Методическая разработка Самоанализ педагогической деятельности

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ НАО «ОШ с.Коткино»




Самоанализ педагогической деятельности


Учителя математики

Коткиной Марины Александровны









с. Коткино

2015-2016


Множество образовательных технологий дают возможность каждому учителю плодотворно использовать в своей работе наиболее интересные и подходящие для него методики. В своей профессиональной деятельности основными задачами обучения выделила для себя следующие - совершенствовать формы организации учебной деятельности, развивать и укреплять интерес к математике; использовать новые образовательные технологии, эффективные методики обучения.

На уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом - думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому так важно искать пути повышения эффективности обучения, используя разнообразные способы передачи знаний, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Поэтому В 2013-2014 учебном году работала над методической темой «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики». Представила творческий отчет по данной теме на совещании при завуче, дала открытый урок. Обобщила свой опыт в виде публикации Всероссийский интернет-педсовет http//pedsovet.org

В отчете я подробно представила какие приемы, современные технологии использую для активизации мыслительной деятельности, познавательной активности учащихся на уроках.

Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Для достижения этой цели в моей практике большое применение нашли дидактические игры. И поэтому В 2014-2015 учебном году работаю над темой «Игровые технологии на уроках математики». Цель моей работы - показать, как средствами игры помочь развить у учеников познавательный интерес, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.

Игровые технологии в своей деятельности я применяю часто и в этом году я решила обобщить свой опыт. В ноябре 2014 дала открытый урок в 8 классе «Понятие квадратного корня из неотрицательного числа» с применением дидактической игры «Лото». На заседании МО в декабре 2014 поделилась опытом работы над данной темой с коллегами. Опубликовала свой материал по данной теме на своем сайтеучительский.сайт/Коткина-Марина-Александровна Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении.

Я считаю, что самые прочные знания - это знания, эмоционально окрашенные. В этом плане полезными для формирования мотивации являются творческие задания. В своей работе широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, головоломки, творческие работы - рисунки, рассказы, сочинения. Дети с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными. Ежегодно провожу в 6 классах конкурс творческих работ по теме «Рисуем по координатам», для оценки работ привлекаю старшеклассников. В 8 классах ребята демонстрируют свои работы по теме «Подобие вокруг нас», в 5 классе ребята с увлечение работают над составлением фигурок игры-головоломки «Пентамино». В 5-6 классах для привития интереса к предмету использую головоломки со спичками и головоломки на разрезание Для расширения знаний по предмету, знакомства с историей математики и учёными - математиками предлагаю учащимся написать доклады и другие творческие работы. Учащиеся с удовольствием находят данный материал, читают дополнительную литературу, посещают сельскую, школьную библиотеки, используют ресурсы Интернет.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы: проектные, игровые, групповые, здоровье сберегающие, тестовые, ИКТ.

По словам одного из разработчиков общей теории и методологии проектирования Л.Б.Переверзева, раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия,уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нужно было только заранее хорошо выучить,в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике. Несмотря на то что сегодня ситуация изменилась кардинально, учителя и ученики по прежнему тратят львиную долю времени и усилий именно на то, чтобы заучить готовые рецепты решения давно решенных проблем. Учиться становится не только неинтересно, но зачастую и бессмысленно. Может быть, здесь кроется причина известной школьной проблемы снижения учебного мотива?А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний - бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему должна учить школа. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а не-посредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Поэтому в своей деятельности я применяю метод проектов. В 2015-16 учебном году в рамках своей методической темы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий» провела открытый урок обобщения по геометрии в 7 классе «Признаки равенства треугольников» на котором учащиеся защищали проект «Признаки в нашей жизни» (21.01.16). Фотоматериал по данной теме размещен учительский.сайт/Коткина-Марина-Александровна в рубрике «Открытый урок». Также приняла участие в вебинаторе «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС». В первое четверти провела открытый урок «Уравнения» (по ФГОС) в 5 классе. Методическая разработка размещена также на cайте Инфоурок в личном кабинете.

На сегодняшний день информационно - коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики, осуществляю средствами ИКТ контрольно -оценочную деятельность.

В своей работе ИКТ использую: для работы с персональным сайтом учительский.сайт/Коткина-Марина-Александровна; использую ЭОР для подготовки к ГИА: fihi.ru mioo.ru edu.ru ; использую ресурсы интернет для участия в конкурсах проектов «Инфоурок» и «Познание и творчество»; использую ресурсы интернет для учебы на дистанционных курсах; для приобретения медиапродуктов, СД-дисков, видеоуроков для кабинета математики.

В 2012 г. участвовала в конкурсе «Лучший урок с использованием информационно-коммуникационных технологий» среди педагогов образовательных учреждений МР ЗР

( участник).

ИКТ технологии дают мне возможность сделать урок не просто интересным и красочным, но и содержательным.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным для учащихся.; усиливать положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Современные электронные средства также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. Для качественного внедрения в своей работе проектной деятельности прошла обучение на дистанционных курсах с 1 января по 30 сентября 2013 г. - «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся». 23.04.2013 г на заседании МО выступила из опыта работы по организации проектной деятельности на уроках математики и внеклассной работе. Метод проектов - одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников. На уроках математики учениками были реализованы проекты «Старинные меры длины» 2013 г., выполнил Коткин Е. ученик 6 класса, «Почему возникли обыкновенные дроби» 2012 г, «Как математика стала настоящей наукой» 2014 г., в качестве зачетных работ принимаются рефераты - как исследование темы, выходящей за рамки учебника. Урок с элементами исследования провела в 5 классе по теме «Лист Мебиуса» в неделе математики.

При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в школах.

Все цели и задачи современного математического образования в полной мере реализуются по УМК А.Г.Мордкович. Поэтому в прошлом учебном году перешла на программу под редакцией данного автора. Работу по математике с учащимися 5 - 6 классов планирую и реализую на основе программы основного общего образования по математике под редакцией авторов В.И. Жохова . В 7-8 классах использую учебно-методический комплект А.Г.Мордковича для 7-8 классов общеобразовательных учреждений, в 9 классе - учебно-методический комплект Ю.Н, Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И. Нешковой, С.Б. Суворовой под редакцией С.А. Теляковского( последний год).

Рабочие программы составляю в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, базисного учебного плана и примерными учебными программами для общеобразовательных учреждений.

Мой учебный кабинет оснащен разнообразными наглядными пособиями, подобран разнообразный материал для проведения внеклассной работы по математике; оформлены папки с дидактическим материалом для игр: дидактические папки для проведения устного счета и тестового контроля. В электронном виде созданы папки для проведения устного счета в 5-9 классах; методический материал для подготовки к итоговой аттестации (ГИА).Оформлен стенд для выпускников, содержащий информацию о условиях проведения ГИА, критерии оценивания, представлен список сайтов.

Использую в работе различные формы контроля. На уроках использую текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль осуществляю на уроке в виде самостоятельных работ, диктантов, тестов, использую игры, что вызывает особый интерес у детей. Тематический контроль осуществляю по окончании изучения темы, который включает в себя выполнение практических работ, контрольных работ разноуровневого характера. Контроль на тестовой основе получил широкое распространение в моей работе. Для повышения результата подготовки к итоговой аттестации работу с тестами провожу с 5 класса. Данную форму применяю на уроках обобщения ( под главу) в 7-9 по геометрии. В 5-6 классов использую тесты на уроках повторения, закрепления, обобщения. Небольшая численность в классах позволяет использовать в ходе самопроверки компьютер. Контрольно - оценочную деятельность осуществляю средствами ИКТ. Для самопроверки применяю электронную версию тестов, выполненной в программе Adobe Acrobat . По мере выполнения каждый ученик проверяет свою работу с помощью данной программы. Компьютер выводит результаты теста, после чего ученик вместе со мной разбирает ошибки. В ходе подготовки к итоговой аттестации ГИА использую тренировочные и диагностические работы системы СтатГрад. Для итогового повторения в 7-9 классах мною разработаны тематические тестовые работы. Результаты тестирования заносятся в таблицы( для каждого класса отдельно), что дает возможность устранять своевременно пробелы в знаниях. Такая система оценивания помогает учащимся увидеть свой уровень по теме, развивать интеллектуальные и специальные умения, творческие способности, а учителю проводить коррекцию знаний, организовать индивидуальную работу, консультации. Результатом является хорошая успеваемость по предмету. Для лучшего усвоения материала должное внимание уделяю рациональным методам и средствам обучения, систематически провожу устный счёт, способствующий повышению вычислительной культуры учащихся, математические диктанты, тренирующие память и способность вести запись на слух, терминологические диктанты, работу с таблицами. На моих уроках присутствует самостоятельная работа обучающего, закрепляющего и проверочного характера. Особое внимание уделяю урокам с практическим содержанием в младших классах. На своих уроках стараюсь сочетать коллективную работу учащихся с групповой и индивидуальной, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к ученикам. Считаю необходимым поддерживать уровень профессионального роста. С 1 сентября по 30 мая 2013 г. прошла Дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им.М.В. Ломоносова повышения квалификации по темам «Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки», с 1 января по 30 сентября 2013 г. - «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся». В 2013 г. -«ФГОС: системно - деятельностный подход в преподавании математики».

Большое место в повышении педагогического мастерства отвожу самообразованию.

Зарегистрирована на многих образовательных сайтах: 1 september.ru, e-osnova.ru, Infourok.ru, Prospkolu.ru, www/future4you.ru, http//pedsovet.org, school-collection.edu.ru/catalog.

Сайты использую в своей работе с целью: создание персональной страницы на

сайте, для учебы на дистанционные курсах, методическая помощь, участие в конкурсах, размещение публикаций, выписываю электронный журнал «Основа», обновляю методическую литературу, дидактический материал, знакомлюсь и изучаю документы на сайтах МО РФ, ФИПИ, МИОО.

Имею свой собственный профессиональный сайт: учительский.сайт/Коткина-Марина-Александровна

Результатом своей работы считаю активное участие и достижения учащихся в школьных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Веду активную работу по привлечению учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях МАН «Интеллект будущего», проект «Инфоурок», «Кенгуру». Во всех перечисленных конкурсах учащиеся имеют высокие результаты.

Активное участие школьников в различных мероприятиях способствует:

- формированию общей культуры учащихся;

- активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся;

- развитию творческих способностей воспитанников;

- повышению качества образования.

Ежегодно я и мои ученики активно принимаем участие в проведении предметной недели. Предметная неделя позволяет более полно раскрывать творческие способности учащихся, активизирует познавательную деятельность. Ребята занимаются оформлением стенгазет, готовят сообщения, рефераты, представляют презентации. Традиционными стали викторины, игра КВН, игра «Своя игра». Несмотря на 29-часовую нагрузку в предметной неделе я охватываю все классы, а для помощи привлекаю старшеклассников. Обязательно провожу подведение итогов и награждение на линейке.

Как положительный результат своей деятельности хочу отметить - стабильную качественную успеваемость по предмету .



Результаты промежуточной аттестации уч-ся 5-8 классов по математике

Методическая разработка Самоанализ педагогической деятельности









Анализ результатов

государственной итоговой аттестации ( ГИА)


Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса за три года(ГИА)

9 класс

2011-2012

2012-2013

2013-2014


учебный год

учебный год

учебный год


Количество выпускников - 6 чел.

Количество выпускников - 6 чел.

Количество выпускников - 7 чел.

предмет

Сдавали экзамен

Не аттест.

Средний балл

Сдавали экзамен

Не аттест.

Средний бал

Сдавали

экзамен

Не

Аттест.

Средний бал

Математика ОГЭ

6

-

3,0

6

-

3,5

6

-

3,3

Математика ГВЭ

-

-


-

-


1

-

3,0



В 2013-2014 учебном году в 9 классе обучалось 7 человек. В форме ГВЭ выполняла Мозговая Мария. Неудовлетворительных оценок нет. Процент верных ответов составляет 39,7 , что выше в сравнении с результатами ГИА-2013 г. на 2,6. Лучший результат показал Коткин Вячеслав - 44 балла, в прошлом году лучший результат - 44 б. Созонова Ольга.

Наименьший результат -36 баллов показали Ардеева Анна, Голубев Вадим, Канева Марина. В прошлом году наименьший результат - 28 б.

В течении года большое внимание уделялось разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, консультациях. Проводилась работа с бланками.учащиеся своевременно

В течении года осуществлялось информирование учащихся 9 класса и их родителей по вопросам подготовки к ГИА -2014: проведены родительские собрания на которых рассмотрены структура ГИА, критерии оценивания, до сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты пробных экзаменов, с учащимися проводилась индивидуальная работа по устранению ошибок, к кабинете математики был оформлен стенд для учащихся по вопросам ГИА «Выпускник 2014».

В ходе подготовки к ГИА-2014 использовались интернет-ресурсы: сайт МО и Н РФ (mon.gov.ru); Федеральный институт педагогических измерений( fihi.ru) : Федеральный портал «Российское образование (edu.ru).

Анализ результатов по математике выявил слабое умение у учащихся решать задачи из «теории вероятности и статистики».

Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Ее назначение дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников. Во второй части экзаменационной работы выполнила задание СМетодическая разработка Самоанализ педагогической деятельности(3 балла) Баева Елизавета, Коткин Вячеслав СМетодическая разработка Самоанализ педагогической деятельности(3 балла), Метсо Татьяна СМетодическая разработка Самоанализ педагогической деятельности( 2балла) и СМетодическая разработка Самоанализ педагогической деятельности(3 балла). По сравнению с двумя предыдущими годами этот показатель выполнения учащимися 2 части намного лучше. В прошлом году выполнили по одному заданию из части С Созонова Ольга и Созонова Мария ( по 2 балла).

В ходе подготовки к государственной аттестации обучающихся следует обратить внимание на повышения уровня вычислительных навыков, на применение формул сокращенного умножения, усилить практическую направленность обучения , включая соответствующие задания «на проценты», выделять «проблемные» темы в каждом конкретном классе и работать над ликвидацией пробелов в знаниях и умениях. Проводить диагностические работы, получаемые через систему Статград, в условиях близких к реальным экзаменам. После выполнения диагностических работ тщательно анализировать результаты, составлять индивидуальные карты учащихся.

Московский институт открытого образования (mioo.ru ); Федеральный портал «Российское образование (edu.ru).

Анализ результатов по математике выявил слабое умение у учащихся применять формулы сокращенного умножения, решать задачи из «теории вероятности и статистики», решать целые уравнения,

Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Ее назначение дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников. Во второй части экзаменационной работы выполнила задание СМетодическая разработка Самоанализ педагогической деятельности(3 балла) Баева Елизавета, Коткин Вячеслав СМетодическая разработка Самоанализ педагогической деятельности(3 балла), Метсо Татьяна СМетодическая разработка Самоанализ педагогической деятельности( 2балла) и СМетодическая разработка Самоанализ педагогической деятельности(3 балла). По сравнению с двумя предыдущими годами этот показатель выполнения учащимися 2 части намного лучше. В прошлом году выполнили по одному заданию из части С Созонова Ольга и Созонова Мария ( по 2 балла).

В ходе подготовки к государственной аттестации обучающихся следует обратить внимание на повышения уровня вычислительных навыков, на применение формул сокращенного умножения, усилить практическую направленность обучения , включая соответствующие задания «на проценты», выделять «проблемные» темы в каждом конкретном классе и работать над ликвидацией пробелов в знаниях и умениях. Проводить диагностические работы, получаемые через систему Статград, в условиях близких к реальным экзаменам. После выполнения диагностических работ тщательно анализировать результаты, составлять индивидуальные карты учащихся.

Уровень моего профессионального роста и творческих достижений.

2015г. За выдающиеся достижения в конкурсах и проектах Программы в 2014-2015 учебном году мое имя включено в сборник «Ими гордится Россия»

В 2013-2014 учебном году коллектив нашей школы выдвинул на Доску почета с.Коткино.

2014 г. - МАН «Интеллект будущего» участие в Педагогическом конкурсе «Педагогическое творчество -2014», Номинация «Счастье жить»( диплом лауреата I степени);

2014 г. - Благодарственное письмо губернатора НАО За профессионализм, творческое отношение к работе;

Май 2014 г.- Благодарность за активное участие в работе проекта «Инфоурок» (Всероссийский уровень);

Февраль 2014 г.- Благодарность за активное участие в работе проекта «Инфоурок» (Всероссийский уровень);

2014 г. - Свидетельство за подготовку призера (3 место) заочного конкурса «Познание и творчество»

2014 г. - Грамота за добросовестное отношение к работе, за умелую организацию и постановку учебно-воспитательной работы в школе в 2013-2014 учебном году;

2013 г. - Благодарность за активное участие в работе проекта «Инфоурок» (Всероссийский уровень);

2013 г.- Грамота Управления Образования Администрации МР ЗР за подготовку призера ( III место);

2012 г. - Почетная грамота за успехи в деле обучения и воспитания обучающихся;

2012 г. - Конкурс «Лучший урок с использованием информационно-коммуникационных технологий» среди педагогов образовательных учреждений МР ЗР( участник)

Цель моей дальнейшей профессиональной деятельности - продолжить работу над развитием творческого мышления у обучающихся. Для этого планирую уделить особое внимание проектной деятельности на уроке. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность детей, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.


© 2010-2022