• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад на педсовете по теме Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде

Доклад на педсовете по теме Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД учителя математики Дарницкой М.В. по теме: «ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ».

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

1. Новое понимание учебного процесса в информационной образовательной среде.

Цель: познакомить педагогический коллектив с новым подходом к разработке урока в условиях современной образовательной среды; помочь овладеть технологией подготовки урока.

Задачи: - дать понятие информационной образовательной среды (ИОС);

- определить роль, содержания и характер профессиональной деятельности учителя в условиях работы в современной ИОС;

-ознакомить с принципами и этапами проектирования урока в ИОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среде. В связи с этим учителю необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Важно понимать, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.

Информационно-образовательная среда - комплекс информационных образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современном мире.

Функционирование информационной образовательной среды образовательного учреждения обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

Учебный процесс и ИОС образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

  • Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;

  • Обеспечить доступ к разнообразной информации (библиотеки, музей и т.д.)

  • Повысить интерес обучающихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;

  • Повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;

  • Развивать учебную инициативу, способности и интересы обучающихся;

Информационно-образовательной среде урока присущи следующие характеристики:

  • Открытость

  • Полифункциональность

  • Визуализация

  • Интерактивность

  • Вариативность

Остановимся подробно на этих значимых для организации учебного процесса характеристиках информационной образовательной среды.

  • Открытость - как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.

  • Полифункциональность - среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

  • Визуализация - представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.

  • Интерактивность - предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации, организации индивидуальной работы школьников, развития их познавательной самостоятельности и творчества средствами ИКТ.

  • Вариативность - каждому обучающемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов. Кроме того, вариативность предполагает еще и различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач. Такой подход вызван избыточностью информационной образовательной среды.

2. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, в соответственно уметь:

  • управлять учебным процессом;

  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

  • индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

  • визуализировать исторические данные (создавать ленты времени);

  • использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

  • Сравнительно недавно учебный процесс в школе планировался учителем в соответствии с содержанием образования (программой), возрастом и уровнем подготовки учащихся. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию обучающегося. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с обучающимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями обучающихся. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной).

  • Построение учебного процесса в ИОС меняет роли и характер взаимодействия его участников.

Основные роли участников учебного процесса в информационной образовательной среде

Ученик - активный субъект деятельности

Учитель - организатор учебной деятельности обучающегося, способный к проектированию и перепроектированию учебного процесса

Обучающийся в данном случае выступает в роли субъекта деятельности в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта. В новой информационной образовательной среде учитель становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, рефлексирующим профессионалом, способным к проектированию и перепроектированию (в зависимости от потребности учебного процесса и каждого отдельного ученика) учебного процесса в соответствии с указанными принципами.

В условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.

Реализация такого подхода приводит к появлению у обучающихся устойчивого интереса к учебе и познавательных мотивов. У них формируются: потребности в самообучении, саморазвитии; умение самоопределяться в учебной деятельности с осознанием личной ответственности в ней; потребности к коллективной работе, нацеленной на получение единого результата.

Учитель в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде выступает в нескольких ролях - участника проектной деятельности обучающихся, разработчика или исполнителя образовательных проектов, эксперта учебной деятельности обучающихся, организатора педагогической поддержки обучающихся в ходе процесса обучения.

В новых условиях существенно меняется роль и характер профессиональной деятельности учителя. В связи с этим учителю следует знать дидактические принципы построения такого урока.

3. Формирование познавательного интереса при обучении математике в информационной среде.

Эффективное использование информационных технологий на различных этапах урока математики способствует повышению мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет учащимся глубже познать, прочнее усвоить сущность теоретических и практических знаний, свободнее оперировать понятиями и применять полученные знания в практической деятельности

Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности старших школьников, на уроке должны использоваться разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, сопровождаемые иллюстрациями Уроки с применением информационных технологий позволяют инициировать:

  • активность в оперировании приобретенными знаниями;

  • стремление поделиться информацией с одноклассниками;

  • эмоционально благополучный фон познавательной деятельности;

  • волевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и к концу урока реакция на звонок;

  • свободный выбор познавательной деятельности.

ИКТ удобно использовать на всех этапах урока математики, естественно в соответствии с его целями и задачами. И, прежде всего, не как средство наглядности, а как средство для отработки необходимых умений и навыков.

Современные требования подготовки учащихся к ЕГЭ диктуют необходимость использовать при диагностике знаний по математике задания контрольно- измерительных материалов ЕГЭ. Добиться эффективной методики подготовки к ЕГЭ помогают разнообразные демонстрационные материалы тестов, изданные Федеральным Институтом педагогических измерений. Но помимо использования печатных тестов ЕГЭ, для закрепления и проверки знаний, учитель может составить слайды с типичными экзаменационными заданиями разного уровня сложности.

Наглядность украшает урок даже в момент напряженного опроса учащихся и делает урок интересным, разнообразным.


© 2010-2022