- Преподавателю
- Математика
- Урок-игра «Следствие ведут знатоки «по теме: «КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ» 8 класс
Урок-игра «Следствие ведут знатоки «по теме: «КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ» 8 класс
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тхир Н.В. |
Дата | 23.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок - игра "Следствие ведут знатоки".
по математике
Тема: "КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ" 8 класс
МБОУ СОШ №6 г. Димитровграда Ульяновской области
Учитель: Тхир Наталья Викторовна
2014 год
г. Димитровград
Урок-игра "Следствие ведут знатоки»
по математике по теме:
"КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ" 8 класс
Образовательные цели:
-
Закрепить знания учащихся, полученные при изучении темя. Умение применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения.
-
Формировать вычислительные навыки.
-
Учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Воспитательные цели:
-
Способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов: развивать самостоятельность и творчество.
Оборудование:
-
Письмо от профессора.
-
Карточки с заданием для самостоятельной работы к 1 туру с выбором ответа (9).
-
Звезды с заданиями ко 2 туру.
-
"След", т.е. задача, по которой можно узнать, где находится искомая фигура.
-
Карточки с буквами.
Оформление доски
1
Теория
1 к
2 к
3 к
2
Практика
3
История математики
Правила игры:
-
Класс разбивается на 3 команды:
I команда - ученики первого ряда;
II команда - ученики второго ряда;
III команда - ученики третьего ряда.
-
Игра состоит из 5-ти туров:
1 тур - Тест, определяющий, какую фигуру необходимо найти и какая команда начнет 2 тур.
2 тур - Проверка быстроты реакции.
3 тур - Проверка логического мышления.
4 тур - Проверка умения проводить экспертизу.
5 тур - Супер - игра.
-
1 тур.
Каждая парта 1, 2, 3 команды получает задание (решить квадратное уравнение). Выполнив его, ребята выбирают букву, под которой правильный ответ, и поднимают карточку с нужной буквой.
1 парта - первая буква искомого слова.
2 парта - вторая буква.
3 парта - третья буква.
Команда, которая первой угадает слово, выходит во второй тур.
-
2 тур, 3 тур.
Победившая команда выбирает любой пункт на выбор и звезду с любым номером (учитывается сложность 1б, 2б, 3б).
Каждая звезда имеет задание, которое учащиеся должны выполнить. Команда, ответившая первой и правильно, получает баллы на звезде.
-
4 тур.
Участвуют две команды, набравшие большее количество баллов.
Команды получают одно и то же задание.
Выигрывает команда, первой правильно ответившая на вопрос.
-
5 тур. Супер-игра.
Участвуют ребята из выигравшей команды. Они получают задание, по которому определяют месторасположение искомой фигуры.
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
-
Проверка готовности класса к уроку.
-
Сообщение темы урока, целей и задач учащихся.
-
Информация о правилах игры.
1 ведущий:
О, математика земная!
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная.
И дорожат они тобой.
2 ведущий:
Твои расчеты величаво.
Ведут к планетам корабли.
Не ради праздничной забавы.
А ради гордости ЗЕМЛИ!
1 ведущий:
Строга, логична, величава.
Стройна в полете, как стрела.
Твоя немеркнувшая слава.
В веках бессмертье обрела.
2 ведущий:
Здравствуйте!
1 ведущий:
Добрый день.
2 ведущий:
Плохая новость.
1 ведущий:
К нам пришло письмо (Зачитывает)
Ученикам 8 класса "Г"
средней школы №6
от профессора Цыфиркина
Заявление
20 января сего года у меня из кабинета исчезла ценная математическая фигура. Прошу принять меры для розыска фигуры.
С уважением Цыфиркин
P.S. Преступник оставил "след" который я прошу передать той из команд, которая лучше подготовится к розыску.
1 ведущий:
Давайте узнаем, какая команда лучше подготовилась к розыску.
2 ведущий:
В первом туре мы узнаем, какую фигуру потерял профессор.
2 этап игры
1 тур.
Задание
1 команда
2 команда
3 команда
-
8х2 - 1 = 0
К) ±; л)Решения нет. М) ±
-
5х2 + 3 = 0
К)Решения нет. Л) ± ;
м) ±
-
7х2 + 5 = 0
К)Решения нет. Л) ± ;
м) ±
-
3х2 - 3х + 1 = 0
n); p)0;1; y) Решения нет
-
3х2 - 4х - 4 = 0
n);-2; p)6;-2; y)2;-
-
х2 - 4х + 2 = 0
n)2; p)1;2; y)3;1
-
2х2+ х - 3 = 0
а)1,5;-1; б)-;1; в)Решения нет
-
х2+ 5х + 4 = 0
а)-4;1; б)-4;-1; в)4;-1
-
3х2 - 3х + 1 = 0
а)1;4; б)4;-1; в) Решения нет
Ответ: Куб
2 тур. Проверка быстроты реакции.
Ведущий: Проверим быстроту реакции каждой команды.
-
Теория
Квадратным уравнением называется:
Ответ: Уравнение вида
ах2 + вх + с = 0, где х - переменная; а, в, с - некоторые числа, причем а 0
Неполным квадратным уравнением называется:
Ответ: Уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю
Приведенным квадратным уравнением называется:
Ответ: Уравнение, в котором первый коэффициент при х2 равен 1
2) Практика
Не решая, найти корни уравнений:
(х - 4)(х + 11) = 0
х(х + 0.5) = 0
Ответ:
Х = 4; -11
х = 0; -0,5
Не решая, найти корни уравнений:
Х2 - 81 = 0
9х2 = 0
Ответ:
х = 9
х = 0
Найти корни уравнений:
16Х2 - 4 = 0
Х2 - 2х = 0
Ответ:
х =
х = 0;2
-
История математики
Кем по образованию был ВИЕТ?
Ответ: Виет имел юридическое образование. Он был широко образованным человеком. Знал астрономию и математику и все свободное время отдавал этим наукам
Почему возникла необходимость решения квадратных уравнений?
Ответ: Необходимость решения квадратных уравнений вызвана потребностью решения задач, связанных с нахождением площади земельных участков, а также развитием астрономии и самой математики.
Когда впервые были найдены пути решения квадратных уравнений?
Ответ: Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений (х2 х = а) умели решать вавилоняне около 2 тысяч лет до н. э., а также в 500 г. в древней Индии. Некоторые виды квадратных уравнений, сводя их решение к геометрическим построениям, могли решать древнегреческие математики.
3 тур. Проверка логического мышления
-
Теория
Если в - четное, то дискриминант имеет вид...:
Ответ: = ()2 - ac или
1 = k2 - ac, где k =
Какое из уравнений этой группы является лишним? Почему?:
-
2х2 - х = 0
-
х2 - 16 = 0
-
4х2 + х - 3 = 0
-
2х2 = 0
Ответ:
Уравнение 4х2 + х - 3 = 0 является лишним, т.к. все другие - неполные квадратные
Какое из уравнений этой группы является лишним? Почему?:
-
х2 - 5х + 1 = 0
-
9х2 - 6х + 10 = 0
-
х2 + 2х - 2 = 0
-
х2 - 3х - 1 = 0
Ответ:
Уравнение 9х2 - 6х + 10 = 0 является лишним, т.к. остальные - приведенные квадратные уравнения
-
Практика
Определите дискриминант и количество корней.
-
х2 - 5х + 4 = 0
-
5х2 - 4х - 1 = 0
Ответ:
= (-5)2-44=25-16 = 9>0 - 2 корня
=(-4)2-45(-1)=16+20=36>0 - 2 корня
При каких значениях а можно представить в виде квадрата двучлена выражение
Х2 + ах + 9
Ответ:
Х2 + 23х + 32 = (х + 3)2, т.е. а = 6
При каком в уравнение
Х2 + вх + 9 = 0 имеет единственный корень
Ответ:
= в2 - 49 = в2 - 36 = 0 - 1 корень
в2 - 36 = 0
в2 = 36
в = 6
3) История математики
Выводом формулы решения квадратных уравнений общего вида занимался Виет. Почему его утверждения считаются неполными?
Ответ: Свое утверждение он высказал лишь для положительных корней (отрицательных чисел он не признавал).
Назовите имена нескольких ученых древности, занимавшихся поисками решения квадратных уравнений?
Ответ: Немецкий математик М.Штифель (1487-1567гг.) в 1544г., Виет, нидерландский математик А.Жирар (1595-1632гг.), Декарт, Ньютон.
"Корнями уравнения
(а + в)х - х2 = ав являются числа а и в". Кто высказал это утверждение и что оно значит?
Ответ: Это утверждение высказал Виет в 1591 году. Оно выражает зависимость корней уравнения от его коэффициентов..
4 тур. Проверка умения проводить экспертизу.
Ведущий: А теперь проверим умение проводить экспертизу 2-х выигравших команд.
Задание:
Ответ
Установить, являются ли числа
(4+ ) и (4- ) корнями уравнения
х2 - 8х + 13 = 0
Являются, т.к.
1 способ - подставки
(4+)2 - 8(4+) + 13 = 0 (4-)2 - 8(4-) + 13 = 0
16+8-32-8+13 = 0 16-8-32+8+13 = 0
0 = 0 0 = 0
Верно.
2 способ - по теореме Виета
х1х2 = (4 - )(4 + ) = 16 - 3 = 13 (q)
х1 + х2 = 4 - + 4 + = 8 (-р)
5 тур. СУПЕР-ИГРА
Ведущий: А теперь разгадаем "След", который оставили преступники.
"След"
В уравнении х2-рх+66=0 один из корней равен 33.Число Р укажет номер кабинета, а второй корень - стол, где находится указанная фигура
Ответ: Р = 35; х2 = 2.
Х1 = 33. 332 - р 33 + 66 = 0. Х2 - 35х + 66 = 0
1089 - 33р + 66 = 0 По теореме Виета
- 33р = - 1155 х233 = 66
р = 35 х2 + 33 = 35
3 ЭТАП. Подведение итогов.
1 ведущий:
Давайте найдем фигуру и отдадим ее профессору.
2 ведущий:
... команда с сегодняшнего дня считается лучшей; ... , ... , ... - считаются лучшими следователями.
1 ведущий (обращается к проигравшим командам):
Не отчаивайтесь, в следующий раз вам повезет больше.
2 ведущий:
До свидания! До следующей игры!