- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре и геометрии в 9 классе
Рабочая программа по алгебре и геометрии в 9 классе
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бесланеева М.Х. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и методички Бурмистрова Т.А. «Программы общеобразовательных учреждении. Алгебра 7-9 классы. Москва «Просвещение»2013г ».
Количество часов: 3 ч в неделю, всего - 102 уроков (общеобразовательный класс)
Плановых контрольных работ - 8
Рабочая программа составлена в соответствии с
1.Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Законом КБР «Об образовании» от 24 апреля 2014г.
3.СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированным в Минюсте РФ 3 марта 2011г.
4.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897
5. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-15 уч.г.
6. Учебным планом МКОУ «СОШ№1 » с.п.Анзорей на 2015-16 уч.г.
7. Положением «О порядке составления и утверждения рабочих программ учебных предметов и курсов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1»с.п. Анзорей ,
приказ № 115 от 29.08.2015 г.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических
форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов
(равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи
1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
2. решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
3. исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
4. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
5. проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учебно-тематическое планирование
№
Содержание материала
Кол-во часов
Кол-во к/р
Глава 1. Квадратичная функция
24
2
Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной
12
1
Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными
18
1
Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии
14
2
Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
15
1
Повторение
19
1
Итого:
102
8
Содержание тем учебного курса
1. Квадратичная функция - 24ч
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у=ах2, ее свойства и график. Графики функции у=ах2+n, и у=а(х+m)2 .Функция у =ахn . Корень n-й степени.
Основная цель - выработать умение строить график квадратичной функции.
2. Уравнения и неравенства с одной и двумя переменными - 30ч
Целое уравнение и его корни. Решение дробных рациональных уравнений решение неравенств методом интервалов.
Уравнение с одной и двумя переменными и его график Решение задач методом составления систем. [Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными.]
Основная цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать задачи с помощью составления таких систем.
3. Прогрессии - 14ч.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n - первых членов прогрессий.
Основная цель - дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
4. Элементы комбинаторики и теории вероятностей - 15ч
Элементы комбинаторики. Начальные сведения из теории вероятностей
Основная цель - знать элементы комбинаторики и начальные сведения из теории вероятностей.
5. Повторение. Решение задач - 19ч
Требования к уровню подготовки в 9 классе
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства и алгоритма ;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.
Уметь:
-
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения их системы;
-
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; квадратные неравенства;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя их формулировки задачи;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
Применять полученные знания для:
-
выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей (используя аппарат алгебры);
-
при интерпретации графиков зависимостей между величинами; переводя на язык функций и исследуя реальные зависимости;
-
при сравнении шансов наступления случайных событий;
-
понимания статистических утверждений.
Формы и методы обучения:
1.Урок - лекция,
2.комбинированный урок,
3.урок - сказка,
4.интегрированный урок,
5.информационные технологии,
6.технологии личностно-ориентированного обучения,
7.проблемно-развивающие технологии,
8.игровые технологии,
9.презентация проектов и творческих работ,
10.групповая работа,
11.тестирование.
Оценка знаний и умений учащихся по математике
-
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
-
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменные работы и устный опрос. Основными видами письменных работ являются: упражнения, составления схем и таблиц, текущие письменные самостоятельные (обучающие и проверочные) работы, лабораторные работы, тесты, итоговые контрольные работы и т.п. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.
-
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные
выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно записано решение.
-
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
-
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
-
При выставлении четвертной, полугодовой, триместровой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации. При выставлении годовой оценки учитываются достижения учащегося за весь период аттестации.
Критерии ошибок:
-
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые
-
обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
неумение выделить в ответе главное, неумение делать выводы и обобщения, неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
-
-
К негрубым ошибкам относятся:
-
потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
-
допущенные в процессе списывания числовых данных (искажения, замена), нарушения в формулировке вопроса (ответа).
-
-
К недочетам относятся:
-
описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях,
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
-
орфографические ошибки, связанные с написанием математических терминов.
-
Оценка устных ответов учащихся по математике
-
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
-
-
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
-
-
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
-
-
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
-
-
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
-
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и принимать речь учителя и одноклассников, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.п.
Оценка письменных работ учащихся по математике
-
Отметка «5» ставится, если:
-
работа выполнена верно и полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
-
-
Отметка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
-
выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.
-
-
Отметка «3» ставится, если:
-
допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
-
-
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
-
правильно выполнено менее половины работы
-
-
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
-
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник - Ю.Н.Макарычев и др. «Алгебра -9»
Дополнительная литература:
-
Ю.Н.Макарычев «Дидактические материалы»
-
.Л.Б.Крайнева «Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля»
-
Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе»
Список литературы (основной и дополнительной)
-
Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
-
Тематическое приложение к вестнику образования №4, 2005 г.
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Математика 7 - 9 кл., М.: Просвещение, 2007 г.
-
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Немков К.И., Суворова С.Б. Алгебра, 9 класс, «Просвещение», 2007 г.
-
Газета «Математика», №11, 2006 г. Приложение к газете «Первое сентября» Тематическое планирование и контрольные работы
-
Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 9 класса - М.: Просвещение, 2000
-
Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 кл.
-
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса, - М.: Илекса, 2002.
Интернет-ресурсы:
-
mon.gov.ru - Министерство образование и науки Российской Федерации;
-
ed.gov.ru - Федеральное агентство по образованию;
-
http:/edu.ru - Российское образование Федеральный портал;
-
metod-kopilka.ru/
-
alleng.ru/edu/phys1.htm - образовательные ресурсы Интернет
Календарно-тематическое планирование
(102 часа в год, 3 часа в неделю, 6 контрольных работ).
№
Содержание материала
Кол-во часов
Дата по плану
Дата фактич.
Приме-чание
Глава 1. Квадратичная функция-24ч
Функции и их свойства - 5
Функция. Область определения и область значений функции.
2
Свойства функции
3
Квадратный трехчлен - 6
Квадратный трехчлен и его корни
3
Разложение квадратного трехчлена на множители
2
Контрольная работа №1по теме:
«Квадратный трехчлен»
1
Квадратичная функция и ее график - 7
Функция у=ах2 , ее график и свойства
2
Графики функции
3
Построение графика квадратичной функции
2
Степенная функция. Корень n - степени - 6
Функция у = хn
1
Корень n-й степени
2
Степень с рациональным показателем
2
Контрольная работа № 2 по теме: «Степенная функция»
1
Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной - 12ч
Уравнения с одной переменной - 6
Целое уравнение и его корни
2
Дробные рациональные уравнения
4
Неравенства с одной переменной - 6
Решение неравенств второй степени с одной переменной
2
Решение неравенств методом интервалов
3
Контрольная работа №3 по теме: «Уравнения с одной переменной»
1
Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными - 18ч
Уравнения с двумя переменными и их системы - 12
Уравнения с двумя переменными и ее график
2
Графический способ решения систем уравнений
2
Решение систем уравнений второй степени
4
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
4
Неравенства с двумя переменными и их системы - 6
Неравенства с двумя переменными
2
Системы неравенств с двумя переменными
3
Контрольная работа № 4 по теме:
« Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы»
1
Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии - 14ч
Арифметическая прогрессия - 8
Последовательность
2
Определение арифметической прогрессии. Формула n - го члена арифметической прогрессии.
3
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии
2
Контрольная работа №5по теме: «Арифметическая прогрессия»
1
Геометрическая прогрессия - 6
Определение геометрической прогрессии. Формула n -го члена геометрической прогрессии.
2
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии
3
Контрольная работа №6 по теме: «Геометрическая прогрессия»
1
Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей - 15ч
Элементы комбинаторики - 8
Примеры комбинаторных задач
2
Перестановки
2
Размещения
2
Сочетания
2
Начальные сведения из теории вероятностей - 7
Относительная частота случайного события
2
Вероятность равновозможных событий
4
Контрольная работа №8 по теме: «Вероятность равновозможных событий»
1
Повторение
18
Контрольная работа № 8 - итоговая
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и методички Бурмистрова Т.А. «Программы общеобразовательных учреждении. Геометрия 7-9 классы. Москва «Просвещение»2012г ».
Рабочая программа составлена в соответствии с
1.Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Законом КБР «Об образовании» от 24 апреля 2014г.
3.СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированным в Минюсте РФ 3 марта 2011г.
4.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897
5. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-15 уч.г.
6. Учебным планом МКОУ «СОШ№1 » с.п.Анзорей на 2015-16 уч.г.
7. Положением «О порядке составления и утверждения рабочих программ учебных предметов и курсов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1»с.п. Анзорей ,
приказ № 115 от 29.08.2015 г.
Количество часов: 2 ч в неделю, всего 68 уроков (общеобразовательный класс)
Плановых контрольных уроков - 4
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение
геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
овладевание приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
-
целенаправленно обращаться к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использование языка геометрии для их описания, приобретение опыта исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учебно-тематическое планирование
№
Содержание материала
Кол-во часов
Кол-во к/р
1.
Подобие фигур
16
1
2.
Решение треугольников
9
1
3.
Многоугольники
15
1
4.
Площади фигур
15
1
5.
Элементы стереометрии
3
6.
Повторение
10
7.
Итого:
68
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1.Подобие фигур -16ч
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
Основная цель - усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
2.Решение треугольников -9ч
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Основная цель - познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
3.Многоугольники -15ч
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
Основная цель - расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
4.Площади фигур -15ч
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
Основная цель - сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
5.Элементы стереометрии - 3ч
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикуляр-ость прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
6. Обобщающее повторение курса планиметрии - 10ч
Требования к уровню подготовки в 9 классе
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства и алгоритма ;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Уметь:
-
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
-
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Применять полученные знания:
-
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
-
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур. С помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
Формы и методы обучения:
1.Урок - лекция,
2.комбинированный урок,
3.урок - сказка,
4.интегрированный урок,
5.информационные технологии,
6.технологии личностно-ориентированного обучения,
7.проблемно-развивающие технологии,
8.игровые технологии,
9.презентация проектов и творческих работ,
10.групповая работа,
11.тестирование.
Оценка знаний и умений учащихся по математике
-
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
-
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменные работы и устный опрос. Основными видами письменных работ являются: упражнения, составления схем и таблиц, текущие письменные самостоятельные (обучающие и проверочные) работы, лабораторные работы, тесты, итоговые контрольные работы и т.п. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.
-
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует
вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно записанное решение.
-
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
-
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
-
При выставлении четвертной, полугодовой, триместровой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации. При выставлении годовой оценки учитываются достижения учащегося за весь период аттестации.
Критерии ошибок:
-
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые
-
обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
неумение выделить в ответе главное, неумение делать выводы и обобщения, неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
-
-
К негрубым ошибкам относятся:
-
потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
-
допущенные в процессе списывания числовых данных (искажения, замена), нарушения в формулировке вопроса (ответа).
-
-
К недочетам относятся:
-
описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях,
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
-
орфографические ошибки, связанные с написанием математических терминов.
-
Оценка устных ответов учащихся по математике
-
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
-
-
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
-
-
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
-
-
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и принимать речь учителя и одноклассников, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.п.
Оценка письменных работ учащихся по математике
-
Отметка «5» ставится, если:
-
работа выполнена верно и полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
-
-
Отметка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
-
выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.
-
-
Отметка «3» ставится, если:
-
допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
-
-
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
-
правильно выполнено менее половины работы
-
-
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
-
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник - А.В.Погорелов. «Геометрия 7-9»
Дополнительная литература .
Б.Г.Зив « Дидактические материалы»
Список литературы (основной и дополнительной)
1.Самостоятельные работы по алгебре и геометрии для 9 класса, - М.: Илекса, 2011.
2.«Математика», № 13, 2006г. Газета, Приложение к газете «Первое сентября»».
3.Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии
для 9 класса. -М.: Просвещение
-
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса, - М.: Илекса, 2011.
-
Мищенко Т.М., Семенов А.В. Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии. 9 класс. - М.: Генжер
Интернет-ресурсы:
-
mon.gov.ru - Министерство образование и науки Российской Федерации;
-
ed.gov.ru - Федеральное агентство по образованию;
-
http:/edu.ru - Российское образование Федеральный портал;
-
metod-kopilka.ru/
-
alleng.ru/edu/phys1.htm - образовательные ресурсы Интернет
Календарно-тематическое планирование
(68 часов в год, 2 часа в неделю, 5 контрольных работ).
№
Содержание материала
№
п/п
Кол-во часов
По плану
Дата фактич.
§ 11. Подобие фигур -16ч
Повторение курса геометрии 8-го класса - 1 час
Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия
100,
101
2
Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам
102,
103
2
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольников по трем сторонам
104,
105
3
Подобие прямоугольных треугольников
106
2
Углы, вписанные в окружность
107
2
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности
108
4
Контрольная работа № 1 по теме «Подобие фигур»
1
§ 12. Решение треугольников-9ч
Теорема косинусов
109
2
Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами
110,
111
2
Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами
111
1
Решение треугольников
112
3
Контрольная работа № 2 по теме «Решение треугольников»
1
§ 13. Многоугольники -15ч
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники
113-115
3
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников
116
3
Построение некоторых правильных многоугольников
117
1
Подобие правильных выпуклых многоугольников
118
2
Длина окружности
119
2
Радианная мера угла
120
3
Контрольная работа № 3 по теме «Многоугольники»
1
§ 14. Площади фигур -15ч
Понятие площади. Площадь прямоугольника
121,
122
3
Площадь параллелограмма
123
2
Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника
124,
125
2
Площадь трапеции
126
2
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника
127
2
Площади подобных фигур
128
1
Площадь круга
129
2
Контрольная работа № 4 по теме «Площади фигур»
1
§ 15. Элементы стереометрии - 3ч
Аксиомы стереометрии
130
1
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве
134,
132
1
Многогранники. Тела вращения
133, 134
1
Итоговое повторение
10
32.
Подобие фигур.
1
33.
Решение треугольников.
2
34.
Многоугольники.
2
35.
Площади фигур.
2
36.
Элементы стереометрии.
2