- Преподавателю
- Математика
- Доклад на педсовете по теме Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде
Доклад на педсовете по теме Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дарницкая М.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДОКЛАД учителя математики Дарницкой М.В. по теме: «ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ».
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
1. Новое понимание учебного процесса в информационной образовательной среде.
Цель: познакомить педагогический коллектив с новым подходом к разработке урока в условиях современной образовательной среды; помочь овладеть технологией подготовки урока.
Задачи: - дать понятие информационной образовательной среды (ИОС);
- определить роль, содержания и характер профессиональной деятельности учителя в условиях работы в современной ИОС;
-ознакомить с принципами и этапами проектирования урока в ИОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среде. В связи с этим учителю необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Важно понимать, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.
Информационно-образовательная среда - комплекс информационных образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современном мире.
Функционирование информационной образовательной среды образовательного учреждения обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
Учебный процесс и ИОС образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:
-
Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
-
Обеспечить доступ к разнообразной информации (библиотеки, музей и т.д.)
-
Повысить интерес обучающихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
-
Повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
-
Развивать учебную инициативу, способности и интересы обучающихся;
Информационно-образовательной среде урока присущи следующие характеристики:
-
Открытость
-
Полифункциональность
-
Визуализация
-
Интерактивность
-
Вариативность
Остановимся подробно на этих значимых для организации учебного процесса характеристиках информационной образовательной среды.
-
Открытость - как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.
-
Полифункциональность - среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
-
Визуализация - представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.
-
Интерактивность - предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации, организации индивидуальной работы школьников, развития их познавательной самостоятельности и творчества средствами ИКТ.
-
Вариативность - каждому обучающемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов. Кроме того, вариативность предполагает еще и различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач. Такой подход вызван избыточностью информационной образовательной среды.
2. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, в соответственно уметь:
-
управлять учебным процессом;
-
создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
-
индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
-
визуализировать исторические данные (создавать ленты времени);
-
использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
-
Сравнительно недавно учебный процесс в школе планировался учителем в соответствии с содержанием образования (программой), возрастом и уровнем подготовки учащихся. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию обучающегося. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с обучающимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями обучающихся. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной).
-
Построение учебного процесса в ИОС меняет роли и характер взаимодействия его участников.
Основные роли участников учебного процесса в информационной образовательной среде
Ученик - активный субъект деятельности
Учитель - организатор учебной деятельности обучающегося, способный к проектированию и перепроектированию учебного процесса
Обучающийся в данном случае выступает в роли субъекта деятельности в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта. В новой информационной образовательной среде учитель становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, рефлексирующим профессионалом, способным к проектированию и перепроектированию (в зависимости от потребности учебного процесса и каждого отдельного ученика) учебного процесса в соответствии с указанными принципами.
В условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.
Реализация такого подхода приводит к появлению у обучающихся устойчивого интереса к учебе и познавательных мотивов. У них формируются: потребности в самообучении, саморазвитии; умение самоопределяться в учебной деятельности с осознанием личной ответственности в ней; потребности к коллективной работе, нацеленной на получение единого результата.
Учитель в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде выступает в нескольких ролях - участника проектной деятельности обучающихся, разработчика или исполнителя образовательных проектов, эксперта учебной деятельности обучающихся, организатора педагогической поддержки обучающихся в ходе процесса обучения.
В новых условиях существенно меняется роль и характер профессиональной деятельности учителя. В связи с этим учителю следует знать дидактические принципы построения такого урока.
3. Формирование познавательного интереса при обучении математике в информационной среде.
Эффективное использование информационных технологий на различных этапах урока математики способствует повышению мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет учащимся глубже познать, прочнее усвоить сущность теоретических и практических знаний, свободнее оперировать понятиями и применять полученные знания в практической деятельности
Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности старших школьников, на уроке должны использоваться разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, сопровождаемые иллюстрациями Уроки с применением информационных технологий позволяют инициировать:
-
активность в оперировании приобретенными знаниями;
-
стремление поделиться информацией с одноклассниками;
-
эмоционально благополучный фон познавательной деятельности;
-
волевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и к концу урока реакция на звонок;
-
свободный выбор познавательной деятельности.
ИКТ удобно использовать на всех этапах урока математики, естественно в соответствии с его целями и задачами. И, прежде всего, не как средство наглядности, а как средство для отработки необходимых умений и навыков.
Современные требования подготовки учащихся к ЕГЭ диктуют необходимость использовать при диагностике знаний по математике задания контрольно- измерительных материалов ЕГЭ. Добиться эффективной методики подготовки к ЕГЭ помогают разнообразные демонстрационные материалы тестов, изданные Федеральным Институтом педагогических измерений. Но помимо использования печатных тестов ЕГЭ, для закрепления и проверки знаний, учитель может составить слайды с типичными экзаменационными заданиями разного уровня сложности.
Наглядность украшает урок даже в момент напряженного опроса учащихся и делает урок интересным, разнообразным.