Программа кружка по ФЕМП для подготовительной группы ДОУ

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа кружка по ФЕМП для подготовительной группы ДОУ







Программа кружка по ФЕМП для подготовительной группы ДОУ









Программа кружка по ФЕМП для подготовительной группы ДОУ

Разработчик-воспитатель: Баргатина Л.В.

2014-2015 уч. год

  1. Пояснительная записка

    1. Концепция

Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач.

В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счёту, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач, большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формирование понимания пространственных отношений.

Такой комплекс задач далеко выходит за рамки развития у детей только счётных навыков и умений, и по существу является программа математического развития. Она должна обеспечить более глубокое понимание детьми количественных и других отношений и заложить основы дальнейшего развития математического мышления.

Программа построена на основе следующих принципов:

- Принцип психологической комфортности (создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

- Принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом)

- Принцип представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира)

- Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность)

- Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности)

- Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения)

1.2. Актуальность

Каждого родителя рано или поздно начинает волновать вопрос подготовленности ребёнка к школе. А если он и подготовлен, то какие ему будут представлены условия и возможности для дальнейшего развития способностей.

Мы живём в интересное время, когда есть возможность выбора: школы, программы, учителя. Вся наша современная жизнь - семья, телевиденье, кино, обилие игрушек - способствует раннему развитию детей. Многие ребятишки на пороге школы умеют не только читать, писать, складывать, вычитать, но также делить и умножать. Но является ли это показателем готовности ребёнка к школе? Исследования, да и опыт работы показывают, что трудности в начальных классах чаще испытывают не те дети, которые имеют небольшой объём знаний, а те, у которых не сформирована привычка думать, инертные и пассивные, с узким кругозором, недостаточным опытом общения со сверстниками.

Даже если малыш посещает детское учреждение, воспитателю подготовительной группы довольно трудно уделить каждому ребёнку достаточное внимание, проконтролировать, все ли темы усвоены на должном уровне и, уложившись в свои учебные часы. Понятно, что у каждого ребёнка разное восприятие, некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его отработке.


  1. Новизна

Разработана и апробирована система работы по развитию математического интеллекта и познавательных способностей.


  1. Цель программы

Формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.


  1. Задачи программы:

  1. Развитие речи, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.

  2. Дать необходимые базисные знания. Усвоение числового ряда и состав чисел, получение представления о задаче, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, знание геометрического материала и т.д.

  3. Развить мышление ребёнка, т.е. те умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, внимание, образное мышление, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление (на геометрическом материале).

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

- Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92г. №3266-1

- Типовое положение «О дошкольном образовании»

- Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

- Письмо Министра образования РФ от 18.06.2003г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Устав ДОУ

- Программа развития ДОУ

- Положение о платных дополнительных услугах

- Приказ об организации платных дополнительных услугах ДОУ.

- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

1.6. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.


  1. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы - 1 год.


  1. Формы и режим занятий

Программа реализуется на занятиях кружка «Весёлая математика». Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет не более 30 минут.

Методы работы - ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума. Форма - игра-соревнование. Это значительно повышает активность и работоспособность детей в процессе обучения, а значит и эффективность обучения.

В системе занятий воспитатель опирается на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, поисковую. Перед началом игры доступно изложить сюжет и познавательную задачу. Для проведения соревнований заранее заготавливаются фишки, которые выдаются участникам за быстрый и правильный ответ, которые также могут изыматься за неверный ответ. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, набирающим наименьшее количество фишек. Воспитатель старается внушить ребёнку, что на этом занятии у него не получилось выиграть, но на следующем, если он будет стараться, непременно победит. Следовательно, воспитателю необходимо подбирать материал, который затрагивает самые разные виды деятельности, где каждый ребёнок мог бы успешно проявить себя, также поощрять за старание и желание работать. В процессе игры на занятиях используются предметы, окружающие ребят: игрушки из «киндер-сюрпризов», кубики, пуговицы, пробки, верёвочки и т.д. Но понадобятся и специально подготовленные модели, карточки с заданиями, разрезные цифры, математический набор, счётные палочки, геометрические фигуры и т.д.


  1. Ожидаемые результаты

После проведения каждого этапа кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями и навыками:

- быстрое включение в активный познавательный процесс;

- самостоятельное пользование материалом;

- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

- настойчивость в отстаивании своего мнения;

- расширение кругозора детей;

- развитие мышления, зрительно-двигательной координации, способностей к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач, овладению навыков речевого общения;

- развитость мускулатуры пальцев;

- проявление поисковой активности;

- формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.

1.10. Педагогическая диагностика (см. Приложение № 1)


  1. Формы проведения итогов реализации программы

Отчёт воспитателя - руководителя кружка на родительском собрании.


  1. Учебно-тематический план (см. Приложение № 2)


  1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта

Работа дополнительного платного кружка «Весёлая математика» основана на нормативных документах, в том числе:

- Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательным учреждении»

- Устав МБДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко»



  1. Преемственность

Программа кружка предполагает:

- Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

- Сформированность личности ребёнка.

- Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.



  1. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

- наглядный;

- словесный;

- игровой;

- практический



  1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

- Математические наборы

- Цветные карандаши

- Простые карандаши

- Листы тетрадные

- Линейки

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Дидактические игры

- Стаканчик литровый

- Тазик

- Дидактические игры

- Часы и циферблат

- Набор цифр

- Обручи

- Магнитофон

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон



  1. Список литературы

  1. Беженова М.О. «Весёлая математика» - Д.: Сталкер, 1998.

  2. Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез,2005.

  3. Демина Е.С. «Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования» - М.: ТЦ сфера, 2009.

  4. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки» - М.: ТЦ сфера, 1999.

  5. Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика - Синтез,2006.

  6. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика - Синтез, 2012.

























Приложение № 1

Педагогическая диагностика

Методика № 1 - выявление умений счёта.

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку посчитать до 20.

Методика № 2 - выявление знаний цифр.

Материал: набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16)

Методика № 3 - выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счёт.

Материал: на столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счёту картошка (а), который по счёту помидор (б); просим посчитать по порядку.

Методика № 4 - выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал: «математический набор».

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отсчитать 12 кружков, а потом обозначить это количество цифрами.

Методика № 5 - выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.

Материал: «математический набор»

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.

Методика № 6 - выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.

Материал: «математический набор».

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребёнок должен рассказать задачу и объяснить, как он её решил.

Методика № 8 - выявление умений считать по заданной мере.

Материал: миска с крупой, чайная ложка.

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сделать кучку из двух ложек крупы. После выполнения задания, даётся следующее: «Отложи рядом ещё 3 такие же кучки крупы».

Методика № 9 - выявление знаний детей о геометрических фигурах.

Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагается сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Методика № 10 - выявление умений ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика № 11 - выявление знаний детей о днях недели и месяцах.

Инструкция к проведению: предлагается ребёнку: А) назвать все дни недели по порядку; Б) назвать сегодняшней день недели; В) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; Г) какой сейчас месяц; Д) какой среди названных месяцев - зимний: май, декабрь, апрель, а какой - летний: сентябрь, июль, февраль.

Оценка результатов:

- 1 балл - ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;

- 0,5 балла - ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;

- 0 баллов - ребёнок не справился с заданием.

Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.





Диагностическая таблица



п/п

Ф.И.

ребёнка

Номера методик

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

19

13

12

16

а

б

а

б

+

-


а

б

в

г

д

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






11






12











Приложение № 2

Учебно-тематический план

занятия

Перечень тем

Количество занятий

Теоретическое

Практическое

1

Вводное

0,5

0,5

2

Геометрические фигуры

0,5

0,5

3

Величина

-

1

4

Ориентировка в пространстве

-

1

5-6

Знаки равенство, неравенство.

0,5

1,5

7

Многоугольник.

-

1

8

Геометрические фигуры.

-

1

9

Быстро, медленно.

-

1

10

Состав числа 3.

-

1

11

Измерение.

-

1

12

Состав числа 4.

-

1

13

Измерение

-

1

14

Состав числа 5.

-

1

15

Далеко, близко.

-

1

16

Измерение.

-

1

17

Состав числа 6

-

1

18

Геометрические фигуры.


1

19

Знак « плюс »

-

1

20

Состав числа 7.

-

1

21

Знак «минус»

-

1

22-23

Геометрический материал: углы, прямой угол, острый угол, тупой угол.

0,5

1,5

24

Состав числа 8

-

1

25

Геометрические фигуры.

-

1

26

Состав числа 9.

-

1

27

Измерение

-

1

28

Состав числа 10.

-

1

29-30

Нумерация (1-20). Счет до 20.

0,5

1,5

31

Часы

0,5

0,5

32-33

Время

0,5

1,5

34

Ориентировка в пространстве.

-

1

35

Ориентировка во времени.

0,5

0,5

36-37

Действие сложение.

0,5

1,5

38

Год

0,5

0,5

39

Получас

0,5

0,5

40-43

Арифметические задачи

1

3

44

Счёт двойками.

0,5

0,5

45

Решение задач.

-

1

46

Деление на равные части

0,5

1,5

47

Измерение.

0,5

1,5

48-49

Решение задач.

-

1

50

Мера длины - линейка, единица длины - сантиметр.

-

1

51-52

Формирование представлений о точке, линиях: прямых, изогнутых, ломаных.

0,5

1,5

53

Больше на 1, меньше на 1.

0,5

0,5

54

Четные, нечетные числа

0,5

0,5

55

Измерение

-

1

56

Отрезок

0,5

0,5

57-58

Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток.

0,5

1,5

59-60

Объём. Литр.

0,5

1,5

61-62

Ориентировка в пространстве.

0,5

1.5

63

Измерение

0.5

0,5

64-65

Ориентировка в пространстве.

0,5

1,5

66-67

Логические задачи.

0,5

1,5

68

Измерение

0,5

0,5



© 2010-2022