Самостоятельная работа учащихся на уроках математики

Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия. Данные уроки играют большую воспитательную роль.           Важным моментом подготовки к уроку является поиск приемов, позволяющих эффективно использовать учебный материал для выработки у...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУБГО Губаревская СОШ учитель математики

Гостева Валентина Владимировна,1к.к.

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики.

Уроки самостоятельной деятельности - форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков - формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия. Данные уроки играют большую воспитательную роль.

Важным моментом подготовки к уроку является поиск приемов, позволяющих эффективно использовать учебный материал для выработки у школьников навыков самообразования. На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, сводящаяся именно к формированию этих навыков и меняющаяся в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы. В другом - в формировании критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности.

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

  1. обучающимися;

  2. тренировочными;

  3. закрепляющими;

  4. повторительными;

  5. развивающими;

  6. творческими;

  7. контрольными.

Самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после его объяснения. Немедленная проверка самостоятельной работы дает четкую картину того, какова степень понимания учащимися нового материала. Составляя примеры на изученные правила и свойства, учащиеся осмысленно их запоминают, учатся применять их на практике. К обучающим самостоятельным работам относятся также составление алгоритмов. Так, например, после вывода формулы уравнения касательной, можно составить следующий алгоритм:

- записать общий вид уравнения касательной;

- вычислить значение функции в данной точке;

- найти производную данной функции;

- вычислить значение производной функции в данной точке;

- подставить полученные данные в формулу.

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила, что позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь учителя, можно пользоваться учебником, таблицами, формулами, записями в тетради. Можно использовать задания по разноуровневым карточкам в зависимости от уровня знаний. Учащиеся, выполнив задание на «3», берут карточку с заданием на «4», а, выполнив задание на «4», берут карточку с заданием на «5». Постепенно учащиеся привыкают не бояться трудностей и стремятся к более высокой оценке.

К закрепляющим самостоятельным работам можно отнести задания, требующие применения различных правил и теорем, они показывают, насколько учащиеся усвоили данный материал. Чаще всего такие самостоятельные работы можно встретить в различных дидактических материалах.

Перед изучением новой темы учителю необходимо знать, какие пробелы у учеников еще встречаются и смогут затруднить изучение нового материала. С этой целью проводятся повторительные самостоятельные работы.

Развивающие самостоятельные работы - это работы, требующие умения решать исследовательские задачи. Сюда также относится: сочинение математических сказок, ребусов, кроссвордов, составление докладов, конференций, подготовка к олимпиадам.

0,0215×10

Вычислите:

2,4+2,4+2,4+2,4+2,4

5,6×100

Решите

уравнение:

х:1,4=10

Задача.

Решите

Уравнение

15: х=10

Представьте в виде десятичной дроби:

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики.

400,1:100

Найдите v, если

S=224,4км, t=4ч.

2,4: 10

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики.

Особый интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, где можно применять полученные знания на практике. Так, например, каждому ученику раздают различные геометрические фигуры. Надо найти площадь или объем данной фигуры. Самостоятельная работа может быть проведена в форме игры «Составь рисунок». На одной карточке написано задание, а на другой - рисунок. Рисунок разрезан на несколько частей по количеству заданий, а на обратной стороне каждой части рисунка - ответы к заданиям. Если задание и





ответ совпадут, то рисунок будет составлен правильно.

И, наконец, контрольные работы - необходимое условие достижения планируемого результата. Эти работы должны быть равноценны по содержанию и объему и стимулировать работу учащихся.

При составлении заданий для самостоятельной работы необходимо учитывать уровень сложности и возможности учащихся. Необходимо, чтобы содержание, форма и время проведения самостоятельной работы отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. При проведении самостоятельных работ учителю необходимо демонстрировать доверие, не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи, не критиковать за ошибки, а помочь их исправить, установить время выполнения работы, разработать критерии оценки результата деятельности выполняемой работы.

Самостоятельная учебная деятельность школьника тесно связана с его реальной трудовой деятельностью.
Учащимся интересны уроки самостоятельной работы. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность. Самостоятельная работа по решению задач позволяет сделать знания учащихся осознанными, способствует углублению знаний учащихся, развитию их мышления, формированию умения создавать задачную ситуацию и находить пути ее решения.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей воли, а не памятью». Л.Н.Толстой



© 2010-2022