- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок: Применение формул сокращенного умножения
Открытый урок: Применение формул сокращенного умножения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ташмаганбетов М.И. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Применение формул сокращенного умножения
7 класс
Цели и задачи:
Учебные:
теоретические
-
повторить способы разложения многочлена на множители;
-
правила квадрата суммы и разности двух выражений; разность квадратов;
-
правила решения уравнений.
практические
1) учить осознанно различать формулы сокращенного умножения;
2) формировать умение применять их при алгебраических преобразованиях, решении уравнений;
3)воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию;
4)применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий;
5)наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
6)объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
7)закреплять и повторять ранее пройденный материал.
Развивающие:
- развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально;
- прививать интерес к математике и математическим наукам;
- развивать культуру вычисления;
- развивать память, логическое и пространственное мышление, эрудицию, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).
Воспитывающие:
- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать товарищам.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний.
Формы работы: задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:
- отработку понимания на слух математической речи;
- самостоятельная проверочная работа, проверка учащимися своих работ;
- работа группами по 2 человека, по 4 человека.
Виды учебной деятельности:
-слушание (понимание на слух научной речи);
-индивидуальная работа, работа в парах, в группе;
-практические задания;
-говорение;
-мыслительный анализ;
-самопроверка;
-взаимопроверка.
Оборудование к уроку:
Учебники, тетради, карточки с индивидуальными заданиями; компьютер; демонстрационный проектор, экран
План урока:
І.Организационный момент.
.«У математиков существует свой язык - это формулы» говорила Софья Ковалевская и наш сегодняшний урок посвящен формулам сокращенного умножения
Сегодня мы постараемся показать как знаем эти формулы и умеем их применять
ІІ. Устная работа с классом.
-
Для начала давайте вспомним, какие формулы сокращенного умножения существуют? (Квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, куб суммы, куб разности, разность кубов, сумма кубов.) (слайд с формулами)
-
Понимание математической речи на слух. (5 мин)
На доске выписаны формулы, у каждой свой номер. Называю левую или правую часть, вы записываете номер этой формулы. В конце получится число, его и проверим.
1) а3 + в3 = (а + в) (а2 - ав + в2)
2) (а - в)2 = а2 - 2ав +в2
3) (а - в) (а + в) = а2 - в2
4) а3 - в3 = (а - в)(а2 + ав + в2)
5) (а + в)2 = а2 + 2ав + в2
6) (а + в)3 = а3 + 3 а2в +3 ав2 + в3
7) (а - в)3 = а3 - 3 а2в +3 ав2 -в3
1)Квадрат разности двух выражений.
2)Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности.
3)Разность квадратов двух выражений.
4)Сумма кубов двух выражений.
5)Квадрат первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
6) куб суммы
7)Произведение разности двух выражений и их суммы.
8)Разность кубов двух выражений.
9) куб разности
Ответ: 213156347
1. Представьте в виде квадрата
4а2 =
9x2 =
0,04x4 =
a2b 2 =
2. найти ошибку:
1) ( 3х+у)2=9х2-6ху+у2
2) (4у-3х)2=16у2-24ху+6х2
3) (2х+1)2=2х2+4х+1
4) (2m+n)2=4m2+2mn+n2
3 Задание Вставь пропущенный одночлен «Замени звездочку»
(х+...)2=х2+…+2ху
(…- k)2=4d2+k2- …
(x+…)(x -…)=x2-144
(…-b)(9+3b+b2)=… -b3
(a-…)(a2 +4+2a)= a3-…
ІІІ. Работа в тетрадях с последующей проверкой на доске.
Соединить линиями части верного равенства. Но для двух выражений ответов нет, их нужно решить самим.
1) (4у + 3)2 = 1) 4у2 - 28у + 49
2) (2у - 7)2 = 2) 4у2 - 12х2у + 9х4
3) (1 - 3у)(1 + 3у) = 3) …
4) (2х - у)(у + 2х) = 4) 16у2 + 24у + 9
5) (у2 + 2х3)2 = 5) 1 - 9у2
6) (2у - 3х2)2 = 6) 1 + 8х3
7) (1 + 2х)(1 - 2х + 4х2) = 7) …
8) (4у - 1)(16у2 +4у + 1) = 8) 4х2 - у2
Ответ: (у2 + 2х3)2 = у4 + 4х3у + 4х6; (4у - 1)(16у2 + 4у +1) = 64у3 - 1.
ІV. Работа по карточкам.
А
Вариант 1 Вариант 2
1.раскройте скобки:
1. (х + 2у)2. 1. (3а + в)2.
2. (2а - 3)2. 2. (3а - 2)2.
3. (3х - 5у2) (3х + 5у2). 3. (2х - 3у2) (2х + 3у2).
4. (а + 2) (а2 - 2а + 4). 4. (а - 2) (а2 + 2а + 4).
5. (х - 1) ( х2 + х + 1). 5. (х + 1) ( х2 - х + 1).
В
1. Решить уравнение:
1)(х-5)2-х2=5 1)(2у+1)2-4у2=2
2)(4-х)2+х(3-х)=11 2)(х+4)2-х(х-4)=4
2. Даны равенства:
1) (2а - 3в2)2 = 4а2 - 6ав2 + 9в4; 1) (3х2 + 2у)2 = 4у2 + 12х2у + 9х4;
2) (х + 3у)2 = х2 + 9у2 + 6ху. 2) (3а - в)2 = 9а2 + в2 - 6ав.
Какое из них верно (да), Какое из них верно (да),
а какое неверно (нет)? а какое неверно (нет)?
С
1. Упростите выражение и найдите его значение:
(5х + 4) (25х2 - 20х + 16) - 64; при х = 2.
2. Решите уравнение:
(х - 4) ( х + 4) - 6х = (х - 2)2
V. Дополнительно из истории.
Задание дать ребенку уровня «С».
Нам известны боковые коэффициенты, но неизвестны коэффициенты находящиеся внутри треугольника. Понаблюдаем за ними, и мы догадались, чтобы получить внутренние коэффициенты необходимо сложить два вышестоящих над ним слева и справа числа. Теперь мы с лёгкостью можем вычислить шестую степень двучлена
Треугольник, составленный по описанному правилу, называют треугольником Паскаля, по имени хорошо известного вам из учебника физики французского философа, писателя, физика и математика Блеза Паскаля (1623-1662), современника Декарта и Ферма. Треугольник Паскаля обладает массой интереснейших свойств, главное из которых мы уже заметили: не выполняя самого умножения с его помощью просто, быстро и точно можно возводить в любую степень двучлен (а + в).
VІ. Задание ЕНТ
1.Преобразуйте в многочлен выражение (3-х)2 + 5х(х-2) (Самостоятельно решить)
(3-х)2 + 5х(х-2) = 9- 6 x + x2+5 x2 - 10х= 6 x2 -16х +9
2. В каком случае выражение преобразовано в тождественно равное
1) 8(а-b) = 8a - b 3) (2x - 3)(2x - 3) = 4x2 - 9
2) (2x - 4y)2 = 4x2 - 8xy + 16y2 4) (2a2 - b)2 = 4a4 - 4a2b + b2
VІІ. Рефлексия.
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
-
Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
-
Кто возил камни? (подним. жёлтые жетоны)
-
Кто добросовестно работал? (подним.синие жетоны)
-
Кто строил храм? (подним.красные жетоны)
Задание на дом.
Из сборника тестов ЕНТ 2011 года выбрать 3 задания на применение формул сокращенного умножения.
Выставление оценок.
Вид работы
Выполнение работы
Кол-во баллов
Устные задания
Работа в тетрадях
Работа по карточкам
Из истории
Тест из ЕНТ
Итог
Оценка