Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе

Круг задач, рассматриваемых в геометрии, очень широк. Среди них особое место занимают задачи на построение, которые способствуют развитию определенности, последовательности и обоснованности мышления. На этих задачах можно научиться таким методам познания, как анализ и синтез. Задачи на построение вызывают интерес, способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности. При их решении активно используются знания о свойствах фигур, совершенствуются навыки геометрических построений. В ...
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе

Шувалова Ю.Г. - учитель математики МОУ школы №10 г.о. Тольятти

Задачи на построение циркулем и линейкой и сегодня считаются математически весьма интересными. Уже более ста лет это традиционный материал школьного курса геометрии. Одной из самых ценных сторон таких задач является то, что они развивают поисковые навыки решения практических проблем, приобщают к самостоятельным исследованиям, способствуют выработке конкретных геометрических представлений. Задачи на построение вызывают интерес, способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности. При их решении активно используются знания о свойствах фигур, совершенствуются навыки геометрических построений. В результате развиваются конструктивные способности, что является одной из целей изучения геометрии.

Круг задач, рассматриваемых в геометрии, очень широк. Среди них особое место занимают задачи на построение, которые способствуют развитию определенности, последовательности и обоснованности мышления. На этих задачах можно научиться таким методам познания, как анализ и синтез.

Структура решения задачи на построение.

Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки, состоит не в том, чтобы выполнить соответствующие построения, а в том, чтобы найти алгоритм решения, то есть, описать решение задачи в виде последовательности уже известных стандартных построений. Правильное, осмысленное решение задач на построение состоит из основных этапов: анализ, построение, доказательство (синтез), исследование.

Анализ. Составляется план решения. Для этого поступают так: предполагают задачу решенной, делают от руки примерный чертеж искомой. Нужно найти такую зависимость между данными и искомыми величинами, которая позволила бы определить положение искомой точки (отрезка или угла), на нахождение которых нацелено решение задачи.

Построение - механическое выполнение тех приемов, которые были выведены из плана решения задачи, т.е. анализа. При построении используют основные приемы (задачи на построение), т.е. любая задача на построение разбивается на конечное число шагов (простейших задач на построение).

Доказательство. Когда искомая фигура построена, необходимо доказать, что она удовлетворяет всем требованиям задачи. При этом ход рассуждений будет обратный тому, который применялся при анализе. Поэтому иногда доказательство называют синтезом.

Исследование имеет целью выяснить, всегда ли задача разрешима, сколько решений допускается (одно или несколько). Необходимо рассмотреть всевозможные частные случаи, причем нужно выяснить, меняется ли ход решения в них и как именно.

Основные построения с помощью циркуля и линейки.

Для выполнения основных построений с помощью циркуля и линейки используется метод решения, при котором искомую точку строят как точку пересечения множеств (геометрических мест), определяемых некоторыми условиями. Данный метод так и называется - метод пересечения множеств или метод геометрических мест. С помощью этих инструментов мы можем выполнить огромное множество построений. Какие простейшие построения являются стандартными? Авторы учебников [1], [6] к основным построениям в 7 классе относят:

  • построить отрезок, равный данному отрезку; построить середину отрезка.

  • построить перпендикуляр к прямой, построить серединный перпендикуляр.

  • построить угол, равный данному углу; построить биссектрису угла.

  • построить треугольник (по трём сторонам, по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу, противолежащему одной из сторон).

  • построить прямоугольный треугольник (по гипотенузе и катету, по гипотенузе и острому углу).

  • построить прямую, проходящую через данную точку параллельно данной прямой

К стандартным построениям 7 класса добавим:

1. Построение отрезков Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе. Изобразим луч ОС и отрезки а и b (а > b). Затем циркулем построим окружность радиуса а с центром О (Приложение 1, рис. 1.1). Эта окружность пересечет луч ОС в некоторой точке К, затем циркулем построим окружность радиуса b с центром К и получим точку пересечения Р на продолжении луча ОС и точку Н на отрезке ОК. При этом ОР= ОК + КР = а + b, ОН= ОК - КН = а - b. Изобразим луч ОС и отрезок АВ = а. Затем циркулем построим окружность радиуса АВ с центром О. Эта окружность пересечет луч ОС в некоторой точке А1. На продолжении луча ОС от точки А1 построим окружность радиуса АВ с центром А1 - получим точку А2 (при этом ОА2 = 2АВ). Построение будем продолжать до тех пор, пока ОАn = nа. (Приложение 1, рис. 1.2).

2. Построение углов Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе. Циркулем и линейкой строим Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМОК=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе. Строим Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКОР=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе так, чтобы луч ОР проходил внутри Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМОК, и Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЕОК=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе так, чтобы луч ОЕ проходил вне Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМОК. При этом получаем: Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМОЕ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМОР=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе (Приложение 1, рис. 2).

3. Построение угла в n раз больше данного угла. Построение угла в n раз больше данного угла сводится к построению n раз угла, равному данному. Например: чтобы построить Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеMON в 3 раза больше заданного угла АВС, необходимо построить Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМОК= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС. Затем построить Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКОР= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС, потом Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРОN = Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС. При этом получим Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеMON=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМОК +Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКОР +Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРОN = 3Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС.

4. Трисекция угла. Искусство построения геометрических фигур при помощи циркуля и линейки было в высокой степени развито в Древней Греции. Знаменитой была в древности задача о трисекции угла (о разделении угла на три равные части с помощью циркуля и линейки). Любой угол невозможно разделить на три равных части с помощью только циркуля и линейки. Попытки решения задачи с помощью инструментов и средств были предприняты еще в V в. до н.э. Французский математик П. Ванцель в 1837г. первым строго доказал, что невозможно осуществить трисекцию циркулем и линейкой. Задача о трисекции угла оказывается разрешимой и при некоторых других частных значениях угла: 900, 450, 1350 (приложение 2). Деление прямого угла на три равные части умели производить ещё пифагорейцы, основываясь на том, что в равностороннем треугольнике каждый угол равен 60о.

5. Деление данного угла на Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеравных углов. Построение биссектрисы угла позволяет разделить любой угол на 2, 4, 8, … 2n равных углов. В каждом случае задача сводится к построению биссектрис полученных углов, что выполнимо всегда циркулем и линейкой. Например, разделить угол АВС на 4 равных угла. Строим биссектрису ВК Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС, получаем Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВК= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСВК=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС:2. Строим биссектрисы ВР и ВМ углов Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВК и Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеCDR соответственно. Получаем: Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВР=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРВК= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМВК= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСВМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВК:2= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС:4.

Возникает вопрос: Можно ли разделить произвольный угол на 5, 7, 11, … равных углов? Данная задача оказывается разрешимой при некоторых частных значениях угла. Например: циркулем и линейкой можно выполнить следующие построения (при условии, что заданные углы уже построены и их величина известна):

Задача 1: Построить углы, равные 660: 11=60, 500: 5=100. Для решения этих задач воспользуемся углом 600 - равносторонним треугольником. В первой задаче получаем 660-600 = 60, строим дважды по углу 60 (600-60-60 = 480), затем делим угол 480 на Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе равных углов (т.е. проводим биссектрисы). Рассуждая также, получаем во второй задаче 1) 600-500 = 100, 2) 500-100= 400, 3) 400: 4=100;

Задача 2: Построить угол 530, если построен угол 1040. При решении используем построения прямого угла, биссектрисы угла и угла 600. Построение: 1) 1040-900=140, 2) 140: 2 = 70, 3) строим 600 и 600-70=530.

Вывод: рассматривая построения 4 и 5, задачи 1 и 2 всегда можно построить:

1) прямой угол, углы: 600, 300, 450, 150.

2) можно разделить некоторые заданные углы на данное количество равных углов или построить угол необходимой величины.

3) задачи 1, 2 или подобные им можно использовать на кружках, в олимпиадах или во внеклассных мероприятиях.

3. Задачи на построение циркулем и линейкой.

Анализ олимпиадных заданий для 7 класса, проводимых в городе Тольятти, и, предложенных для подготовки к олимпиадам в различных источниках, показал, что задачи на построение среди них отсутствуют. Предлагаю задачи, которые могут быть использованы для подготовки к олимпиаде по математике или для проведения олимпиад в 7 классе, так как дадут возможность ученикам показать не только свои знания геометрического материала, но и умение анализировать, логически мыслить и проявлять изобретательность в решении задач.

Задача 1: Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и углу между ней и проведенной к ней медианой. Сначала рассмотрим задачу: На отрезке AB как на диаметре построена окружность. Докажите, что из всех точек окружности, отличных от A и B, отрезок AB виден под прямым углом.

РЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеешение: Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС и Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВОС - равнобедренные, т.к. радиусы ОА=ОВ=ОС. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС и Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСОВ смежные углы, тогда Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСОВ = 1800 - Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС. По свойству углов равнобедренного треугольника и по теореме о сумме углов треугольника получаем: Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСАО= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАСО= (1800-Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС): 2= 900 - Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС :2, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеОВС= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеОСВ= (1800 - Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСОВ) : 2 = (1800 - (1800 - Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС)) : 2 = Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС : 2. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАСВ = Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАСО + Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеОСВ =900 - Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС: 2 + Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАОС: 2 = 900. Вернемся к решению задачи.

АЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классенализ: Пусть Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС (Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВАС = 900, ВС = а, АК - медиана, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКС =Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе) - искомый. Точки А, В, С лежат на окружности с центром в К радиуса ВК, т.к. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВАС = 900 опирается на диаметр ВС (доказано в предыдущей задаче).

Построение: Строим ВС = а, К - середину ВС. Строим Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМКС = Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКС = Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе. Строим А - точку пересечения луча КМ и окружности с центром в К радиуса ВК.

Доказательство: Пусть Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС- искомый, т.к. ВС = а , ВК=КС (по построению), Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВАС = 900 (опирается на диаметр окружности), АК - медиана, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКС =Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе.

Исследование: Решение сводится к построению отрезка, равного данному, середины отрезка и угла, равного данному. Данные построения выполнимы всегда.

Задача 2: Дан угол и точка внутри него. Постройте отрезок с концами на сторонах угла и серединой в этой точке.

АЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классенализ: Дан Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЕАР и точка М внутри угла. Пусть ВС искомый отрезок, удовлетворяющий условиям задачи: ВМ=МС, ВЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАЕ, СЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАР. Проведем АМ, откладываем на его продолжении отрезок МК=АМ. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАМВ = Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКМС (по I признаку). У них: Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВМА= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКМС (вертикальные), АМ=МК, ВМ=МС. Следовательно, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВАМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМКС. Значит, построение ВС сводится к построению точки С на АР, т.е. к построению АК=2АМ и Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМКС=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВАМ.

Построение: Проводим луч АМ, откладываем на его продолжении МК=АМ. Строим Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМКС= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЕАК. Получаем С на стороне АР Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЕАР. Проводим луч СМ, получаем В на луче АЕ. Отрезок ВС - искомый.

Доказательство: При построении получаем Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАМВ = Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКМС (по II признаку). У них: Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВМА= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКМС (вертикальные), АМ=МК (по построению), Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВАМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМКС (по построению). Следовательно, ВМ=МС. Получаем ВС - искомый отрезок.

Исследование: Построение выполнимо всегда, т.к. сводится к построению отрезка, равного данному, и угла, равного данному.

Задача 3. Дана прямая, на которой лежит биссектриса угла A треугольника ABC. По разные стороны от этой прямой даны две точки - основания: а) медиан; б) высот, проведенных из вершин B и C. Восстановите треугольник ABC.

Анализ: Пусть Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС (луч АО - биссектриса Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеА, медианы СN, ВМ) - искомый. Проведу ММ1||АО и NN1||АО. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКМ1 (Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАРN= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАРN1) (по II признаку). У них: 1) АК (АР) - общая, 2) Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКМ1=900 (Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАРN= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАРN1=900), 3) Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАМ1 - АО биссектриса Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеА. Получаю, что точки М, М1 лежат на АС, N, N1 лежат на АВ и находятся на одном расстоянии от АО. Аналогично, если точки N, М - основания высот.

Построение: Строю МКЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАО и NРЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАО. Откладываю КМ1=КМ и РN1=РN. Провожу прямые МN1 иNМ1, получаю А на пересечении АО, МN1 иNМ1. а) Откладываю МС=АМ и NВ=АN. б) Строю МВЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАМ (В - точка пересечения МВ и АВ), NСЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеNА (С - точка пересечения NВ и АМ). Провожу ВС. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС построен.

а) б)

Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе

Доказательство: В обоих случаях мы получаем: точки М и М1 лежат на АС, N и N1 лежат на АВ. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКМ1 (по I признаку). У них: 1) АК - общая, 2) Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКМ1=900, 3) КМ= КМ1 - по построению.Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАМ= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАМ1Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе АО биссектриса Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеА. а) точки N, М - основания медиан, т.к. по построению МС=АМ и NВ=АN. б) точки N, М - основания высот, т.к. по построению МВЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАМ, NСЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеNА.

Исследование: задача не имеет решения, если точки N, М находятся на одном расстоянии от АО. При этом МN1||AO, NМ1||AOЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМN1||NМ1Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеточку А построить невозможно.

В следующих задачах приведем только анализ или/и построение.

Задача 4: Постройте треугольник по трем медианам.

АЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классенализ: Пусть Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС (медианы СN = р, ВМ = n, АК = m) - искомый. Строим Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАCP= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС: АР=ВС, РС=АВ, ОС=АК=m. Проводим NО. NO - средняя линия Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеABPЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе NO= ВР:2= ВМ (по свойству средней линии треугольника). Получаем Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеNOC: СN = р, NO = n, ОС = m. На луче ON отложим NS=NO. Т.к. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВNS= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАNO по I признаку. У них: Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВNS= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАNO как вертикальные, NS=NO по построению, АN=NВ (NС - медиана). Значит, SВ= ВК= КС= СS:3.

Построение: Строим Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеNOC: СN = р, NO = n, ОС = m. На луче ON отложим NS=NO. Проводим СS, строим точку В: Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе. Проводим луч ВN, откладываем АN= ВN. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС - искомый.

Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе

Задача 5. Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе с и сумме катетов Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе.

Анализ: Пусть Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС (Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеА=900) построен. На луче ВА отложим отрезок AD = AC. Получим Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАDС - равнобедренный, в котором Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе (свойство внешнего угла треугольника). Задача сводится к построению Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВСD по двум сторонам BD = b+c, ВС = а и Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеD=450. Чтобы получить точку А, достаточно провести САЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеDВ.

Задача 6. Постройте треугольник по данной стороне, углу, к ней прилежащему, и сумме двух других сторон.

АЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классенализ: Пусть Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС - искомый. На продолжении ВА отложу AD=CA. Соединю C и D. В Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеCBD имею: BD = b+c, BC = a, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСBD = Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеB. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеCBD можно построить по двум сторонам и углу между ними. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеCAD - равнобедренный: АН - высота, медиана. Проведя серединный перпендикуляр АНЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеCD, определю вершину А.

Задача 7. Постройте треугольник по двум углам и периметру.

Анализ: ПустьЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАВС - искомый. На продолжении стороны АВ в обоих направлениях отложу отрезки DA = АС и ВЕ = СВ и соединю D с С и Е с С, получу Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеDCE, в котором DE = Р. Треугольники DAC и ВЕС - равнобедренные, и АКЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеDC, где DK = KC и BFЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеFE, что позволит определить вершины А и В. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе (свойство внешнего угла треугольника). Задача сводится к построению Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеDCE по стороне DE=Р и Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеD, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеE. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе

Список литературы:

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9. М.: Просвещение, 2005. - 335 с.

  2. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. М.: Просвещение, 1991. - 80с.

  3. Далингер В.А. Планиметрические задачи на построение. Омск: Изд-во ОГПИ, 1999. - 78 с.

  4. Ильина Н.И. Геометрические построения на плоскости. М.: Школа - пресс, 1997. - 172 с.

  5. Манин И.Ю. О разрешимости задач на построение с помощью циркуля и линейки // Энциклопедия элементарной математики. М.: Физматгиз, 1963. Т. 4: Геометрия. С. 205-227.

  6. Олимпиадные задания по математике. 5-8класс/авт.-сост. С.П. Ковалева.-Волгоград: Учитель, 2007.-88с.

  7. Погорелов А.В. Геометрия, 7-11. М.: Просвещение, 1992

  8. Прасолов В.В. Три классические задачи на построение. М.: Наука, 1992. 80 с.

  9. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/Ред. коллегия: М.Аксенова, В.Володин и др. - М.: Аванта+, 2005.

  10. Коренева В.Е. Решение задач на построение методом спрямления. Математика в школе.1995г. №5

  11. Клименченко С.В., Цикунова Т.Д. Задачи на построение треугольников по некоторым данным точкам. Математика в школе. 1990г. №1

  12. Белошистая А.В. Задачи на построение в школьном курсе геометрии. Математика в школе. 2002г. №9

  13. ilib.mirror1.mccme.ru/djvu/geometry/alexandrov.htm

  14. ref.by/refs/alike/29022.html

  15. sibpatent.ru/default.asp?khid=18360&code=362335&sort=1

  16. zaba.ru/cgi-bin/tasks.cgi?tour=books.sms700.postr&solution=1

Приложение 1

Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе








рис. 1.1 рис. 1.2

Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классе











рис. 2

Приложение 2

ЗЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеадача: Трисекция прямого угла.

Пусть требуется разделить на три равные части прямой Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеMAN. Откладываем на луче АN произвольный отрезок АК, на котором строим равносторонний Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеAКB. Так как Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКAB равен 600, то Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМАВ= 300. Построим биссектрису Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАВ, получаем искомое деление прямого Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеMAN на три равных угла.

Задача: Трисекция угла в 450.

РЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеешение данной задачи сводится к построению равностороннего треугольника. Пусть требуется разделить на три равные части Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеMAN=45о. Откладываем на луче АN произвольный отрезок АК, на котором строим равносторонний Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеAКB в одной полуплоскости с точкой М относительно прямой АК. Строим биссектрису АР угла КАВ, затем биссектрису АС угла РАК и получаем искомое деление угла MAN на три равных угла Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМАР=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАС=Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСАК=15о.

Доказательство: Т.к. Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеАКВ - равносторонний, то Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАВ=60о. АР - биссектриса Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАВ Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВАР= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАК=30о и Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМАР= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМАК- Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАК =45о - 30о=15о. АС - биссектриса Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАК Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАС= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСАК=15о. Значит, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМАР= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАС= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСАК=15о.

Задача: Трисекция угла в 1350.

Пусть требуется разделить на три равные части Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеMAN=135о. Т.к. 135о:3 = 45о, то из точки А строим перпендикуляр АК к прямой АМ. Затем строим биссектрису АР Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАМ. При этом получаем искомое деление угла MAN на три равных угла Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАN= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАР= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАМ= 45о.

Доказательство: Т.к. АК - перпендикуляр к прямой АМ, то Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАМ=90о, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеNАК= 135о-90о=450. АР - биссектриса Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеКАМ Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеЗадачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеВАР= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАК=45о. Значит, Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеМАР= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеРАС= Задачи на построение циркулем и линейкой в 7 классеСАК= 45о.

© 2010-2022