- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка Поле чудес (игра по истории математики)
Методическая разработка Поле чудес (игра по истории математики)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грекова Т.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Математическая игра-шоу "Поле чудес"
для учащихся 5-6-х классов
Задачи:
-
Развитие познавательного интереса, любознательности, стремления самостоятельно приобретать знания.
-
Расширение кругозора знаний по математике.
-
Повышение интереса к предмету через познавательную игру.
Ход подготовки:
-
Формирование троек игроков
-
Сообщение темы игры
-
Организация выставки книг «Занимательная математика»
-
Организация развлекательной программы (фокусы, сценки, частушки и т. д.)
Оформление:
-
Плакаты, барабан для игры
-
Название игры и тема
-
Компьютер, слайды с заданиями, фотографии, проектор
-
Музыкальное оформление игры
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя: Очень часто мы слышим, что математика - наука скучная. Она не скучная - она просто очень серьезная, как и любая другая. Не зря одним из великих людей было сказано: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным». А скучной и сухой математика кажется только лентяям, тем, кто дальше ее начатков не ушел. Вы спросите кого-либо из математиков - кажется ли ему математика скучной? Вы услышите - нет. Математика пленяет всех тех, кто достаточно продвигается в ее изучении. Ну а теперь перейдем к игре. Итак, математическая игра-шоу «Поле чудес»! (Слайд 1.Название игры)
1 тур (Слайд 2. Юмористический фотоколлаж из фотографий участников первого тура)
Представление игроков первой тройки.
Задание 1 (слайд 3) : Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям, по лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда. Первобытные люди, как и современные маленькие дети не знали счета. Но шло время, и учиться считать требовала сама жизнь. Сначала это было: «один», «два», «много». Потом появились еще числа. Для облегчения счета предметы раскладывались на кучки. Например, кучки из пяти предметов назывались «пятки».
Внимание, вопрос: - Как называлась кучка из двенадцати предметов?
д
ю
ж
и
н
а
Развлекательная пауза (Приложение 1)
2 тур (Слайд 4. Юмористический фотоколлаж из фотографий участников второго тура)
Представление игроков второй тройки.
Задание 2 (слайд 5): Вернемся к числам. У всех народов существовали различные системы счета и числа назывались по-разному.
Внимание, вопрос: - Как в древней Руси называлось число 100000?
л
е
г
и
о
н
Развлекательная пауза (Приложение 2)
Игра со зрителями (Слайд 6. Задание для зрителей)
- Какие меры длины вы знаете? (Ответы)
С XVIII века до Великой Октябрьской революции действовала совершенно другая система мер длины. Назовите старинную русскую меру длины.
с
а
ж
е
н
ь
3 тур (Слайд 7. Юмористический фотоколлаж из фотографий участников третьего тура)
Представление игроков третьей тройки.
Задание 3 (слайд 8): Мы уже говорили о том, что математика пленяет тех, кто достаточно продвигается в ее изучении, кто проявляет фантазию.
«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»
Внимание, вопрос: - Кому из великих математиков, принадлежат эти слова? Назовите фамилию.
к
о
в
а
л
е
в
с
к
а
я
Развлекательная пауза (Приложение 3)
Финальный тур
Представление игроков финального тура.
Задание (слайд 9): Число «четыре» древние считали символом устойчивости и прочности. Ведь оно представлено квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.
Внимание, вопрос: Угадайте пословицу, в которую входит цифра «4».
Б
Е
З
Ч
Е
Т
Ы
Р
Е
Х
У
Г
Л
О
В
И
З
Б
А
Н
Е
Р
У
Б
И
Т
С
Я
Объявление победителя, вручение призов.
Используемая литература:
1. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. - М.: Знание, 1994. - 336 с.
2. Журнал «Затейник», № 8, 1971.
Приложение 1
Частушки
1.Мы споем сейчас частушки
Необычные для вас
О широком применении
Математики у нас.
2.В наше время чтобы строить
Иль машиной управлять
Обязательно всем нужно
Математику познать
3.Не ленитесь вы, ребята
Математику учить
Она в будущем поможет
Марсианов навестить
4.Математику люблю я
Математиком мне быть
Полечу детей Венеры
Математике учить
5.Будем строить мы вокзалы
И сооружать мосты
Ведь не зря мы изучаем
Дуги, хорды и углы
6. На войне ли современной
В годы мирного труда
При расчетах непременно
Математика нужна
Приложение 2
Сценка «Нулик из страны чисел»
Зав. Складом сидит за столом и дремлет. Вбегает Нулик и поет:
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, да не бублик!
Нулик: Здравствуйте!
Зав. Складом: Просыпается (испуганно). Ну допустим. А дальше что? Зачем пожаловал?
Нулик: Я то? Складывать.
Зав. Складом: Склад закрыт.
Нулик: Какая жалость? А мне как раз нужно приготовить домашнее задание. И как раз по сложению.
Зав. Складом: Ты? Домашнее задание? Что то не вериться… И вообще у меня склад. Видишь, сколько тут разных вещей?
Нулик: Ещё бы!
Зав. Складом: И заметь, у каждой своё место. А ты все перепутаешь.
Нулик: Честное нуликанское, не перепутаю. Я только решу одну маленькую задачку.
Зав. Складом: Похоже, этот шалопай и впрямь решил взяться за ум. Ну так и быть решай свою задачку.
Нулик: Спасибо вам большое! Я быстро… Раз, раз, раз. Вот и все! Готово!
Зав. Складом: (Заглядывает в ящик) Погоди, погоди! Что же ты наделал?
Нулик: Ничего особенного. Сложил апельсины с электрическими лампочками.
Зав. Складом: Да разве это можно? Даже дошкольники знают, что апельсины надо складывать с апельсинами, а лампочки с лампочками. А у тебя что получилось?
Нулик: Что? (вынимает из ящика). Лампосины!
Зав. Складом: Но это же безграмотно. И опасно!
(поет песню на мотив «В лесу родилась елочка»)
1.Сложение - вещь отличная
И право же простая
Его я вычитанию
Не зря предпочитаю
2.Но не ищи в сложении
Ни радости, ни смысла,
Коль складываешь разно-
именованные числа
3.Различные животные,
И разные предметы
Слагаясь превращаются
В ни то, ни сё, ни это
4. На свете появляются
Ужасные гибриды,
И нам сносить приходиться
Несносные обиды
5. Всю ночь гипопотапочки
Топочут по квартире,
А утром ноги всовывай
В литые сапогири
6.Воюй с кенгурубашкою,
Что не дается в руки,
И укрощай строптивые
Брыкливые зебрюки
7.Вокруг тебя беснуются Теснятся ближе, ближе Свирепые бизонтики,
8. Носкильки и чермыльницы,
Худые книголоши,
Кусачие пчеластики
И хрупкая стеклошадь
9. Сложение - вещь отличная
И право же простая
Его я вычитанию
Не зря предпочитаю
Упрямые ослыжи
Зав. Складом: Ну понял теперь свою ошибку?
Нулик: Понял, понял… Только, зачем же вы сами складываете булку с ветчиной?
Зав. Складом: Совсем другое дело! Это же не сложение, а бутерброд!
Нулик: (Дразнит). Запихнул обжора в рот, тыщу первый бутерброд.
Зав. Складом: Ах, ты ещё и дразнишь. Брысь отсюда!
Нулик: (Убегает) Лампосины, кому свежие лампосины?
Поют вместе (на мотив «Есаул»)
Много разных чисел у науки есть
Не старайтесь - вам их не перечесть
Но одно число - важное оно
Как баранка круглое оно
Всем десяткам, сотням нужен он
Без него не будет жить и миллион
Тут как не считай и как не крутись,
Без него нам всем не обойтись.
ПРИПЕВ: (поет нулик)
Ах, я ноль, ах я ноль,
Очень этим горжусь,
И злодействовать очень люблю
Кто забыл мою власть
Вас умножу на ноль
А потом я ещё разделю
Приложение 3
Частушки двоечек - двойняшек (одна - веселая, вторая -печальная) Костюмы соответствующие.
Печальная: Мы две двоечки - двойняшки
От горшка мы два вершка.
Нам живется очень тяжко.
Мы дошкольницы пока.
Веселая: Ты не плачь сестра, не охай
Лучше нервы береги.
От того тебе так плохо,
Что встаешь не стой ноги.
Печальная: Нет, не зря вздыхаю горько.
Не спроста не мил мне свет.
Уважают все пятерку,
Уваженья двойке нет.
Веселая: Я такое мненье тезка,
Отрицаю начисто:
Не в количестве загвоздка.
Все решает качество.
Печальная: Мы двойняшки, мы похожи
Как две капельки чернил.
Только кто же и за что же
Нас напрасно очернил?
Веселая: Двойка - скверная отметка
Тут нам впрямь не повезло.
Но зато она редко
И полезное число!
Печальная: Больно ты умна, сестрица!
Может, дашь тогда совет:
Как признанья нам добиться?
Как поднять авторитет?
Веселая: Мой совет - забудь досаду,
Брось печальные слова.
Дай мне руку, встанем рядом,
Превратимся в двадцать два.