Планирование работы с одаренными детьми

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Планирование работы

с одаренными детьми







Составила:

учитель математики МБОУ «Кульбаево-Марасинская СОШ»

Нурлатского муниципального района РТ

Сафина Майсара Миннулловна









2015 год



Содержание

I. Пояснительная записка.

II. Введение.

1. Цели работы с одаренными детьми.

2. Направления работы по выявлению и развитию одаренности у учащихся. 3. Этапы работы с одаренными детьми.

4. Критерии выявления одаренности.

III. Организация работы с одаренными детьми.

IV. Планирование занятий для одаренных учащихся.

1. Занятия, проводимые для учащихся 5-6 классов.

2. Занятия, проводимые для учащихся 7-9 классов.

3. Занятия, проводимые для учащихся 10-11 классов.

V. Учебно-методическое обеспечение.























I. Пояснительная записка

Работа с одаренными детьми в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа в обычном классе средней школы и внеурочные занятия.

Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда единый сплав природных задатков и социальной среды, опосредованный деятельностью ребенка. Детский возраст - это период развития способностей. Если в этот период учитываются все повышенные потребности одаренных детей, то результат - одаренность взрослого. Если же обучение становится слишком легким или же нет условий для развития творческих потенций ребенка, то результат - исчезновение одаренности.

Но говорить о методике работы с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке? Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что понятие «одаренность» можно условно разбить на пять групп:

1) изучение и развитие способностей;

2) умственный потенциал или интеллект;

3) совокупность задатков;

4) талантливость;

5) качественное сочетание способностей.

Исходя из многозначности термина «одаренность», можно сделать вывод, что проявление одаренности указывает на многоаспектность проблемы подхода к сфере способностей. При этом центральным понятием является понятие «способности», которые обеспечивают успешность деятельности.

Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Общая одаренность - это качественное сочетание способностей; одаренность математическая - «оперативная форма общих способностей».

Способности детей есть продукт специального формирования, причем определяющая роль в этом процессе принадлежит обучению, которое ведет за собой развитие.

Главная задача учителя - это раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.

При построении методики развития математических способностей учащихся в процессе обучения математике в обычной массовой общеобразовательной школе необходимо опираться на идеи дифференцированного и развивающего обучения.

Для построения методики необходимы:

1). Диагностика одаренности детей в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения родителей и педагогов).

2). Программное обеспечение для одаренных детей в системе общего программного обеспечения (дифференцирования).

3). Методы обучения одаренных детей (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).

4). Умение модифицировать программы, вести обучение в соответствии с результатами диагностического исследования, консультирование родителей.

Основными и наиболее важными задачами работы с одаренными детьми на современном этапе развития школы являются:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

  2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

  3. Развитие и углубление знаний учащихся по программному материалу.

  4. Развитие математических способностей и мышления у учащихся.

  5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике и т. д.

  6. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно - исторической ценности математики, о роли ведущих ученых- математиков в развитии мировой науки.

  7. Осуществление индивидуализации и дифференциации.

  8. Разностороннее развитие личности.

При работе с одаренными детьми предлагается включить вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п.

В старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.

  1. Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и т. п.

  2. Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.

  3. Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п.

На практике все эти виды работы тесно связаны друг с другом.

На сегодня наиболее распространенными формами работы с одаренными детьми являются факультативы, кружки, олимпиады и т. д.

На дополнительных тематических курсах учащиеся:

-знакомятся с общими проблемами применения математики в будущей профессии;

- изучают дополнительные главы по элементарной математике, углубляющие и расширяющие основную программу, например логические основы математики, плоские кривые в пространстве, неевклидова геометрия и т. п.;

- готовят свои рефераты (учитель читает сначала небольшую лекцию, затем проводится самостоятельное изучение учащимися материала, консультации). При проведении дополнительных тематических курсов учитель может применять и нетрадиционные методы занятий.

Одной из форм проведения занятий являются:

- соревнования на лучшее решение задачи по физике (химии) с применением математики;

- соревнования на лучшее решение прикладной математической задачи средствами физики, информатики, черчения;

- соревнования на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным предметам школьного курса, например физика - химия.































II. Введение

1. Цели работы с одаренными детьми:

1. Выявление одаренных детей.

2. Поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы

3. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования, сегодня открываются новые возможности для развития личности учащихся, и, одаренной личности, в частности. Программа развития способностей в общеобразовательной школе предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с 5-го класса. При обучении одарённых детей применяются два способа: обогащение и ускорение. В современной школе доминирует метод поддержки в обучении и развитии этих детей - обогащение через формы дополнительных занятий в разнообразных кружках. Именно там есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, позволяющим развивать способности и навыки обучаемого, формировать самостоятельность мышления. В процессе классно-урочных занятий обогащение происходит в двух направлениях: ознакомление с темами, выходящими за рамки школьного учебника, и поиск интересующих областей занятий. Эти направления касаются всех учащихся.
У одарённых детей появляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний и стремление к открытиям. Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности.

2.Направления работы по выявлению и развитию одаренности у учащихся.

1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;

2) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;

3) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;

4) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;

5) Развитие умений самостоятельно работать;

6) Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;

7) Обучение творческим методам работы.

3. Этапы работы с одаренными детьми.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

2 этап - диагностический (5-9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, мозговые штормы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциям системы являются обучение и воспитание, а организующим началам - игра.

4. Критерии выявления одаренности:

1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;

2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и учебных умений, навыков;

3) систематическое самообразование;

4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах).

III. Организация работы с одаренными детьми

1. Формы работы с одаренными учащимися:

а) групповые занятия с сильными учащимися;

б) кружки по интересам;

в) конкурсы;

г) интеллектуальный марафон;

д) участие в олимпиадах;

е) работа по индивидуальным планам.

В основе работы с одаренными детьми лежит принцип добровольности. Она может быть организована как для проявляющих определенные признаки одаренности, так и для всех желающих.

На одном из первых занятий надо рассказать учащимся о том, чем они будут заниматься, что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить, выявить желающих заниматься. Необходимо указать и основные требования, которым должны подчиняться занимающиеся дополнительно ученики.

Возможны два подхода к организации работы с детьми. увлекающимися математикой.

Первый подход применяется в том случае, когда группа многочисленна и разбита на секции. Они могут быть следующими:

- учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследованиями, готовят себя к написанию рефератов);

- конструкторская (изготовление наглядных пособий, моделей, приборов для кабинета математики, электронных презентаций и проектов);

- оформительская (подготовка и выпуск классных и школьных математических газет, различного оформления по подготовке к олимпиадам, вечерам и другим мероприятиям);

- любителей решения задач (решение задач, проведение конкурсов, олимпиад и т. п.).

Этот подход может быть реализован в школе, когда на параллели создается ряд секций, и каждой из них будет руководить учитель математики. В данной ситуации работу можно планировать по отдельности для каждой секции. Но иногда полезно проводить и заседания нескольких секций одновременно (например, при проведении общешкольных мероприятий по математике).

Второй подход применим при малом числе учащихся. В этом случае секцию невозможно организовать, а интересы учащихся все же разнообразны. Поэтому надо проводить занятия в различных формах.

Основные формы проведения занятий при данном подходе:

Комбинированное тематическое занятие.

Примерная структура данного занятия может быть следующей:

- Выступление учителя по избранному вопросу на 10 - 20 минут.

- Основная часть - самостоятельное решение задач по определенной теме участниками группы, причем в числе этих задач должны быть задачи повышенной сложности. Число задач: 3-5 (зависит от темы и продолжительности занятия). После решения первой из задач всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор для всех членов группы. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов. Проведение математических игр и развлечений.

- Ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.

Остальное время распределяется на решение задач занимательного характера, устных упражнений, игры, фокусы и т.п.

Также могут быть и другие формы, менее получившие распространение в практике, например:

- Разбор задач, заданных домой. Так получилось, что дома ученики испытали затруднения все или почти все. В этом случае все занятие посвящается разбору домашних и решению аналогичных задач.

- Изготовление моделей для уроков математики (например, многоугольников, многогранников).

- Доклады, беседы по математике (чаще в неделю математики, к юбилеям известных математиков).

- Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

Также могут быть и другие формы организации работы с одаренными детьми.



























IV. Планирование занятий для одаренных учащихся.



Планирование занятий, проводимых для учащихся 5-6 классов.

1 час в неделю, всего-35 часов.

Темы занятий

Количество часов

1

История возникновения системы счёта.

1

2

Числа- великаны и числа-малютки.

3

3

Запись цифр и чисел у других народов.

2

4

Упражнения быстрого счета.

5

5

Задачи, решаемые с конца.

3

6

Занимательные задачи на проценты.

5

7

Математические ребусы.

5

8

Задачи со спичками.

2

9

Задачи на разрезания и перекраивания фигур.

3

10

Решение задач, связанных с историей.

2

11

Решение геометрических задач на вычисление площадей поверхности окружающих предметов.

4



Планирование занятий, проводимых для учащихся 7-9 классов.

1 час в неделю, всего-35 часов.

Темы занятий

Количество часов

1

Занимательные задачи на построения.

2

2

Занимательные комбинаторные задачи.

2

3

Измерение на практике длин и углов.

1

4

Геометрические построения с различными чертежными инструментами.

2

5

Недесятичные системы счисления.

2

6

Геометрические задачи на местности.

3

7

Решение логических задач.

3

8

Принцип Дирихле.

2

9

Уравнения с модулями.

3

10

Цепные дроби.

2

11

Периодические дроби.

2

12

Элементы теории чисел.

3

13

Аналогии в математике.

2

14

Индукция в математике.

2

15

Неопределенные уравнения.

3

16

Равновеликие фигуры.

1

Планирование занятий, проводимых для учащихся 10-11 классов.

1 час в неделю, всего-35 часов.

Темы занятий

Количество часов

1

Математическая индукция.

1

2

Решение планиметрических задач с помощью тригонометрии.

2

3

Трансцендентные уравнения.

1

4

Логические основы математики.

1

5

Элементы теории чисел.

1

6

Решение несовместных систем.

2

7

Геометрия на сфере.

2

8

Неевклидовы геометрии.

2

9

Полуправильные многогранники.

2

10

Комплексные числа и операции над ними.

2

11

Алгебраические уравнения в целых числах.

2

12

Неравенства с модулями.

2

13

Уравнения с параметрами.

2

14

Неравенства с параметрами.

2

15

Схема Горнера.

2

16

Теорема Безу.

2

17

Решение уравнений высших степеней.

2

18

Многочлены с одной и несколькими переменными.

2

19

Обратные тригонометрические функции.

1

20

Функциональные методы решения уравнений и неравенств.

2















V. Используемая литература:


1. Пойа Д. Как решать задачу. - Москва: Учпедгиз, 1961

2. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И.

3. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 - 5 классов. - Москва: Просвещение, 1986.

4. НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. - Москва: АСТ-ПРЕСС, 1999.

5. Перельман Я.И. Живая математика. - Москва,1994. АО Столетие, 1994

6. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. -

Домодедово: ВАП-VAP, 1994.

.



© 2010-2022