Урок возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Открытый урок по алгебре в 7 классе. Учитель -Мишина Н.Н. Тема урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».(слайд1)   Тип урока: Усвоение новых знаний Цели  урока: (слайд2)   обучающие: а )вывести формулы квадратов суммы и разности двух выражений;.   б) формировать умения оперировать изученным материалом; развивающие:   а) приобщать учащихся к самостоятельной деятельности;   б) развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;   в) формировать устойчивость ... Задания         Л           А    Е 1) (c+11) 2 c2+11c+121 c2 –22c+121 c2+22c+121 4) (2x–3y) 2 4x2– 2xy+9y2 81-72y+64y2 4x2-22c+9y2   Карточка№2. Выбрать правильный ответ. Задания         Р           В      И 2) (7y+6) 2 49y2+42y+36 49y2+84y+36 49y2-84y+36 4) (4a -1) 2 4a2-4a+1 16a2-4a+1 16a2-8a+1   Карточка№3. Выбрать правильный ответ. Задания         К           Н        Д 3) (9-8у) 2 81-114y+64y2 81-72y+64y2 81+114y+64y2 6) (3a+b) 2 9a2+3ab+b2 3a2+6ab+b2 9a2+6ab+b2   Результаты работы с тестом заносятся в таблицу.      1                 2     3     4       5     6      Е     В    К     Л      И       Д   Сообщение о Евклиде.(слайд )   Евклид(3 век до н. э )– древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде крайне скудны. Известно лишь, что учителями Евклида в Афинах были ученики Платона, а в правление Птолемея I ,он преподавал в Александрийской академии. Евклид – первый математик александрийской школы. Главная работа Архимеда – "Начала" (лат. Elementa) – содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда в... Итак,  сегодня на уроке мы вывели формулы квадрата суммы и разности двух выражений :(Слайд) 1.(а+в) = а + 2ав + в 2.(а-в) = а  - 2ав +в Применяли эти формулы для упрощения выражений.   8.Домашнее задание:(слайд)п.32,стр.153-154 №800(а,в,ж),№803(а,в,ж) .Ермаков Д. и Ломакин А.№807,№816 Все работали хорошо,  Оценки за урок…   Спасибо за урок. Урок окончен.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар учителей математики

МОУ «Дьяконовская СОШ имени Героя Советского Союза А.М.Ломакина .»

Тема семинара: «Использование активных форм обучения математике для развития познавательной самостоятельности обучающихся.»




С.Дьяконово 2011г

Открытый урок по алгебре в 7 классе.

Учитель -Мишина Н.Н.

Тема урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».(слайд1)

Тип урока: Усвоение новых знаний

Цели урока: (слайд2)

обучающие:

а )вывести формулы квадратов суммы и разности двух выражений;.

б) формировать умения оперировать изученным материалом;

развивающие:

а) приобщать учащихся к самостоятельной деятельности;

б) развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

в) формировать устойчивость внимания;

г) развивать инициативу, самостоятельность принятия решений, уверен­ность в своих силах;

воспитательные:

а) воспитывать у учащихся аккуратность, культуру

поведения, чувство ответственности;

б) воспитывать у учащихся умение анализировать свою работу ;

в) воспитывать у учащихся умение работать в группах;

Оборудование:

а) компьютер, презентация, карточки.

1.Организация обучающихся на работу.

1).Психологический тренинг.(слайд3)

Гарнитур из 10 стульев .Расставьте эти стулья вдоль стен квадратного зала так, чтобы у каждой стены стояло стульев поровну .Как это сделать?

(ответ показать на доске).

Сообщение темы урока и целей.

Введение.

«Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. Некоторые правила сокращенного умножения были известны еще около 4 тысяч лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Но тогда они формулировались словесно или геометрически. Сегодня вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул».

2). Устные упражнения.

1. Найдите квадраты выражений.

с ; 7а ; -6 ; 7х2 у3.

2. Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?

Найдите произведение 7n и 6d . Чему равно удвоенное произведение этих выражений?

3. Прочитайте выражения.

а) х + у в) (к + 1)2 д) (а -b)2

б) с2 + р2 г) р - у е) с2 - х2

4. Перемножить данные многочлены.

( 4 - а) · (3 + а).

5.Объясните, как умножить многочлен на многочлен.

II. Новый материал.

Исследовательская работа.


Для исследовательской работы учащиеся объединяются в3 группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой. Каждой группе предлагается заполнить на доске одну строку таблицы, перемножив пары двучленов, приведённых в этой строке. После того как ребята справились с заданиями, один из них выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный ответ. Средняя часть таблицы закрыта.

Карточка 1 группе:

Задание: Найти произведение данных многочленов.

1) ( p + q )( p + q )= (p + q2) = p2 + 2pq + q2

2) ( c + d )( c + d )= (c + d)2 = c2 + 2cd + d2

Можно ли выражение в первом столбце записать короче?

Карточка 2 группе:

Задание: Найти произведение данных многочленов.

3) ( x + y)( x + y )= (x + y)2 = x2 + 2xy + y2

4) (m + n )= (m + n)2 = m2 + 2mn + n2

Можно ли выражение в первом столбце записать короче?

Карточка 3 группе:

Задание: Найти произведение данных многочленов.

5) ( n + 5 )( n + 5 )= (n + 5)2 = n2 +10n + 25

6) (n+t)(n+t)= (n+t)2 = n2 +2nt+t2

Можно ли выражение в первом столбце записать короче?

Получив ответы , учитель открывает 2 столбец.

-Вы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых

многочленов(1 столбец таблицы) ,т.е. возводили в квадрат сумму двух выражений (2 столбец).

Обсуждение полученных результатов.

Анализ 3 столбца:

1)Как называется многочлен ,полученный в 3 столбике?

( трехчленом ).

2)Что представляют собой 1-ый,2-ой,3-ий члены многочлена?

(1-ый член -квадрат первого выражения,

2-ой член- удвоенное произведение первого и второго,

3-ий член- квадрат второго выражения ).

Дальнейшее исследование начинается с вопроса.

(слайд )

1) Изменится ли результат ,если возвести в квадрат не (а+в), а (а-в)?

2) Как можно проверить наше предположение?

(Выясняется, что можно проверить воспользовавшись таблицей, если во всех строках левого столбца знаки «+» поменять на «-» ).

Проверка происходит в группах и обучающиеся выясняют, что «-» стоит только перед удвоенным произведением.

Обучающиеся записывают формулу квадрата суммы и разности двух выражений и дают словесное описание .

(а + в ) 2 = а2 + 2ав + в2.

(а - в ) 2= а2 - 2ав + в2

формулы сокращенного умножения.

Учитель дает образец выполнения упражнения с помощью ,полученных формул и правил

2 + 2ху) 2 =(х2 ) 2 + 2(х2 ) 2ху +(2ху) 2 =

= х4 + 4х3 уУрок возведение в квадрат суммы и разности двух выражений +4х2 у2 .

3. Закрепление изученного.

1).Три ученика вызываются к доске и возводят в квадрат двучлены (от каждой группы по одному).

а)(8х + 3)2 = (8х)2 + 2×8х×3 +32 = 64х2 +48х +9

б)(10х - 7у)2 = (10х)2 - 2×10х×7у +(7у)2 = 100х2 - 140ху + 49у2

в)(3a-2) 2 = (3a) 2 - 2 × 3a × 2 + 22 = 9a2 - 12a + 4

Учитель обращает внимание класса на последовательность действий, на особенности записи, на словесные формулировки.

Физкультминутка.

«Справа, слева»

Движения соответствуют тексту

Это - правая рука,
Это - левая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева - шумная дубрава,
Справа - быстрая река...
Неужели стала правой
Моя левая рука?

2).Групповая работа.

Каждая группа работает самостоятельно , получив тестовое задание.

Карточка№1.

Выбрать правильный ответ.

Задания

Л

А

Е

1) (c+11) 2

c2 +11c+121

c2 -22c+121

c2 +22c+121

4) (2x-3y) 2

4x2 - 2xy+9y2

81-72y+64y2

4x2 -22c+9y2

Карточка№2.

Выбрать правильный ответ.

Задания

Р

В

И

2) (7y+6) 2

49y2 +42y+36

49y2 +84y+36

49y2 -84y+36

4) (4a -1) 2

4a2-4a+1

16a2-4a+1

16a2-8a+1

Карточка№3.

Выбрать правильный ответ.

Задания

К

Н

Д

3) (9-8у) 2

81-114y+64y2

81-72y+64y2

81+114y+64y2

6) (3a+b) 2

9a2+3ab+b2

3a2+6ab+b2

9a2+6ab+b2

Результаты работы с тестом заносятся в таблицу.

1

2

3

4

5

6

Е

В

К

Л

И

Д

Сообщение о Евклиде.(слайд )

Евклид(3 век до н. э )- древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде крайне скудны. Известно лишь, что учителями Евклида в Афинах были ученики Платона, а в правление Птолемея I ,он преподавал в Александрийской академии. Евклид - первый математик александрийской школы.

Главная работа Архимеда - "Начала" (лат. Elementa) - содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел (например, алгоритм Евклида); состоит из 13-ти книг.

В «Началах» Евклида справедливость равенства (а + в) 2 =

= а2 + 2ав + в2 при положительных значениях а и в доказана геометрически с помощью чертежа.

Слайд

3)Для чего нужны формулы? (для упрощения выражений).

2)Игра «Кубик- экзаменатор»

№815

На каждой грани , записано выражение из этого номера. Вызванный по желанию обучающийся, подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы , называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена и упрощает выражение.

  1. (12a - 1) 2 - 1

  2. (2a + 6b) 2 - 24ab

  3. 121 - (11 - 9x) 2

  4. ab2 - (ab - 7) 2

  5. b2 + 49 - (b - 7) 2

  6. a4 - 81 - (a2 + 9) 2



7.Итог урока

Рефлексия.(слайд)

А теперь ребята продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я закрепил…

Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…

В каких знаниях уверен…

Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…

Итак, сегодня на уроке мы вывели формулы квадрата суммы и разности двух выражений :(Слайд)

1.(а+в) = а + 2ав + в

2.(а-в) = а - 2ав +в

Применяли эти формулы для упрощения выражений.

8.Домашнее задание:(слайд)п.32,стр.153-154

№800(а,в,ж),№803(а,в,ж)

.Ермаков Д. и Ломакин А.№807,№816

Все работали хорошо, Оценки за урок…

Спасибо за урок. Урок окончен.


© 2010-2022