• Преподавателю
  • Математика
  • Выступление на педсовете на тему: Использование системно – деятельностного подхода для достижения требований ФГОС на уроках математики (из опыта работы)

Выступление на педсовете на тему: Использование системно – деятельностного подхода для достижения требований ФГОС на уроках математики (из опыта работы)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование системно - деятельностного подхода для достижения требований ФГОС.

Дети при обучении в средней школе обязаны получить, прежде всего, предметные знания и умения. Именно их качество проверяют на итоговом тестировании - ЕГЭ. Казалось бы, задача школы выполнена - ребёнок получил необходимый набор знаний и вручен аттестат. Далее начинаются парадоксы: молодой человек, обладающий очень даже неплохим набором знаний, не может найти себя, реализоваться в обществе, заработать деньги. А ведь стране с её высокотехнологичной современной экономикой, медициной, образованием, армией, да, и культурой нужны умные, грамотные, успешные специалисты. Поэтому основной задачей школы, было, есть и будет - воспитание всесторонне развитой личности. Творчески мыслить, принимать нестандартные решения - это те качества, которые необходимы человеку в современном мире. Значит, задача учителя состоит в том, что он должен дать глубокие знания по предмету, развивая творческие способности каждого ребёнка.

Проявление творческих способностей - это сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу для решения, проанализировать ход решения, исследовать полученный результат. В школе развивают творчество, креативность мышления, помогают увлечь ученика делом, исследовательской работой применение всевозможных технологий, главной целью которых являются эффективные результаты. Для успешной реализации ФГОС выступает главным условием деятельностный подход в обучении.

Цель деятельностного подхода в обучении является не проверка знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. Он предусматривает развитее умений ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Задачи учителя в свете Федеральных государственных образовательных стандартов при введении нового материала заключаются не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. А вот знает ли сам учитель, как надо действовать в своей работе, чтобы добиться результата? Учитель вынужден пересмотреть подход к проведению урока: теперь он должен выступать в роли инструктора, куратора, управленца, который создаёт учебную ситуацию (не учебную задачу!), попав в которую учащийся самостоятельно будет добывать знания, то есть будет открывать понятия, зависимости, свойства и так далее.

В своей работе я использую различные педагогические технологии для творческого развития детей. Это проблемное обучение, технология критического мышления, педагогическая мастерская, метод проектов и другие. Приведу примеры анализа фрагментов урока традиционного и урока в контексте ФГОС второго поколения.

При введении нового понятия заинтересовать, удивить, поставить проблему нужно так, чтобы ребёнок втянулся в работу, в мыслительную деятельность по «открытию» новых знаний. Причём, никаких вопросов (зачем это нужно, какие свойства аналогичные есть у других фигур и прочие) не задаю. Дети получают только задания. Например, при введении понятия параллелограмма в восьмом классе.

Урок в контексте ФГОС: сообщаю тему. А потом прошу выполнить такое задание - на чистых листах не подсматривая в учебник начертить параллелограмм так, как вы его представляете. Далее предлагаю к своему рисунку поставить три вопроса и повесить свои листочки на доску. А теперь один учащийся отвечает на несколько вопросов, взятых из этих листочков, выдвинув свои гипотезы. Затем другие учащиеся высказывают свои версии. И только в конце излагаю материал или предлагаю прочесть истину в учебнике. Обычно остаётся только систематизировать, расставить точки. Практически все свойства дети сформулируют и частично обоснованно объяснят.

Или ещё пример из математики. Традиционная форма урока: введение действий с десятичными дробями происходило по технологии проблемного обучения, алгоритмы действий сложения и вычитания с десятичными дробями мною озвучивались самостоятельно. На уроке по новым стандартам создаю поисковую ситуацию. Задаю вопрос: мы познакомились с новыми числами - десятичными дробями, а что вы хотите о них узнать ещё? Кто- то всё равно скажет, что хочет их сложить или выполнить другие математические действия. После этого дети формулируют и записывают тему урока. Прошу их дальше определиться с целями на уроке. Они говорят, что хотели бы научиться складывать дроби, а для этого нужно правило (алгоритм). Предлагаю детям в парах складывать деньги, наборы которых из монет достоинством 1, 5, 10 рублей и 10, 50 копеек, заранее раскладываю у них на партах. Причём, суммы прошу записывать в виде десятичных дробей. После таких записей учащимися легко формулируются правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Подобные приёмы введения новых тем, через обращение к личности ребёнка, его творческому потенциалу, приводят к успешному усвоению понятий и формированию умений по математике.

Чтобы закрепить изучаемый материал по новым стандартам недостаточно как раньше решать однотипные безликие, не заставляющие думать и анализировать, не связанные с практической деятельностью задачи типа: найти площадь прямоугольника. Сейчас мною предлагаются такие задачи: дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Или, при изучении масштаба предлагаю проложить путь по карте из нашего села в город Сочи так, чтобы затраты на дорогу и питание были наименьшими, если есть выбор - ехать на машине или в поезде. Стоимость билетов, бензина и продуктов питания узнаём в интернете или посредством похода в магазин. Работа над решением последней задачи может быть организована в виде ролевой игры с проектной деятельностью: чья семья быстрее и дешевле доберётся до моря, чтобы отдохнуть?

В подобных задачах хорошо прослеживается метапредметность. Здесь задействованы знания и из географии, и из экономики, и из информатики и задачка из ЕГЭ по математике.

К исследовательской, а может быть даже и к проектной деятельности приводят задания, связанные с физикой, а точнее - использование геометрии в технических устройствах, например: в домкрате. Рассматриваем старый домкрат и удивляемся, что в его устройстве основным элементом является обычный ромб. Если предложить сделать свою модель домкрата, то это получиться неплохой метапредметный проект практической направленности, работа над которым будет проходить во внеурочное время.

В ФГОС говорится, что «В результате изучения предметной области «Математика

и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задачи оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях».

На вышеперечисленных примерах я показала, что через деятельностный подход посредством разнообразных организационных форм обеспечивается рост творческих способностей одновременно с приобретением предметных знаний, да, и вообще выполняются требования ФГОС.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего__образования / М-во обр. и науки РФ. - 2-е изд. - М. Просвещение, 2011. - 31

2. К.Д. Ушинский Педагогические сочинения, в 6 т., т. 2,. М., Педагогика, 1989-528с. 3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

4. linesa.ru/career/success/1182-kreativnoe-myshlenie-i-ego-razvitie.html.


© 2010-2022