Рабочая программа по спецкурсу: За страницами учебника математики

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.Марфино Аткарского района Саратовской области


«Рассмотрено»

Руководитель РМО

____________/____________/

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________201___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Марфино

____________/Кириллова С.Б./

ФИО

«___»____________201___г.


«Утверждено»

Директор МОУ-СОШ с.Марфино

____________/Л.В.Лушникова/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________201___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по спецкурсу «За страницами учебника математики»


Ступень обучения (класс): 5

Уровень: базовый

Учитель: Рейн Татьяна Владимировна

Категория: I





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______201__ г.








2014 - 2015 учебный год

I. Пояснительная записка


  1. Общие положения.

При изучении курса математики на базовом уровне на второй ступени обучения продолжается и получает развитие содержательная линия «математика». Курс математики 5 классов - важное звено математического образования и развития школьников на второй ступени обучения.

В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого способности и таланты, которые необходимо развивать на всех этапах жизни ребенка. Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются при решении задач не эпизодически, а планомерно и систематически.

Процесс обучения в школе предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной деятельностью школьников в число наиболее важных задач педагогики. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие.

  1. Место курса в учебном плане

Цель обучения математике определяется ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.

Согласно учебному плану школы из часов компонента образовательного учреждения выделены часы на спецкурс «За страницами учебника математики»

Класс

5

Кол-во часов в неделю

1

Данная программа направлена не только на расширение знаний учащихся в области математики и ее применения, но и предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии памяти и внимания, а также аспектов логического мышления (аналогия, сравнение, сопоставление, анализ, синтез, выдвижение и обоснование гипотез и пр).

  1. Задачи обучения курсу «Математика».

На основе требований Государственного образовательного стандарта 2004 г., а также с целью сохранения преемственности изучения предмета «Математика» и спецкурса «За страницами учебника математики» содержание настоящей рабочей программы предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи курса:

  • Сформировать знания об истории развития математики;

  • Создать благоприятную познавательную деятельность для формирования интереса к предмету, развития интеллекта и формирования личности;

  • Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, соответствующих уровню развития 5- классников;

  • Воспитать чувство гордости и патриотизма за формирование, становление и развитие математической науки.

  1. Методы обеспечения рабочей программы

При обучении школьников используется технология личностно-ориентированного обучения, включающая в себя:

  • разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

  • дифференцированный подход - выделение группы учащихся на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям;

  • индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям;

  • субъектно-личностный подход - отношение к каждому ученику, как к уникальности, несхожести, неповторимости

  • метод проектов.

Данный подход в обучении ориентирован на выявление субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности и на предоставление возможности школьнику выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. Оцениваются не только результаты, но и процесс их достижений.

Основной формой занятий является урок, который имеет определенную дидактическую цель, обусловленную его местом в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей 5-классников, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах постоянного и сменного состава).

Контроль усвоения материала осуществляется через конкурсные задания, презентации, математические турниры, викторины, тестовые задания с использованием компьютера и поиском знаний через дополнительную литературу и сеть INTERNET, очные и дистанционные консультации.

5. Обоснование выбора учебного пособия

За основу выбрано пособие для учащихся: Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. - М.: просвещение, 1989.

Данное пособие помогает расширить знания по математике, повысить математическую культуру, формировать и развивать интерес к предмету, воспитывать гордость и патриотизм за формирование, становление и развитие математической науки.

II. Основное содержание

Тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю в 5 классе. Всего 35 уроков.

1.Тематическое планирование в 5 классе.

Учитель математики - ..........................................

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Использование ИКТ/ТСО

Дата проведения

план

факт

I

Как люди научились считать

5

+

1

Из истории развития арифметики. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Как люди научились считать.

1

+

2

Системы счисления. История нуля. История математических знаков.

2

+

3

Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.

1

+

4

Проект « В мире чисел»

1


II

Головоломки в задачах

7


1

Головоломки, ребусы. Задачи со спичками.

2


2

Переливания, взвешивания.

3


3

Веселые вопросы и задачи.

1


4

Математический турнир.

1


III

Из истории возникновения геометрии

5

+

1

История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни.

1

+

2

Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание фигур.

1


3

Геометрические задачи.

2

+

4

Проект «Мир геометрических фигур»

1

+

IV

Логика в математике

10


1

Логические задачи

8


2

Математический турнир.

1


3

Проект "Сборник задач"

1


V

Различные задачи

8


1

Графы

1


2

Принцип Дирихле

1

+

3

"Магические" фигуры

1


4

Криптография. Исторический экскурс.

1


5

Поиск закономерностей.

1


6

Математический турнир.

1

+

7

Проект "Удивительная Математика"

2


ИТОГО

35


III. Ожидаемые результаты

1. Сформированность и развитие интереса к математике, устного счета, наличие определённой системы базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в основной школе.

2. Сформированность умений к самостоятельной, творческой деятельности.

3. Сформированность ключевых компетенций, соответствующих психолого-возрастным особенностям школьников 5-6 классов.

4. Желание творить прекрасное в учебной деятельности, учиться с интересом и желанием.

5. Научиться применять полученные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни через решение задач практической направленности, решение ранее не встречавшихся задач.

6. Сформировать уважительное и добросовестное отношение к учебному труду.

IV. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)


  1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. - М.: просвещение, 1989.

  2. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред.шк. - М.: Просвещение, 1988.

  3. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1996.

  4. Я.И.Перельман. Живая математика. - М.: Наука, 1994.

  5. Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. - М.: Издательство Русанова, 1994.

  6. Н. Лэнгдон, Д.Кук, Д. Льюис. В мире математики и калькуляторов: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1990.

  7. Н. Лэнгдон, Ч. Снейп. С математикой в путь: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1987.

  8. Сборники задач "Кенгуру".

© 2010-2022