- Преподавателю
- Математика
- Рабочая учебная программа по геометрии для 10 класса
Рабочая учебная программа по геометрии для 10 класса
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гаврилина Ж.Ю. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Рекомендовано Согласовано Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор ГБОУ
учителей естественно- школы по УВР СОШ №26 г.Сызрани
математического цикла ГБОУ СОШ №26 г.Сызрани ________Т.С.Стягова
Протокол №1 __________Шалютина Н.А. Приказ №486
От «28» 08. 2013г. 28.08.2013г. от «28»08.2013г.
Рабочая учебная программа
по геометрии___ __
(наименование учебного предмета / курса)
______для 10 класса________
(класс)
__2013 - 2014 г.г._____
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы
«Геометрия, 10-11 классы» (Л.С. Атанасян В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев.)
Москва, «Просвещение», 2009г.
_Гаврилина Жанна Юрьевна.
г. Сызрань, 2013 год.
Пояснительная записка.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое).
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
-
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
-
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
-
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Целью изучения геометрии в 10 классе является систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхностей имеют практическую значимость.
Рабочая программа составлена на основе программы «Геометрия, 10-11» для 10 класса (Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.). Она составлена с учётом реализации межпредметных связей с курсом истории, химии, алгебры, физики. В рабочей программе отведены часы для проектной деятельности учащихся.
Структура порядка изучения тем и содержание учебного материала полностью соответствуют государственной программе, изменение количества часов на изучение отдельных тем не превышает одного часа, в зависимости от объёма учебного материала.
Срок реализации учебной программы составляет 68 часов в год, 2 часа в неделю.
При объяснении учебного материала, закреплении знаний и проверке результатов обучения используются личностно-ориентированные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникационные технологии.
При изучении геометрии в 10 классе используется учебник «Геометрия, 10-11», авторы Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселёва, Э.Г. Позняк.
Тематический план.
№ п/п
Количество часов
На лабораторные и практические занятия
1
Введение
3
2
Параллельность прямых и плоскостей
16
3
Перпендикулярность прямых и плоскостей
17
4
Многогранники
12
5
Некоторые сведения из планиметрии
12
6
Повторение
8
Перечень обязательных контрольных работ:
№1. «Параллельность прямых и плоскостей»
№2. «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
№3. «Многогранники»
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса математики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность.
Информационно- коммуникационная деятельность:
-
владение монологической и диалоговой речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения курса геометрии 10 класса ученики должны:
-
Выполнять чертеж по условию стереометрической задачи;
-
Понимать стереометрические чертежи;
-
Решать задачи на вычисление геометрических величин;
-
Решать несложные задачи на доказательство
-
Строить сечения геометрических тел.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся.
-
Оценка «5» ставится за полный ответ, когда учащийся правильно применяет изученные термины и свойства, приводит примеры, уверенно решает поставленную задачу.
-
Оценка «4» ставится за полный ответ, когда учащийся правильно применяет изученные термины и свойства, приводит примеры, уверенно решает поставленную задачу, допуская при этом незначительные ошибки.
-
Оценка «3» ставится за полный ответ, когда учащийся правильно применяет изученные термины и свойства, решает поставленную задачу, допуская при этом 1 - 2 ошибки.
-
Оценка «2» ставится, если учащийся не знает изучаемый материал, неверно применяет изученные термины и свойства, поставленную задачу решает либо с грубыми ошибками, либо не решает совсем.
Список литературы для обучающихся.
1. Учебник «Геометрия 10-11», авторы Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. Москва, Просвещение 2004 г.
2. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. Зив Б.Г. Москва, Просвещение 2003-2007 г.г.
3. karmanform.ucoz.ru›Каталог файлов›3-1-0-629
4. uchportal.ru›Методические разработки›24-1-0-12163
5. festival.1september.ru›articles/517827/
6. polyakova.ucoz.ru›load…uroku_geometrii/10_klass/26
Календарно-тематическое планирование. Геометрия, 10 кл
1.Введение (3ч)
Цели и задачи: Сформировать представление учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже.
№пп
№
дата
Тема урока
Планируемые результаты
Форма организации
Д\З
1
1
Предмет стереометрии
Знать аксиомы стереометрии,
следствия из аксиом,
уметь их применять при решении задач
Вводный урок
П.п18-19
2
2
Некоторые следствия из
аксиом
урок
№6-9
3
3
Решение задач на применение следствий.
урок
№13,12
2.Параллельность прямых и плоскостей (16ч)
Цели и задачи: сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить признаки и свойства параллельности прямых и плоскостей.
4
1
Параллельные прямые в пространстве
Знать определение параллельных прямых, свойство параллельности прямой и плоскости,
применять свойства параллельности прямой и плоскости при решении задач.
Знать определение скрещивающихся прямых,
применять определение угла между прямой и плоскостью
Вводный урок
№16,19
5
2
Параллельность прямой и плоскости
Комбинированный урок
№24,25
6
3
Свойства параллельности прямой и плоскости
Комбинированный урок
№28,29
7
4
Решение задач на параллельности прямой и плоскости
Практикум
№31,32
8
5
Скрещивающиеся прямые
Комбинированный урок
П.8,9
9
6
Углы с сонаправленными сторонами
Комбинированный урок
№34,35
10
7
Угол между прямой и плоскостью
Комбинированный урок
№36,38
11
8
Контрольная работа «Параллельность прямых и плоскостей»
Практикум
№37
12
9
Параллельность плоскостей
Знать признак параллельности плоскостей, применять при решении задач
Комбинированный урок
№66,67
13
10
Признак параллельности плоскостей
Комбинированный урок
№68,69
14
11
Тетраэдр
Уметь строить тетраэдр,
параллелепипед,
Комбинированный урок
№75
15
12
Параллелепипед
Комбинированный урок
№77
16
13
Решение задач по теме «Тетраэдр»
решать задачи по теме
Практикум
№76
17
14
Решение задач по теме «Параллелепипед»
Комбинированный урок
18
15
Контрольная работа на тему «Параллельность в пространстве»
Контроль ЗУН
К.р.
19
16
Зачёт по теме «Параллельность в пространстве»
Обобщение знаний по теме
зачёт
№78
3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (17)
Цели и задачи: ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями.
20
1
Перпендикулярные прямые в пространстве
Знать, что такое
секущая плоскость
Комбинированный урок
№66,67
21
2
Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости
Строить сечения
Знать теорию о
перпендикулярности
прямой и плоскости, применять при решении задач
Знать признак перпендикулярности прямой и плоскости
Практикум
№68,69
22
3
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Исследование по теме проекта.
Практикум
№79,81
23
4
Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости
Комбинированный урок
№116,
118
24
5
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
Работа по проекту.
Практикум
№117,
120
25
6
Перпендикуляр и наклонная
Комбинированный урок
П.18,
№224
26
7
Расстояние от точки до прямой. Работа по проекту
Комбинированный урок
№126,127
27
8
Теорема о трех перпендикулярах. Работа по проекту
Практикум
П.19,
№138,139
28
9
Применение теоремы о трёх перпендикулярах.
Комбинированный урок
№144,
145
29
10
Угол между прямой и плоскостью. Работа по проекту
Комбинированный урок
задачах,
Практикум
№140
30
11
Определение угла между прямой и плоскостью
Комбинированный урок
№150,151.
П.20
31
12
Двугранный угол
Применять теорему о трёх
перпендикулярах
Комбинированный урок
№154,155
32
13
Признак перпендикулярности двух плоскостей
Комбинированный урок
П.21,
№158
33
14
Решение задач на признак перпендикулярности плоскостей
Семинар
№166,
167
34
15
Прямоугольный параллелепипед
Практикум
№169,170,
п.23
35
16
Контрольная работа «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Контроль ЗУН
№171,173
36
17
Зачёт «Перпендикулярность в пространстве».
Защита проекта
зачёт
П.24,№
187,189
3. Многогранники (12 ч)
Цели и задачи: познакомить учащихся с основными видами многогранников, с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии. основных видах многогранников
37
1
Понятие многогранника
Знать определения призмы, пирамиды, правильных многогранников, строить их.
Строить усечённую пирамиду,
уметь решать задачи по теме
Комбинированный урок
П.25,
№218
38
2
Геометрическое тело
Комбинированный урок
П.26,
№220
39
3
Призма
Комбинированный урок
П.27,
№222,224
40
4
Пирамида
Комбинированный урок
П.28,
№239
41
5
Правильная пирамида
Комбинированный урок
№243,245
42
6
Усеченная пирамида
Комбинированный урок
№269,252
43
7
Симметрия в пространстве
Практикум
№272
44
8
Понятия правильного многогранника
Практикум
П.31,
№276,277
45
9
Элементы симметрии правильных многогранников
Практикум
№278,280
46
10
Обобщение знаний по теме «Многогранники»
Практикум
47
11
Контрольная работа по теме «Многогранник»
Контроль ЗУН
К.р.
№271,
48
12
Зачет по теме многогранник
Контроль ЗУН
зачёт
№273
Некоторые сведения из планиметрии (12 ч)
49
1
Углы и отрезки, связанные с окружностью
Знать теорию из планиметрии, применять при решении задач
Комбинированный урок
Задачи в тетради
50
2
Задачи, связанные с окружностью
Комбинированный урок
Задачи в тетради
51
3
Вписанная окружность в задачах
Практикум
Задачи в тетради
52
4
Описанная окружность в задачах
Практикум
Задачи в тетради
53
5
Решение треугольников
Уметь решать треугольники по двум сторонам и углу, по стороне и двум углам, по трём углам
практикум
Задачи в тетради
54
6
Теорема синусов
Комбинированный урок
Задачи в тетради
55
7
Теорема косинусов
Практикум
Задачи в тетради
56
8
Нахождение неизвестных элементов треугольника
Комбинированный урок
Задачи в тетради
57
9
Теоремы Менелая и Чевы
Уметь применять теоремы Менелая и Чевы при решении задач
Комбинированный урок
Задачи в тетради
58
10
Применение теорем Менелая и Чевы
Практикум
Задачи в тетради
59
11
Эллипс, гипербола и парабола
Практикум
Задачи в тетради
60
12
Эллипс и гипербола в задачах
Практикум
Задачи в тетради
Повторение. Решение задач. (8 ч)
61
1
Параллельность плоскостей в задачах
Знать определение параллельных прямых, свойство параллельности прямой и плоскости,
применять при решении задач.
Урок
62
2
Параллельность прямой и плоскости в задачах
Урок
63
3
Решение задач на перпендикулярность в пространстве
Знать теорию о
перпендикулярности
прямой и плоскости, применять при решении задач
Урок
64
4
Задачи на признак перпендикулярности плоскостей
Урок
65
5
Изображение призмы, задачи
Уметь решать простейшие задачи с многогранниками
практикум
66
6
Изображение пирамиды, задачи
Урок
67
7
Решение задач из планиметрии
Практикум
68
8
Заключительный урок
Урок