Рабочая программа по геометрии (7 класс)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 г.ЛИПЕЦКА

Рассмотрена

на заседании МС

Протокол №1 от 26.08.2013г.


Утверждена

приказом МБОУ СОШ №14 г.Липецка

от 30.08.2013г. №

_______________ В.И. Казьмина











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по геометрии


для 7А класса


на 2013 - 2014 учебный год



















Составитель: Зорина Мария Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы:

- ФЗ РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 - ФЗ;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №14 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.

2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы к учебнику «Геометрия. 7-9»; учебник для общеобразовательных учреждений (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2012).

3. Обоснование выбора авторской программы.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

4. Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

На основании требований Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Обучающиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления обучающихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения обучающихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

Рабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе.

6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися навыками, отвечающими требованиям к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Место предмета «Геометрия» в учебном плане МБОУ СОШ № 14 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по геометрии, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.

7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Программа курса «Геометрия» рассчитана на 68 учебных часов в год (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

7 класс (68 ч)

1. Начальные геометрические сведения (10 ч)

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отре­зок, луч, угол.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.

Понятие равенства геометрических фигур.

Срав­нение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Величина угла. Из­мерение углов, градусная мера угла.

Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе нагляд­ных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов.

Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вво­дится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необхо­димые исходные положения, на основе которых изучаются свой­ства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

Принципиальным моментом данной темы является введение по­нятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения».

2. Треугольники (15 ч)

Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников.

Перпенди­кулярность прямых. Равнобедренный треугольник и его свойства.

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.

Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач - на построение с по­мощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабо­чим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснова­ние их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение призна­ков равенства треугольников при решении задач дает возмож­ность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при­знаков равенства треугольников целесообразно использовать за­дачи с готовыми чертежами.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №2 «Треугольники»

3. Параллельные прямые (12 ч)

Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель - ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксио­му параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни­ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур­се стереометрии.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)

Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Прямоуголь­ные треугольники, их свойства и признаки равенства.

Расстоя­ние от точки до прямой. Расстояние между параллельными пря­мыми. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важ­ные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем гео­метрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводит­ся на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограни­читься только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутство­вать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

5. Повторение (10 ч)

6. Резервное время - 3 ч.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 класс

2 ч в неделю, 68 ч за год


Кол-во часов

Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

10

Прямая и отрезок. Луч и угол.

2

Сравнение отрезков и углов.

1

Измерение отрезков. Измерение углов.

3

Перпендикулярные прямые.

2

Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

1


Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ

15

Первый признак равенства треугольников.

2

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

3

Второй и третий признак равенства треугольников.

4

Задачи на построение.

2

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

2

Обобщающий урок по теме «Треугольники»

1

Контрольная работа №2 «Треугольники»

1




Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ

12

Признаки параллельности двух прямых

3

Аксиома параллельных прямых

4

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

2

Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»

1

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

1

Анализ контрольной работы

1



Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

18

Сумма углов треугольника

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

4

Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Прямоугольные треугольники

4

Построение треугольника по трем элементам

3

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам »

Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам »

1

1

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

1



ПОВТОРЕНИЕ


10

Итоговая контрольная работа (№6)

1

Анализ контрольной работы

РЕЗЕРВ

1


3




8. Виды и формы контроля

- устный опрос;

- самостоятельные работы;

- тестирования;

- контрольные работы.

9. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования:

В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:

- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгорит­мов;

- как используются математические формулы, уравнения и не­равенства; примеры их - применения для решения математи­ческих и практических задач;

- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- вероятностный характер многих закономерностей окружаю­щего мира; примеры статистических закономерностей и вы­водов;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утвержде­ний о них, важных для практики;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры оши­бок, возникающих при идеализации.

В результате изучения геометрии обучающийся должен уметь:

- пользоваться геометрическим языком для описания предме­тов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обста­новке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки простран­ственных тел;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и коор­динаты вектора, угол между векторами;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по задан­ным значениям углов; находить значения тригонометриче­ских функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окруж­ности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свой­ства фигур и отношений между ними, применяя дополни­тельные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические фор­мулы;

- решения геометрических задач с использованием тригономет­рии;

- решения практических задач, связанных с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости справоч­ники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами (линейка, уголь­ник, циркуль, транспортир).



10. Литература

1. «Геометрия, 7-9» , Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др., М.: Просвещение, 2012

2. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина. Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 2008 г.

3. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса - М. Просвещение, 2008.

4. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. - М.Просвещение,2008.

Календарно-тематическое планирование

(геометрия)


п/п

Тема урока

(с указанием темы раздела и количества часов)

Дата

Причина корректировки

«Согласовано» зам.директора по УВР

план

факт

Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (10 ч)

1

Прямая и отрезок. (1 ч)





2

Луч и угол. (1 ч)





3

Сравнение отрезков и углов. (1 ч)





4

Измерение отрезков. (1ч)





5

Измерение отрезков. (1ч)





6

Измерение углов. (1ч)





7

Смежные и вертикальные углы. (1ч)





8

Перпендикулярные прямые. (1ч)





9

Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения» (1ч)





10

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» (1ч)





Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (15 ч)

6.09

11

Первый признак равенства треугольников. (1ч)





12

Первый признак равенства треугольников. (1ч)





13

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. (1ч)





14

Свойства равнобедренного треугольника. (1ч)





15

Свойства равнобедренного треугольника. (1ч)





16

Второй и третий признак равенства треугольников. (1ч)





17

Второй и третий признак равенства треугольников. (1ч)





18

Решение задач. (1ч)





19

Решение задач по признакам равенства треугольников





20

Окружность. (1ч)





21

Задачи на построение. (1ч)





22

Задачи на построение. (1ч)





23

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» (1ч)





24

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» (1ч)





25

Обобщающий урок по теме «Треугольники» (1ч)





26

Контрольная работа №2 «Треугольники» (1ч)





27

Анализ контрольной работы (1ч)





Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (12ч)

20.10

28

Признаки параллельности двух прямых. (1ч)





29

Признаки параллельности двух прямых. (1ч)





30

Признаки параллельности двух прямых. (1ч)





31

Аксиома параллельных прямых. (1ч)





32

Свойства параллельных прямых. (1ч)





33

Свойства параллельных прямых. (1ч)





34

Свойства параллельных прямых. (1ч)





35

Решение задач по теме «Параллельные прямые» (1ч)





36

Решение задач по теме «Параллельные прямые» (1ч)





37

Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые» (1ч)





38

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» (1ч)





Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (18 ч)

1.12

39

Сумма углов треугольника. (1ч)





40

Сумма углов треугольника. (1ч)





41

Соотношения между сторонами и углами треугольника. (1ч)





42

Соотношения между сторонами и углами треугольника. (1ч)





43

Соотношения между сторонами и углами треугольника. (1ч)





44

Соотношения между сторонами и углами треугольника. (1ч)





45

Обобщающий урок по теме «Сумма углов треугольника» (1ч)





46

Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника» (1ч)





47

Прямоугольные треугольники. (1ч)





48

Прямоугольные треугольники. (1ч)





49

Прямоугольные треугольники. (1ч)





50

Прямоугольные треугольники. (1ч)





51

Построение треугольника по трем элементам. (1ч)





52

Построение треугольника по трем элементам. (1ч)





53

Построение треугольника по трем элементам. (1ч)





54

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» (1ч)





55

Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» (1ч)





56

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» (1ч)





ПОВТОРЕНИЕ (10ч)

9.02

57

Повторение. Треугольники. (1ч)





58

Повторение. Треугольники. (1ч)





59

Повторение. Параллельные прямые. (1ч)





60

Повторение. Параллельные прямые. (1ч)





61

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (1ч)





62

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (1ч)





63

Повторение. Прямоугольные треугольники. (1ч)





64

Повторение. Прямоугольные треугольники. (1ч)





65

Итоговая контрольная работа (№6) (1ч)





66

Анализ итоговой контрольной работы. (1ч)





РЕЗЕРВ (2ч)

7.09

67

Резерв





68

Резерв






© 2010-2022