Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Гипотеза: Если в мультфильмах больше проявлений добра, то это способствует гармоничному развитию ребенка, в противном случае развивается тревожность, страх и неуверенность в общении. Цель работы: На основе практических исследований выяснить, какое влияние оказывают современные мультфильмы на сознание детей. Задачи: - Проанализировать известные отечественные и зарубежные мультфильмы - Изучить основные теории по возрастному развитию детей дошкольного возраста и мнение ученых, психологов о воздействии мультфильмов на развитие ребенка.  - Провести исследования по методикам,  выявляющим уровень   тревожности ребёнка, проанализировать результаты и сделать выводы.   -  Разработать рекомендации по выбору мультфильмов для просмотра детьми.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОУчебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»ГЛАВЛЕНИЕ



Введение

3

1 Возрастное развитие. Восприятие информации детьми дошкольного возраста

5

1.1 Возрастное развитие

6

1.2 Психическое развитие дошкольника

7

1.3 Изменение характера детского мышления

7

1.4 Развитие внимание

8

1.5 Формирование воображения в дошкольном возрасте

8

2 Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка

10

2.1 Роль мультфильмов в жизни ребенка

10

2.2 Сравнительный анализ зарубежных и отечественных мультфильмов

14

3 Экспериментальное исследование «Влияние мультфильмов на психическое состояние ребёнка»

19

Заключение

24

Библиографический список используемой литературы

25

Приложения

26




ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст считается одним из самых сложных и ответственных периодов социально - психологического развития личности ребёнка. В это время закладывается фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности. Этот период связан с началом активного самоутверждения ребёнка, с серьёзным осмыслением и творческим постижением окружающего мира.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время дети смотрят много мультфильмов по телевизору, в интернете, и далеко не все мультфильмы несут позитивный настрой и положительную эмоциональную окраску. Множество мультфильмов даже при просмотре взрослыми вызывают негативные эмоции. Воздействие мультфильмов на развитие ребенка как целостной личности - основная задача современных программ воспитания дошкольников. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. В.А. Сухомлинский писал: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом, утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Обоснование выбора темы:

Данная тема была выбрана потому, что моя будущая профессия непосредственно связана с детьми и детскими учреждениями. Работа над темой поможет мне разобраться в возрастной психологии детей, психологии образов, возможности возникновения тревожности ребенка.

Гипотеза: Если в мультфильмах больше проявлений добра, то это способствует гармоничному развитию ребенка, в противном случае развивается тревожность, страх и неуверенность в общении.

Цель работы: На основе практических исследований выяснить, какое влияние оказывают современные мультфильмы на сознание детей.

Задачи:

- Проанализировать известные отечественные и зарубежные мультфильмы

- Изучить основные теории по возрастному развитию детей дошкольного возраста и мнение ученых, психологов о воздействии мультфильмов на развитие ребенка.

- Провести исследования по методикам, выявляющим уровень тревожности ребёнка, проанализировать результаты и сделать выводы.

- Разработать рекомендации по выбору мультфильмов для просмотра детьми.

Объект исследования: Возрастное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Исследование уровня тревожности детей после просмотра мультфильма.




1 Возрастное развитие. Восприятие информации детьми дошкольного возраста

1.1 Возрастное развитие

Психологические исследования выделяют несколько проблем возрастного развития. Основными из них являются вопрос «что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей. Созревание и анатомно - физическое состояние организма или влияние внешней среды. С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности. С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Большое воздействие на теоретические исследования развития Детского мышления, а также на практику обучения и воспитания оказала концепция, американским ученым, Дж. Брунером. Как и многие другие исследователи, Дж. Брунер исходил из представления о том, что детская культура и язык играют важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.Он также использовал в своей концепции ряд понятий из теории информации.

Основные идеи, которые содержит теория развития детского интеллекта по Брунеру, следующие:

  1. Из различных биологических способностей, которые у ребенка появляются в течение первых лет его жизни, три представляются наиболее важным: способность к воображению (представлению отсутствующего объекта), иконическая память и символическое кодирование. Они возникают в онтогенезе в указанной последовательности примерно на 6, 12 и 18 месяцах жизни ребёнка.

  2. Сами по себе эти биологические способности относительно незначимы, но позволяют детям формировать и развивать системы представления, кодирования и трансформации информации, воспринимаемой при помощи органов чувств.

  3. Самостоятельно дети не в состоянии изобрести подобного рода системы. В процессе онтогенеза они скорее как бы переоткрывают их для себя под воздействием культуры, обучения и воспитания в широком смысле слова. Развитие происходит под влиянием внешних (обучение и воспитание) и внутренних (биологическое созревание) факторов.

  4. Из различных систем символического представления информации, которые усваивает ребёнок, ни одна не имеет столь важного значения для его развития, как язык. Господство естественного языка позволяет детям выходить за пределы примитивных когнитивных стратегий, работать с понятиями, использовать логику.

  5. Хотя к возрасту примерно 5 лет ребёнок уже достаточно хорошо владеет языком, этого не достаточно для глубоких качественных изменений в его мышлении. Для того чтобы такие изменения произошли, дети должны научиться соединять использование языка с другими способами представления информации.

Процесс индивидуального развития каждого ребёнка происходит в определённых условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Всё это вместе взятое составляет условия психологического развития ребёнка. Одни и те же дети, движущие силы развития, которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному.

1.2 Психическое развитие дошкольника

Все психические процессы - это особая форма предметных действий. По мнению Л.Ф.Обуховой, в отечественной психологии произошло изменение представлений о психическом развитии благодаря выделению в действии двух частей: ориентировочной и исполнительной.

В дошкольном возрасте ориентировочная деятельность развивается очень интенсивно. Ориентация может осуществляться на различных уровнях: материальном, сенсорно-зрительном и умственном. В этом возрасте, как показали исследования Л.А.Вегнера, идёт интенсивное развитие сенсорных эталонов, т.е. Цвета, формы, величины, и соотнесение (сравнение предметов с этими эталонами.) Использование эталонов позволяет осуществить переход от субъективной оценки воспринимаемого мира к его объективной характеристике.

1.3 Изменение характера детского мышления

Усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребенка ведет к изменению характера детского мышления. Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении им способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А.В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста. Развитие мышления проходит в два этапа:

1) сначала ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, и научается пользоваться ими;

2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения.

В дошкольном возрасте начинают развиваться понятия. В 3-4 года ребенок использует слова, иногда не полностью понимая их значения, но со временем происходит смысловое осознание этих слов. Ж.Пиаже назвал период непонимания смысла слов стадией речемыслительного развития ребенка. Развитие понятий идет параллельно с развитием мышления и речи.

1.4 Развитие внимания

В этом возрасте оно непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. Ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему. Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка, и рассуждения вслух. Внимание при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту развивается следующим образом. Младшие дошкольники рассматривают интересующие их картинки, могут заниматься определенным видом деятельности 6-8 секунд, а старшие дошкольники - 12-20 секунд. В дошкольном возрасте уже отмечается различная степень устойчивости внимания у разных детей. Возможно, это связано с типом нервной деятельности, физическим состоянием и условиями жизни. Было замечено, что нервные и больные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

1.5 Формирование воображения в дошкольном возрасте

В конце раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещения одних предметов другими, наступает начальная стадия развития воображения. Затем оно получает свое развитие в играх. О том, насколько развито воображение ребенка, можно судить не только по тем ролям, которые он исполняет во время игры, но и по поделкам и рисункам.О.М. Дьяченко показала, что воображение в своем развитии проходит те же этапы, что и другие психические процессы: непроизвольное (пассивное) сменяется произвольным (активным), непосредственное - опосредствованным. Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные эталоны. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Это могут быть впечатления от просмотра телепередачи, прочтения рассказа, сказки, непосредственного восприятия действительности. В образах обычно воспроизводятся те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатлении. Функции воображения таковы: познавательно-интеллектуальная, аффективно-защитная. Познавательно-интеллектуальное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа при помощи слова. Роль аффективно-защитной функции в том, что она защищает растущую, ранимую, слабо защищенную душу ребенка от переживаний и травм.

Первоначально ребенок может оценить только чужие поступки: других детей или литературных героев, а свои оценить не способен. Затем, в среднем дошкольном возрасте, ребенок, оценивая действия литературного героя, может обосновать свою оценку, опираясь на взаимоотношения персонажей произведения. А во второй половине дошкольного возраста он уже может оценить свое поведение и старается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усвоил.

2 Влияние мультфильмов на психику и воображение ребёнка.

2.1 Роль мультфильмов в жизни ребенка

Формирование личности детей происходит в первые 5-7 лет их жизни. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка. Не маловажную роль в жизни детей играют мультфильмы. Они, с одной стороны, позволяют родителям отвлечь чем-либо ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны, несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции. Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны:

Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.

Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.

Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.

Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого), формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию), представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами. С точки зрения психофизики ребенок быстрее, чем взрослый запоминает и воспринимает информацию. У ребенка отсутствует внутренняя критика и то, что услышит или увидит, вокруг себя, он воспринимает непосредственно. Хотелось бы рассмотреть какие же персонажи хорошие, а какие - плохие. Психолог Ирина Кислицкая утверждает, что выбирая героя в мультфильме мы выбираем будущее поведения и внутренний мир ребенка. Если мы хотим чтобы девочка выросла заботливой, женственной романтичной, то стоит выбирать именно такого персонажа, например образ принцессы, балерины, королевы. Если мы хотим воспитать в девочке храбрость, мужество, непоседливость, смелость, то нужно выбирать таких персонажей как Пеппи Длинный Чулок или образ пиратки. Мальчики по ее мнению берут пример с сильных, смелых, мужественных образов, но следует выбирать персонажей которые борются за какую-то идею, справедливость, а не применяют свою силу необоснованно. Опираясь так же на психофизику, хочется отметить, ребенок воспринимает все в большей степени через зрительный контакт. Например, образ мамы и папы, добра и зла, друга и врага - эти образы должны очень сильно различаться. Именно на таких персонажей будет в дальнейшем опираться ребенок. Еще мы должны обращать внимание на качество мультфильма. Это звук и речь персонажей, четкость картинки. Персонаж говорящий монотонно, страшным или скучным голосом может не заинтересовать ребенка. Так же стоит обращать внимание на озвучку мультфильма. Нужно следить, чтобы перевод был дублированный полностью, а не «наложен» на основной текст, так как у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с речью.

Система образов персонажей, которые влияют на будущую психику детей.

  1. Большие глаза у персонажей - вызывают чувство страха, неуверенность, усталость. Именно поэтому дети начинают плохо учиться.

  2. Острые, угловатые очертания героев - заставляет конфликтовать со сверстниками и родителями.

  3. Чересчур яркие цвета и звуки - крадут интерес к реальной жизни. вызывают головную боль и повышенную тревожность. Если смотреть такие мультфильмы вечером, то ребенок слишком перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Кислотные цвета и часто меняющиеся картинки отвлекают ребенка от речи персонажей, в итоге у ребенка может произойти плохое развитие речи. Кроме того, яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии.

  4. У героев не свойственное их полу поведение. Мальчики ведут себя, как девочки, и наоборот - особенно чреват последствиями дошкольный возраст, когда формируется сознание половой принадлежности ребенка.

  5. Не симпатичные, а порой даже уродливые герои, по мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем - неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.

  6. Плохое (девиантное) поведение героев никак не наказывается, а иногда даже приветствуется - в мультфильме персонажи могут обижать, грабить, убивать и при этом не подвергаться осуждению и наказанию. У маленьких детей складывается представление о вседозволенности, разрушаются эталоны хорошего поведения, снимаются социальные запреты. Также следует избегать мультиков, в которых отсутствует четкая граница между добром и злом, где даже положительные герои могут совершить плохие поступки ради своих интересов.

  7. Присутствие сцен агрессии и насилия - герои проявляют повышенную агрессию по отношению друг к другу, постоянно дерутся, наносят вред окружающим, а также демонстрации атрибутов смерти (орудия убийств, кладбища, кровь, черепа). Ребенок после просмотра может проявить агрессию и жестокость в реальной жизни.

  8. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране - неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.

  9. Целующиеся принц и принцесса, и другие проявления сексуального влечения персонажей, женщины реалистичны, физиологичны, преобладают прекрасно развитыми формами взрослых женщин, в поведении героинь нет целомудрия, того, что отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых. Мульт-героини проявляя симпатию к противоположному полу, которые вульгарно и конкретно соблазняют. А манеру поведения героя или героини дети копируют автоматически. Данный стереотип поведения с точки зрения психолога исключает в дальнейшем между полами отношения любви, уважения и супружества, заменяя их стереотипом сексуального партнерства. Как утверждают детские психологи только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин.

  10. Жаргонные, нецензурные выражения. Даже, на первый взгляд, в самых безобидных мультфильмах порой проскакивают ругательные выражения. Дети сразу запоминают «интересные» слова. Родители говорят одно, а мультфильмы показывают, что ругаться можно, в результате ребенок находится в недоумении, авторитет родителей может пошатнуться.

  11. Присутствуют сцены неуважения к людям, растениям и животным - во многих современных мультиках есть насмешки, глумление над слабыми, беспомощными героями, безобразное отношение к старости, материнству. Если любимый герой невоспитан, задирист и груб, то циничное, непристойное поведение ребенка не заставит себя ждать.

  12. На экране демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультфильмы, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи.

  13. Добрые и злые персонажи меняются местами - у ребенка создаются сомнения какому персонажу довериться и какому доверять.

2.2. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных мультфильмов


Во многих интернет статьях, книгах по психологии и телепередачах мы слышим категоричность к зарубежным мультфильмам и все чаще любовь и одобрение к советским. Хотелось бы разобраться какие же мультфильмы лучше советские или зарубежные. Для начала я приведу различия, о которых говорят многие родители, психологи и СМИ.

  1. В советских мультфильмах перевоспитывают злых персонажей, а в зарубежных искореняют.

  2. Присутствие секса и разврата в зарубежных мультфильмах.

  3. Присутствие агрессии и моментов вследствие повторения, в которых провоцируется угроза физического здоровья ребенка, просмотрев зарубежный мультфильм.

Советские или зарубежные мультфильмы - не важно. Главное содержание, психологический посыл персонажа. Многие дети запоминают информацию, воспроизводят все увиденное и услышанное, при условии, что вызвало у них интерес. Поэтому рекомендуется приучать детей к добрым, спокойным мультфильмам.


Психологический анализ некоторых мультфильмов


«Том и Джерри»

С первой же минуты в одной из серии, мы наблюдаем сцены насилия. Персонажи постоянно балуются со спичками, выполняют травмоопасные действия. Герои полностью лишены речи, от этого последует вопрос: "Как ребенку строить свой словарный запас, если его любимые персонажи все время молчат?" Так же персонажи полностью безнаказанны.Большой кот всё время пытается обидеть маленького мышонка. Они громят дом, делают друг другу больно, бывает, что воруют друг у друга. Самая главная проблема это то, что после их, так называемых, «войн» кот и мышонок не мирятся и все остается на своих местах. Очень яркие краски, быстрая, громкая музыка и быстрая смена картинок способствует появлению тревожности и эмоциональной неуравновешенности ребёнка.

«Ну, погоди!»

Не говоря уже о том, что Волк курит в каждой серии и ведет себя неподобающим образом, так он еще и не перевоспитывается в конце, о чем шла речь в предыдущем мультфильме «Том и Джерри». Мы взрослые можем сказать, что волк получает по заслугам, а как же дети? Дети же с рождения запрограммированы таким образом, что все видят в хорошем свете. Да мы можем сказать, что Волк отрицательный персонаж и построен таким образом, чтобы малыш просмотрев очередную серию, мог выбрать для себя, что хорошо, а что плохо. Но не будем забывать, что он все воспринимает буквально и если волк курит, значит, это может показаться ребенку хорошим качеством человека. Я бы не рекомендовала смотреть этот мультфильм без взрослого.

«Карлсон»

В начале мы можем просмотреть психологический портрет ребенка - Одинокий малыш. И тут волшебным образом появляется персонаж по имени Карлсон, непоседа, «мужчина в полном рассвете сил», который учит малыша знакомиться и заводить разговор. Но, а что далее? Карлсон проказничает, врет, учит этому малыша, приглашает его на крышу и опять же остается безнаказанным. И разговоры о старой жене, разве это не мотивация не заводить семью? Этот мультфильм, безусловно, замечательный, но не для детей дошкольного возраста.

«Винни пух»

Рассмотрим еще один из мультфильмов времен СССР. Персонажи попадают во множества неловких ситуаций и по-доброму, честному находят выход из них. Конечно, можно заметить, как Винни Пух совершает множество ошибок, но в конце он все осознает и перевоспитывается. Звучат прекрасные песни. Заметим очень большую рассудительность персонажей и желание прийти на помощь.

«Маша и медведь»

Прекрасные, замечательные песни. Но создается такое ощущение, что мультфильм создан для родителей. Он учит родителей терпению, храбрости и многому другому. Нет проявления жестокости агрессии, но хотелось бы заметить, что поведение у Маши не идеального ребенка. Но ей все интересно, она жизнерадостна и в конце мультфильма Маша перевоспитывается. Присутствует перебор цветов и громких звуков. Не рекомендовано к долгому просмотру, но к просмотру все таки рекомендован.

«Алеша Попович и Тугарин Змей»

Замечательный юмор для взрослого человека. Ну а, что касаемо детей, здесь тоже не найдено никаких отрицательных моментов. Персонажи добры, девушки прекрасны, парни мужественны, зло наказуемо и перевоспитано. Речь персонажей замечательна к тому же весь мультфильм сопровождается замечательными песнями. Ставлю этому мультфильму пять баллов.

«Бемби»

Цвета приглушены. Сюжет начинается с прекрасного утра, где сова засыпает, мышонок умывается. Сразу можно заметить, что все действия происходят под приятную, не кричащую, музыку. Произносятся приятные слова, такие как: «С добрым утром», «Прекрасный малыш», «Спасибо!». Также в этом фильме завязывается добрая дружба. Образ матери показан доброй и заботливой. Утром, когда Бэмби прогуливается, он знакомится с окружающим миром, он знает, что нужно вежливо здороваться, что елочки едят орешки, крот живет под землей, а летучие мыши спят вниз головой. Больше всего поразила фраза Малыша-топтуна: «Если не можешь сказать ничего хорошего, то вообще ничего не говори.». Мультфильм смотрится на одном дыхании. Видна лишь забота и любовь. Главным врагом в этом мультфильме является человек. Это учит детей не обижать природу.

«Гука Боб - Квадратные Штаны»

Вызывающе-кричащий мультсериал. Сцен насилия не наблюдается, но вряд ли этот мультсериал научит добру и мироустройству. Возможно этот мультсериал подойдет для детей среднешкольного возраста, но яркие цвета и звуки повлияют на учебу.

«Время приключений»

Данный мультсериал представляет собой набор хаотичных сцен, в которых даже взрослый человек может потерять связь. Главный герой предстает в одной серии мальчиком, в другой девочкой, от чего в сознании ребенка может возникнуть конфликт. Финн (главный герой) имеет друга-пса, обладающего сверхспособностями. В каждой серии Финн, и его пес Джейк, попадают в различные магические переделки, из которых выходят победителями. Сюжет несет огромную смысловую нагрузку, что для дошкольника непонятно.






3 Экспериментальное исследование - «Влияние мультфильмов на психическое состояние ребёнка»

Для доказательства гипотезы, выдвинутой в начале работы, были проведены исследования на определение уровня тревожности детей дошкольного возраста 4-5 лет в детском саду города Степногорска, сразу после просмотра мультфильма. В исследовании принимали участие 10 детей.

Первый этап: просмотр мультфильма «Том и Джерри» и затем проведение теста «Детский рисунок» С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности. Особенно по цветовой гамме рисунка.

Второй этап: просмотр мультфильма «Бемби» и проведение методики «Выбери нужное лицо», которая представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Между первым и вторым этапом временная разница одна неделя.


  1. Просмотр мультфильма «Том и Джерри» и проведение теста «Детский рисунок»

После просмотра мультфильма детям были розданы краски и шаблоны рисунка «Цветок», детям было предложено раскрасить цветок на своё усмотрение.

С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Дайте максимально большое количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.
Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой - считаются цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают в детских рисунках. Если ребенок часто рисует красным цветом и закрашивает им большие участки рисунка - это может свидетельствовать об эмоциональном перенапряжении и даже рассматриваться как символ агрессии.
Часто присутствие на рисунках насыщенного фиолетового цвета в большом количестве свидетельствует о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должно насторожить взрослых.
Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка. Однако если черный цвет значительно преобладает в рисунках, ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом, то нужно обратиться к детскому психологу. Эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.

Результаты анализа рисунка

Ф.И. ребёнка

Используемые цвета

Уровень тревожности

Ксюша

Красный, оранжевый

эмоциональное перенапряжение

Артём

Синий, красный

эмоциональное перенапряжение

Тимур

Желтый, красный, фиолетовый

эмоциональное перенапряжение

Билал

Красный, зелёный

положительное эмоциональное настроение

Ирина

Чёрный, коричневый

символ агрессии

Дмитрий

фиолетовый

символ агрессии

Юлия

красный

эмоциональное перенапряжение

Илья

чёрный

символ агрессии

Амина

красный

эмоциональное перенапряжение

Ярослав

Желтый, зеленый

положительное эмоциональное настроение

Вывод: Из проведенного исследования можно сделать выводы, что после просмотра данного мультфильма у детей сложилось эмоциональное перенапряжение, что может привести к проявлению агрессии и жестокости в реальной жизни. Дети перевозбуждены от ярких красок и быстрой смены картинок, что приводит к слишком активному поведению.

  1. Просмотр мультфильма «Бэмби» и проведение теста «Выбери нужное лицо»

После просмотра мультфильма проводится тест «Выбери нужное лицо». Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях. Тест проводится индивидуально с детьми 3-7 лет.

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение.

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ =Число эмоциональных негативных выборов х100%

14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу,

Ф.И. ребёнка

Индекс тревожности

%

Уровень тревожности

Ксюша

21

средний

Артём

12

низкий

Тимур

21

средний

Билал

7

низкий

Ирина

28

средний

Дмитрий

7

низкий

Юлия

28

средний

Илья

35

средний

Амина

21

средний

Ярослав

14

низкий

Вывод: Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что данный мультик не влияет негативно на психику ребёнка , т. к. после его просмотра уровень тревожности у детей в норме и не превышает среднего уровня, что допустимо для детей этой возрастной категории.

При сравнении результатов первого этапа и второго мы видим следующее:

Ф.И. ребёнка

Уровень тревожности

первый этап

Уровень тревожности

второй этап

Ксюша

эмоциональное перенапряжение

средний

Артём

эмоциональное перенапряжение

низкий

Тимур

эмоциональное перенапряжение

средний

Билал

положительное эмоциональное настроение

низкий

Ирина

символ агрессии

средний

Дмитрий

символ агрессии

низкий

Юлия

эмоциональное перенапряжение

средний

Илья

символ агрессии

средний

Амина

эмоциональное перенапряжение

средний

Ярослав

положительное эмоциональное настроение

низкий

В результате сравнения мы видим, что во втором случае, где дети смотрели мультик с положительными психологическими характеристиками высокого уровня тревожности - нет, а значит и нет эмоционального перенапряжения и агрессии, которая часто встречалась у детей после просмотра первого мультика. Исходя из этого можно сказать что наше предположение, изложенное в гипотезе - подтвердилось. А именно, поведение и поступки персонажей мультфильмов влияют на поведение, настроение и психику детей.

Заключение

Рекомендации по выбору мультфильмов для просмотра детьми:

  1. Выбирайте мультфильмы, где цвета и краски умеренные, а не кричащие - это не будет перевозбуждать вашего ребенка и негативно влиять на зрение.

  2. Выбирайте мультфильмы, где персонажи разговаривают правильным и понятным языком, так как от этого зависит речь вашего ребенка.

  3. Герои мультфильмов должны иметь реальные размеры, формы, так как именно в этом возрасте у ребенка формируется соотнесение (сравнение) предметов с эталонами окружающей жизни и развитие логического мышления.

  4. Выбирайте добрые мультфильмы, так как ребенок подражает своим кумирам и возможен перенос агрессивного поведения героев мультфильмов в реальную жизнь ребенка.






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Брунер Д.С. Психология познания. М.-1987 г.

  2. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. Петровского А.В. -

М.,1979г.

  1. Выгодский Л.С . Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. 1996. №6, с.74

  2. Выгодский Л.С.. Педагогическая психология. 3-е издание. М., 1996, с. 345.

  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - 1976 г.

  4. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.,1960.

  5. Немов Р. С. Психология. Кн. 2,3 М.: Просвещение, 1995.

  6. Обухова Л.Ф. Детская психология : теория, факты, проблемы. М.,1995

  7. Психологический словарь. Под редакцией Давыдова В.В. . .Запорожца А.В

  8. Психология. Под редакцией.Крутецкого В.А., М.1974 г.

  9. Смирнов А.А. Память и её воспитание. М., «Правда», 1948г.

  10. Чуприкова Н.И . Умственное развитие и обучение.М., «Столетие.», 1995г.

  11. Хрестоматия по возрастной психологии., М., 1981г



Приложение

Проведение теста «Детский рисунок»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»


Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»



Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Проведение теста «Выбери нужное лицо»

Тестовый (стимульный) материал.

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка» Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка» Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».



Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка» Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»ПУчебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

ротоколы результатов исследования ребенка.Учебно-исследовательская работа ««Влияние мультфильмов на психику и воображение ребенка»

1 Ксюша

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

+


2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии

+


4. Одевание


+

5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве


+

7. Умывание

+


8. Выговор

+


9. Игнорирование

+


10. Агрессивность

+


11. Собирание игрушек


+

12. Изоляция

+


13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве

+


ИТ =(3*100%) / 14=21% ( средний уровень)

2 Артём

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

+


2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии

+


4. Одевание

+


5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве

+


7. Умывание

+


8. Выговор


+

9. Игнорирование

+


10. Агрессивность

+


11. Собирание игрушек

+


12. Изоляция


+

13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве

+


ИТ =(2*100%)/ 14 =12% (низкий уровень тревожности)

3 Тимур

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

+


2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии


+

4. Одевание

+


5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве

+


7. Умывание

+


8. Выговор

+


9. Игнорирование

+


10. Агрессивность


+

11. Собирание игрушек


+

12. Изоляция

+


13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве

+


ИТ =(3*100%)/ 14 =21% (средний уровень тревожности)

4 Билал

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

+


2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии

+


4. Одевание

+


5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве

+


7. Умывание

+


8. Выговор

+


9. Игнорирование

+


10. Агрессивность


+

11. Собирание игрушек

+


12. Изоляция

+


13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве

+


ИТ =(1*100%)/ 14 =7% (низкий уровень тревожности)

5 Ирина

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

+


2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии


+

4. Одевание

+


5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве

+


7. Умывание

+


8. Выговор


+

9. Игнорирование


+

10. Агрессивность

+


11. Собирание игрушек

+


12. Изоляция


+

13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве

+


ИТ =(4*100%)/ 14 =28% (средний уровень тревожности)

6 Дмитрий

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

+


2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии

+


4. Одевание

+


5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве


+

7. Умывание

+


8. Выговор

+


9. Игнорирование

+


10. Агрессивность

+


11. Собирание игрушек

+


12. Изоляция

+


13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве

+


ИТ =(1*100%)/ 14 =7% (низкий уровень тревожности)

7 Юлия

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

+


2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии

+


4. Одевание


+

5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве

+


7. Умывание


+

8. Выговор

+


9. Игнорирование

+


10. Агрессивность

+


11. Собирание игрушек


+

12. Изоляция

+


13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве


+

ИТ =(4*100%)/ 14 =28% (средний уровень тревожности)

8 Илья

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми


+

2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии


+

4. Одевание

+


5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве

+


7. Умывание

+


8. Выговор


+

9. Игнорирование

+


10. Агрессивность


+

11. Собирание игрушек

+


12. Изоляция

+


13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве


+

ИТ =(5*100%)/ 14 =35% (средний уровень тревожности)

9 Амина

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми


+


2. Ребенок и мать с младенцем


+


3. Объект агрессии


+


4. Одевание


+


5. Игра со старшими детьми



+

6. Укладывание спать в одиночестве


+


7. Умывание


+


8. Выговор


+


9. Игнорирование



+

10. Агрессивность


+


11. Собирание игрушек


+


12. Изоляция


+


13. Ребенок с родителями


+


14. Еда в одиночестве



+

ИТ =(3*100%)/ 14 =21% (средний уровень тревожности)

10 Ярослав

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

1. Игра с младшими детьми

+


2. Ребенок и мать с младенцем

+


3. Объект агрессии

+


4. Одевание

+


5. Игра со старшими детьми

+


6. Укладывание спать в одиночестве


+

7. Умывание

+


8. Выговор

+


9. Игнорирование

+


10. Агрессивность

+


11. Собирание игрушек

+


12. Изоляция

+


13. Ребенок с родителями

+


14. Еда в одиночестве


+

ИТ =(2*100%)/ 14 =14% (низкий уровень тревожности)






39


© 2010-2022