- Преподавателю
- Математика
- Системы двух уравнений с двумя известными
Системы двух уравнений с двумя известными
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Безверхая О.Г. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока алгебры в 7 классе
Пояснительная записка.
-
Дата проведения урока 28 апреля 2014 года. Алгебра 7 класс. Муниципальное общеобразовательное учреждение Овсянковская средняя общеобразовательная школа.
-
Программная тема «Системы двух уравнений с двумя неизвестными». Тема урока «Решение систем уравнений способом сложения». Это третий параграф данной темы. На описываемом способе решения систем линейных уравнений с двумя неизвестными основан способ решения задач с помощью систем уравнений. Данный урок является первым в системе уроков по теме «Способ сложения». Тип урока : Ознакомление с новым материалом. Тема вводится при использовании учебника алгебры 7 класс, авторы Ш.А. Алимов и др.
-
Цели
-
Образовательная: Формирование системы знаний по решению систем уравнений с двумя неизвестными способом сложения.
Задачи:
а) повторить определения линейного уравнения с одним неизвестным, линейного уравнения с двумя неизвестными, корня уравнения, правило нахождения неизвестного компонента умножения, что значит решить уравнение, свойства верных равенств;
б) рассмотреть способ решения систем уравнения способом алгебраического сложения;
в) провести первичное закрепление полученных знаний.
2) Развивающая: развитие логического мышления, памяти, математической речи.
Задачи:
а) развивать память при повторении пройденного и изучении нового материала;
б) установить логическую связь между ранее изученными и новыми определениями;
в) развивать устную речь при пошаговом решении системы линейных уравнений с двумя неизвестными.
3) Воспитательная : привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание активности, организованности и взаимопомощи.
Задачи:
а) добиваться уважительного отношения к ответам одноклассников, бережного отношения к школьным принадлежностям, мебели;
б) поддерживать чистоту в классе;
в) добиваться аккуратности ведения записей в тетради, на доске, в дневниках.
г) способствовать самостоятельному принятию решений.
-
ЗУН, необходимые на уроке:
- умение решать линейные уравнения с одним неизвестным;
- умение находить неизвестный компонент умножения;
- знания, касающиеся понятия линейного уравнения с двумя неизвестными;
- знание свойств верных равенств;
-умение правильно и грамотно записывать ответ.
ЗУН, формируемые в процессе урока:
- умение уравнивать модули коэффициентов при одном из неизвестных;
- умение складывать или вычитать полученные уравнения;
- умение подставлять найденное значение в одно из уравнений исходной системы, чтобы найти второе неизвестное;
- умение правильно и грамотно оформлять данный способ решения систем линейных уравнений с двумя неизвестными в тетради и на доске;
-умение правильно и грамотно записывать ответ.
4. Методы: 1) конкретно-индуктивный;
2) работа учащихся с задачами, разобранными в тексте параграфа, с наглядным материалом (слайды);
3) анализ и синтез при решении систем уравнений.
5. Пути активизации учащихся на уроке:
- создание положительной эмоциональной атмосферы на уроке;
- поощрение;
- использование наглядности;
- использование демократического стиля общения с учеником.
6. Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная
7. Оборудование:
1) мультимедийная установка;
2) экран;
3) учебник;
4) тетрадь и прочие школьные принадлежности;
5) цветные карандаши.
8. Слайды:
№1 «Методы решения систем линейных уравнений»
№ 2-3 «Метод алгебраического сложения. Задача №1 учебника»
№ 4 «Метод алгебраического сложения. Задача №2 учебника»
№ 5 «Способ алгебраического сложения»
№ 6-7 «Этапы решения методом алгебраического сложения
№8 « Решить систему способом сложения»
9. Оформление доски, оформление записей в тетради:
На доске записи должны вестись, четким разборчивым почерком, удобочитаемым для учащихся, сидящих за последними партами. Обязательно должны быть записаны дата, «Классная работа», тема урока «Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными способом сложения».
В начале урока на экран выводится слайд № 1. На доске записаны задания для актуализации знаний учащихся:
I вариант: решить уравнения
а) 2х=5 (м) в) =0 (с) д) = (и) ж) 1-а=2а (а)
б) -3х=7 (е) г) 0,5у+1=0 (т) е) -8k= -0,4 (с)
0
1
0,05
-20
-2
2,5
с
и
с
т
е
м
а
II вариант: решить системы уравнений:
а) х=8 б) х-у=4 в) х+у=0
х-у=10 2у=6 3х-у= -12
-
(8; 2) 2) (7; 3) 3) (-3; 3) 4) (-2; 8) 5) (-7; -3) 6) (3;-3) 7) (3; 7)
На доске учителем для первичного закрепления записаны системы уравнений. Решение выполняют дети.
а) ) х+у=15 2х=24
х-у=9 х=12
у= 3 Ответ: (12; 3)
б) 3х+у=10 х=4
2х+у=6 у=-2 Ответ: (4; -3)
в) 3х+2у=5, 3х+2у=5,4 х=-7,4
х+у=6,4 ·2 2х+2у=12,8 у= 1 Ответ: (-7,4; 1)
г) 2х+2у=8 х+у=4
х+у=4 ·2 х+у= 4
Ответ:
д) х+у=5 0= -4
х+у=9
Ответ: решений нет
10. Структура урока.
1) Организационный момент - 2 мин
2) Проверка домашнего задания -1 мин
3) Актуализация знаний - 7 мин
4) Объяснение нового материала - 15 мин
5) Первичное закрепление - 8 мин
6) Вторичное закрепление - 5 мин
7) Постановка домашнего задания - 3 мин
8) Подведение итогов урока -4 мин
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент 8.20-8.22
Здравствуйте, садитесь. Проверьте, все ли готово к уроку (учебник, тетрадь, чистый тетрадный лист, дневник, ручка, простой и линейка)
Усаживаются, проверяют готовность
Проверка домашнего задания 8.22-8.23
Сдайте тетради с домашним заданием.
Сдают
Актуализация знаний 8.23-8.30
Слайд №1
-Сегодня на уроке мы с вами продолжаем решать системы линейных равнений с двумя неизвестными. Мы освоили метод подстановки, а сегодня начнем работать с методом алгебраического сложения.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
Я вам предлагаю решить записанные на доске упражнения. I вариант решает задание №1 «Расшифруйте слово». У вас на партах лежат листы с таблицей, куда вписаны корни предложенных уравнений. Если вы верно решите уравнения и соотнесете буквы, стоящие в скобках, с ответом в таблице, то узнаете зашифрованное слово. Приступайте.
II вариант. Я вам предлагаю решить три системы линейных уравнений с двумя неизвестными известным вам способом. Обратите внимание, 3 системы и 7 вариантов ответов. Найдите правильные ответы и соедините их с соответствующей системой стрелкой.
Давайте проверим ваши ответы.
Вывод: I вариант разгадал слово «система». Это ключевое слово в нашей теме. Вопросы классу:
-
Что называется системой линейных уравнений с двумя неизвестными?
-
Какой способ решения систем линейных уравнений с двумя неизвестными мы знаем?
-
В чем он заключается?
Молодцы!
Дети выполняют задания на местах . Двое решают задания у доски (за закрытыми створками)
Сравнивают свое решение с решением на доске.
Два линейных уравнения, у которых неизвестные числа одни и те же, рассматривающиеся одновременно образуют систему двух уравнений.
Способ подстановки.
-
Выбрать уравнение с наименьшим коэффициентом при любой из переменных.
-
Выразили эту переменную через другую.
-
Подставим во второе уравнение.
-
Получили линейное уравнение относительно одного неизвестного, решили его.
-
Нашли вторую переменную.
Объяснение нового материала 8.30 - 8.45
Слайд №2
-Итак, очередная система. Посмотрите внимательно на первое и на второе уравнение. Что вы видите интересного?
- Что с ними хочется сделать?
-Почему? Зачем?
-Молодцы!!!
-Раз уж мы сложили эти выражения, то что можно сделать с остальными?
- Молодцы!!!
Выводы зачитываю со слайда.
-2у и +2у
Сложить? Потому что -2у +2у=0
Я думаю, можно 7х+5х = 12х и 27+33= 60
Слайд № 3
Посмотрите на слайд 3. Что у нас получается. (Проговариваю текст слайда.)
Внимательно смотрят и слушают.
Слайд № 4
Посмотрите на систему. Она мне очень нравится. Чем она хороша?
Что мы можем сделать, чтобы избавится от переменной х?
Умницы!
(проговариваю текст слайда)
И в 1 и во 2 уравнениях коэффициенты при х равны 5 .
Вычесть 5х-5х и получится 0
Слайд № 5
Итак, какой способ решения мы с вами рассмотрели?
Прочтите 2- ой абзац и выделите, по вашему мнению, главное слово.
Способ алгебраического сложения мы не всегда можем применить. Когда мы не можем это сделать? Почему не всегда?
способ алгебраического сложения.
«исключение»
Когда коэффициенты при одном и том же неизвестном разные.
Слайд № 6
-Посмотрите на уравнение. Чем оно отличается от предыдущего?
-Но хочется применить способ сложения? Возможно ли это.
-Это возможно. Как это сделать ? Необходимо уравнять коэффициенты при одном из неизвестных. В данном случае, при каком из неизвестных нам удобнее уравнять коэффициенты?
-Почему?
- Действительно, сумма противоположных одночленов равна нулю. Как узнать на какое число нужно умножить 1-ое уравнение, на какое число нужно умножить 2-ое уравнение?
- Чему равны коэффициенты при у в 1 и во 2 уравнение? Какое у них наименьшее общее кратное?
- Значит 1 равнение мы должны умножить на 4, а 2-ое уравнение - на 5.
-После умножения из первого уравнения получили уравнение….
-После умножения из второго уравнения получили уравнение….
- Теперь коэффициенты при у противоположные числа . Мы можем сложить эти два уравнения и получим новое уравнение с одним неизвестным…
- Находим х.
- Что еще мы должны сделать, чтобы найти решение системы?
-Как?
Слайд № 7
Находим у, записываем ответ.
Все коэффициенты разные.
Да
?....
При у
Они имеют противоположные знаки.
5 и 4
20
16х+20у=76
35х-20у=-25
51х=51
х=1
Найти у
Подставим значение х в любое из данных уравнений, наиболее удобное для вычисления. Например в 1- ое уравнение.
у = 3
Первичное закрепление 8.45-8. 53
Решите системы уравнений:
а) х+у=15 б) 3х+у=10 в) 3х+2у=5,4
х-у=9 2х+у=6 х+у=6,4
2х+2у=8 д) х+у=5
г) х+у=4 х+у=9
Решение:
а) ) х+у=15 2х=24
х-у=9 х=12
у= 3 Ответ: (12; 3)
б) 3х+у=10 х=4
2х+у=6 у=-2 Ответ: (4; -3)
в) 3х+2у=5,4 3х+2у=5,4
х+у=6,4 ·2 2х+2у=12,8
х= -7,4
у=1 Ответ: (-7,4; 1)
г) 2х+2у=8 х+у=4
х+у=4 ·2 х+у= 4
Ответ: множество реш.
д) х+у=5 0= -4
х+у=9
Ответ: решений нет
Одновременно решают у доски ( 5 чел.) По необходимости пользуются помощью учителя
Вывод делает каждый по своей системе:
Система
а) - решали способом сложения, она имеет решение х=12. у=3,
б) - решали способом вычитания, х=4, у=-2,
в) сначала уравняли коэффициенты при переменной у(умножили второе уравнение на 2), затем вычли из 1 уравнения 2-ое, имеет решение х=-7.4, у=1,
г) -первое уравнение делим на 2. Получаем систему из двух совершенно одинаковых уравнений. Она имеет бесконечное множество решений, д) - решали способом вычитания, получили что 0=-4 - это невозможно, значит система не имеет решений.
Вторичное закрепление 8.53-8.58
Слайд № 8
Теперь попробуйте самостоятельно решить предложенные системы.
Решают самостоятельно. Два ученика решают у доски . По необходимости каждый может воспользоваться помощью учителя или его конспекта.
Постановка домашнего задания 8.58-9.01
д/з параграф 35 задача 1-2, стр 155 алгоритм решения системы способом сложения. № 633 (2,4) обратите внимание на систему под цифрой 4 что увидели? Что делать?
634 (2), 635 (2)
Во втором уравнении х и у стоят не на своих местах. Переписать второе уравнение
-х+2у=13
Итог урока 9.01-9.05
-
Выставление оценок с комментарием. Похвалить особо отличившихся на местах, у доски, отвечавших на вопросы.
-
(Слайд № 1)
-какой способ решения изучали сегодня на уроке?
(Слайд № 6-7) - Давайте повторим основные этапы решения систем линейных уравнений способом алгебраического сложения.
Все это же вы можете дома прочитать на стр.155 учебника.
Молодцы!!! Н а этом урок окончен. До свидания.
Способ алгебраического сложения.
До свидания.