Создание проблемных ситуаций на уроках математики для учащихся ОЗВ (мастер-класс)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание проблемных ситуаций на уроках математики для учащихся ОЗВ (мастер-класс)Создание проблемных ситуаций на уроках математики для учащихся ОЗВ.

М - мудрость, она приобретается с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!»
Т -творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни, снабженными прочными знаниями..

И моя задача дать моим ученикам эти знания.

Одним из активных методов работы на уроке является метод создания проблемных ситуаций, который на много улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках.

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и совместно с ними найти ответ на поставленный вопрос.

Прежде всего необходимо учащихся заинтересовать, создать интригу.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Каждый из Вас пришел с определенной целью.

ЦЕЛИ:- Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

Поучиться применять на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения.











Спасибо. Я в свою очередь сформулирую свою цель так: «Поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках математике в коррекционной школе 8 вида.

Чтобы начать работу, предлагаю Вам познакомиться с некоторыми высказываниями об обучении и продумать ответы на вопросы:

- Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?

- Какие основные фразы или понятия объединяют остальные высказывания? В чём суть проблемного обучения?

Приложение 1


  1. Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания.



  1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.



  1. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.



  1. Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, такое обучение предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.



  1. Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Итак, вы проанализировали предложенные вам высказывания. Прошу высказать ваши версии. Ответ на первый вопрос.

Ответ: Высказывание №4 о традиционном обучении

Другие мнения есть? Все согласны? Хорошо!

Назовите основные понятия.

Называют основные понятия (проблемная ситуация, самостоятельный поиск знаний и способов действий, разрешение проблем, противоречия, и т.д.).

Так что же будет составлять основу проблемного урока?

Создавать проблемные ситуации - не простое дело. Это профессиональная компетенция современного учителя, требующая от него наличия определенных умений.

Каких?

- Знать теорию вопроса (Что такое проблемная ситуация, приёмы её создания);

- постоянно работать над совершенствованием умения.

Как? Делая содержание каждого урока проблемным. Это требует больших временных затрат.

Итак, проблемная ситуация - это….

1. Постановка учебной проблемы

2. Поиск решения

3. Выражение решения4. Творческое применение «открытых» знаний





Создание на уроке математике в коррекционной школе проблемных ситуаций - сложная дидактическая задача. Не каждый урок математики может и должен быть проблемным. Готовясь к проблемному уроку, учитель должен наметить те методические средства, которые наилучшим образом позволяют определить заранее весь ход деятельности учащихся в решении поставленной проблемы.
Технология проблемного обучения в коррекционной школе реализуется на основе следующих факторов:
- оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;
- отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
- учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.


Главный этап проблемного урока строится таким образом, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной проблеме, показать им ее важность для приобретения системы знаний. Этот интерес, в свою очередь, вызывает у учащихся потребность в приобретении новых знаний, которые помогут им решить поставленные в ходе урока проблемы.
На первом этапе проблемного урока я как, учитель должен определить, на основании каких опорных знаний дети могут решать поставленные перед ними задачи. Работа учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь ученикам сформулировать проблему, выявить познавательную задачу и направить их активность на правильный выбор приемов работы с учебным материалом.

Последующие этапы проблемного урока - самостоятельная деятельность учащихся в решении проблемы. Вся деятельность детей проходит под контролем учителя.


Самостоятельное решение учащимися учебных задач - один из самых существенных признаков проблемного обучения, делающего изложение нового материала более доказательным, а знания учащихся - более осознанными.

В коррекционной школе на уроках математике нужно вводить только элементы проблемного обучения, а не весь урок посвящать поиску, разрешению поставленной проблемы. Это очень утомляет детей с интеллектуальной недостаточностью, снижает их активность. А элементы проблемного обучения, наоборот, активизируют учащихся, особенно при проведении практических работ, так как при решении проблемы основную часть времени занимает практическая работа.

Проблему перед учениками следует ставить в зависимости от содержания урока и в соответствии с его дидактическими и воспитательными целями. Постановка проблем, не отвечающих этому требованию, лишь помешает ученикам уяснить сущность рассматриваемых на уроке вопросов. Нельзя ставить перед учениками проблемы, для сознательного поиска которой они не имеют необходимых знаний.

Я, как учитель могу создавать проблемные ситуации и ставить проблемные вопросы на разных этапах урока в зависимости от его содержания. В одних случаях проблемная ситуация возникает в самом начале урока во время объяснения материала, в других - в процессе практической работы.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации в начале урока.

Прием проблемной ситуации

Вопросы и побудительные предложения для:

осознания противоречия

формулирования проблемы

1

Какие вы видите факты? Сравните их.

Какой вопрос возникает?

2

Как вы думаете? А как на самом деле?

Можете ли вы выполнить задание?

Сформулируйте проблему! Что нам неизвестно?

Какова будет цель (тема) урока?

3

Почему не получается? В чём затруднение?



При проблемном подходе к обучению математики особенно значительна роль учителя. Самостоятельность мышления, практические навыки и умственные способности учащихся успешно развиваются в том случае, если познавательной деятельностью детей постоянно, последовательно и умело руководит учитель.





Урок математики в 9-м классе по теме «Задачи на проценты»

Учитель

Ученики


  • Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена товара? (Вопрос на ошибку)

  • Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. (предъявление научного факта).

  • Итак, что вы сказали сначала?

  • А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.)

  • Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)


  • Цена товара не изменилась (житейское представление).


  • Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).


  • Что цена не изменится.

  • Цена уменьшилась (осознание противоречия).

  • Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).

Проблемную ситуацию можно создать и в процессе практической работы.

Класс разбивается на группы, я с каждой из них разворачиваю побуждающий диалог. Каждая группа выдвигает свою гипотезу и просто озвучивает ее.

Урок математики в 6 классе по теме «Решение примеров и задач по теме «Деление многозначных чисел на однозначное»».

Учитель

Ученики

Задача№1.

В нашей школе учатся 113 человек. Для благоустройства пришкольной территории каждый ученик весной должен будет посадить по 2саженца. В школу привезли 226 саженцев берез. Хватит ли саженцев на всех учащихся нашей школы?

Задача для 2 группы.

Задача№2.

В нашей школе учатся 113 человек. Для озеленения клумб мы закупили рассаду цветов в количестве 336штук. Каждый ученик должен посадить по 3 кустика рассады. Хватит ли рассады на всех учеников?

Как можно исправить ситуацию?

Что нужно сделать для этого?

Групповая работа.

Учащиеся решают задачу.

Обсуждают ответ на вопрос.

-возникновение проблемной ситуации.



Ищут выход из сложившейся ситуации.

- выдвижение гипотез.

Элементы проблемного обучения в коррекционной школе дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.

Использование проблемных вопросов и ситуаций в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью очень эффективно, так как это активизирует умственную деятельность школьников, развивает их инициативу, повышает активность и самостоятельность. Поэтому следует идти по пути широкого использования методов проблемного обучения, сочетая их с традиционной методикой обучения в специальной коррекционной школе.

Завершая наше общение, я хочу рассказать Вам одну притчу об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

- Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к её подножию, у которого им раньше не приходилось бывать.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.

- Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? - изумились ученики.

- Я выполнял свою задачу, - ответил мудрец, - сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

- Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики.

- Нет, - сказал мудрец - главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту, - он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно……..

-Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример, и воспитывать в учениках человечность и доброту.



© 2010-2022