое алгебраическое уравнение четвертой степени и , если среди делителей свободного члена есть корни, то левую часть разложу на множители и найду все корни, их не более четырех.

Другие ребята предложили решить способом замены переменной. Пусть хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений-4х-9=к, тогда хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений- 6х -9 = к - 2х. Получим уравнение кУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений. Решим его как квадратное относительно к (это было ОКРЫТИЕМ для некоторых учеников). Получим к = 4х и к = х. Исходное уравнение распадается на два уравнения хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений- 4х -9 = 4х или хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений- 4х -9 = х.

Решим их, корни х = -1 и х = 9 или х = Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений .

Конечно, второй способ по сравнению с первым более рациональный.

Рассмотрим уравнение №5

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Ребята предложили способ решения: привели его к виду хУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийи нашли корни х = 1 и х = 3. Каково было удивление, когда они увидели в нем однородное алгебраическое уравнение.

Интересные рассуждения привели учащиеся при решении уравнения № 8 Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Обозначили Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений ,получили уравнение Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений . И сразу сделали ОТКРЫТИЕ, оно однородное относительно а и в, а такие уравнения мы решать умеем.

Так как в = 0 не является решением уравнением, разделим обе части на Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений. Получим Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений = 1 или Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений = - Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийили Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений где Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений . Первое уравнение дает решение х=0, а второе в области действительных чисел решений не имеет.

Ответ: 0

После полученного ответа класс замер. И последовал вопрос: «А можно было угадать корень?»

Ответ: «Можно, но тогда надо доказать, что других корней нет»

Уравнение №13

xУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Ребята решили, используя способы: замена переменной и как однородное

1 способ

2 способ

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений, получим Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений .Учитываем ,что х  -3 и к0, решая получим , что к = Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений или к = -Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений. Уравнение х+3 = Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений ,если х0 имеет корни х = 6 и х = -2, а уравнение х+3 = Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений , если -3 х  0 имеет корни х = Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений . Учитывая условия получим, что уравнение имеет корни х = 6 или х = Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Данное уравнение справедливо при х  -3 и является однородным относительно х и Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Решаем Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений или

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Корнями уравнений являются х=6; х = Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Уравнение №10

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

кроме показательной функции содержит линейную. Но можно заметить, что 2Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийоно является квадратным.

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений; корни уравнения к =Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийили к = 3-х. Решаем уравнения Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений корнем является х = -logУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений3; Решаем уравнение Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений , где х 3 ; х = 1 является корнем уравнения. Функция у =Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийвозрастающая, а (х)= 3-х убывающая, значит графики этих функций пересекаются только в одной точке с абсциссой х = 1

Ответ: 1; -logУрок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений3

После решения этого уравнения отпала необходимость детального рассмотрения решений уравнений № 0 и № 6, ребята справились с ними самостоятельно.

Уравнение №3

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

Заметим, что х=2 удовлетворяет уравнению. Докажем, что других корней нет. Каждая из функций является возрастающей, поэтому их сумма - тоже возрастающая функция. При х = 2 левая часть равна 34, при х  2 она больше 34,при х  2 она меньше 34. Итак, уравнение имеет один корень 2.

Уравнение № 12

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений

В левой части уравнения - разность тригонометрических функций. Решаем уравнение, используя ограниченность синуса и косинуса.

Так как Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений и Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений имеем систему равнений Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений и cos6x= -1

Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравненийи 6х =Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений,корни Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений к- целое и х = Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений - целое

Общее решение найдем с помощью тригонометрического круга. Решение первого уравнения системы обозначим звездочкой, а второго - точкой и найдем их общее решение

Ответ: Урок комплексного применения знаний, совершенствования знаний и умений по теме Решение уравнений к - целое.

Ребята анализируют свою собственную деятельность, оценивают ее, сопоставляя результаты своей работы с результатами товарищей.

5. Поведение итогов занятия и рефлексия

Каждый из учащихся заполняет оценочный индивидуальный лист по теме «Решение уравнений» (класс 20 чел. на «4 - 5»учатся 14 человек)

Первый этап

Второй этап Третий этап

повторение

Творческая работа

Работа в группах

выступление

Количество решенных уравнений

Интерес и новое

+

+

+

+++

14

+

+

+

+

+

10

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+++

14

+

+

+

+

++

10

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

10

+

+

+

+

+

6

+

+

++

+

+

6

+

+

+

+

+

4

+

+

++

+

+

4

+

+

++

+

10

+

+

+

+

10

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+++

14

+

+

+

+

+

12

+

Анализ усвоения материала и интереса к теме

В результате проделанной работы ученики испытали радость победы над трудностями, преодоленными ими, познали новые (для них) приемы решений уравнений, дали самооценку своей деятельности убедились, что только кропотливая самостоятельная работа приводит к формированию глубокого познавательного интереса к учебной деятельности.

Проведены уроки по темам «Решение неравенств и систем уравнений и неравенств»



© 2010-2022