Преемственность в обучении математике в рамках перехода к ФГОС

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения. Переходные периоды имеют ряд специфических проблем, которые требуют пристального внимания. Так как вопрос преемственности обучения – один из основополагающих вопросов педагогики, то при решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса.Чтобы детям луч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преемственность в обучении математике в рамках перехода к ФГОС.


Чехова Ирина Николаевна,

учитель математики МКОУ Поселковой СОШ

Калачеевского района Воронежской области.

Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования в значительной степени способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. ФГОС на каждой ступени общего образования содержит портрет выпускника соответствующей ступени. Портрет выпускника основной школы - это преемственная, углубленная и дополненная характеристика выпускника начальной ступени образования.

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из трудных периодов процесса обучения. Переходные периоды имеют ряд специфических проблем, которые требуют пристального внимания. Так как вопрос преемственности обучения - один из основополагающих вопросов педагогики, то при решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса: учащиеся, педагоги, администрация школы, специалисты психолого-педагогической службы.

В настоящее время, когда школа вступила в процесс модернизации: внедрение новых технологий обучения, программ, методик, вопрос о преемственности стал наиболее актуальным и значимым. Преемственность обучения математике предполагает собой соблюдение правил последовательности, систематичности, взаимосвязанности и согласованности в методах и формах обучения, которые должны обеспечить безболезненный переход от одной системы обучения к другой. Что нужно при этом сделать, чтобы процесс адаптации ребенка к новым условиям и к новым требованиям прошел безболезненно? Как обеспечить успешность учащихся в последующей учебной деятельности?

Некоторые вопросы преемственности можно решить, если учителя начальной и основной школы будут работать в тесном контакте - это и взаимопосещение уроков, совместные заседания ШМО.

Чтобы детям лучше было адаптироваться к новым для них условиям, учителю необходимо начать процесс обучения с тех методов и приемов, которые использовал учитель начальных классов. Ведь если посмотреть на содержание учебного материала в 5 классе, то он в большей степени является обобщением тех знаний, с которыми дети пришли из начальной школы. Например, дети на начальной ступени обучения знакомятся с числами, но в дальнейшем их сведения о числах расширяются: знакомятся с новыми классами, получают сведения об обыкновенных и десятичных дробях, а в последствие, в 6 классе, изучают отрицательные числа. При этом, те ЗУН, которыми учащиеся владели на начальной ступени обучения, находят свое дальнейшее применение при изучении новых тем.

Чтобы процесс обучения был успешным, важным условием является создание благоприятного психологического климата. Использование педагогической технологии - создание ситуации успеха, способствует созданию комфортной атмосферы на уроке. Учитель должен дать возможность каждому ребенку проявить свои способности. К.Д.Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес к учению, а интерес проявляется только тогда, когда есть вдохновение, которое рождается от успеха в овладении знаниями. Ученый, психотерапевт и педагог У.Глассер считал, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Но здесь возникает вопрос: «Как создать ситуацию успеха»?

  1. Учителю необходимо, как можно быстрее запомнить имена детей. Американский психотерапевт Э.Берн считает, что «Ничто не ласкает человеческий слух, как называние его по имени».

  2. Выражение подбадривания, похвалы: «Молодец», «У тебя сегодня все получилось…», «Твой ответ сегодня такой же яркий, как солнышко» и т.д.

  3. Использование игровых технологий с применением ИКТ способствует созданию ситуации успеха. В.А. Сухомлинский считал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игровые технологии направлены на развитие общеучебных навыков, формирование и развитие коммуникативной компетенции (дети учатся слушать и слышать собеседника, вступать с ним в диалог).

Применение игровых моментов на уроке делает урок более интересным, облегчает преодоление трудностей у детей. Элементы игры я использую на любом этапе урока. Например, решив ребус или анаграмму, дети формулируют тему урока. При устном счете использую математические лабиринты, кроссворды, ребусы и головоломки. Использование приемов ТРКМ, таких как «Корзина идей», «Ромашка Блума», «Пазл», также направлены на создание ситуации успеха на уроке. Эти приемы позволяют каждому ребенку проявить свои способности и реализовать их в деятельности. Особенно детям нравится прием «Пазл», когда они самостоятельно в программе Jigsaw Puzzle2 создают «Пазл» по изученной теме, а затем показывают их в классе.

На своих уроках я использую следующие виды совместной деятельности:

  • Взаимоконтроль и взаимоопрос (задают друг другу вопросы по изученной теме, сравнивают свой вариант ответа с ответами других учеников).

  • Взаимная оценка (анализ работы товарища, по критериям, которые записаны учителем на доске)

  • Выполнение творческих заданий и обсуждение проблем.

  1. Процесс оценивания знаний. При выставлении отметки, детям необходимо разъяснять критерии оценивания, если у ребенка имеются пробелы в знаниях, то ему необходимо разъяснить над чем ему следует поработать. На мой взгляд, оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

  2. Домашнее задание необходимо комментировать и давать инструкцию по его выполнению.

Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении математике - залог усвоения и получения новых знаний, умений и навыков.

Литература

  1. Федеральный образовательный государственный стандарт начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО.

  2. Глассер У. Школы без неудачников. М.: «Просвещение», 1991-71.

  3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974-569.


© 2010-2022