Внеклассное мероприятие Колесо истории

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1»



Математическая игра для обучающихся 7-10 классов






Внеклассное мероприятие Колесо истории


Внеклассное мероприятие Колесо истории

Внеклассное мероприятие Колесо истории








Учитель математики:

Плужник М.И.






2015 год


Игра « Колесо истории»

Цель:

- Развитее познавательного интереса к математике;

- Расширение кругозора;

- Развитие навыков коллективного общения;

- Формирование умения работать в группе на общий результат, слушать и уважать мнение других, работать собранно и быстро;

- Развитие творческих способностей;



Форма проведения: командная игра между 7 классами, для демонстрации сценок и чтения стихотворений привлекаются обучающиеся 10 классов.


Подготовительная работа:

1. Распределение ролей между обучающимися 10 классов, репетиция.

2. Поиск и подготовка оборудования: презентация, сценические костюмы, реквизиты для сценок.

3. Подготовка зала к проведению мероприятия.


Оборудование:

1.Медиапроектор, экран, компьютер.

2. Презентация.

3.Сценические костюмы.

4. Карточки для ответов, карточки задания, протокол игры, грамоты, призы.


Содержание игры:


Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги и гости!

Я рада приветствовать вас на математической игре "Колесо истории".

Математика одна из древнейших наук, история ее богата именами, идеями и событиями.

Сегодня мы с вами вспомним некоторые этапы истории развития математики, имена ученых-математиков, их вклад в науку.

А помогать нам в этом будут обучающиеся 10 А и 10 Б классов поприветствуем их.

Оценивать ответы будет жюри в составе:............
Поприветствуем!

В нашей игре участвуют 3 класса: 7 «А», 7 «Б», 7 «В»

Сейчас я расскажу вам о правилах нашей игры.


Каждый класс выбрал Мудрейшего, который будет отвечать на вопросы после того как посоветуется со своим классом Затем мудрейший пишет ответ на карточку и передаёт в жюри.

За каждый верный ответ класс получает 100 вёрст (1 км 60 метров- 1 верста)

А теперь внимательно смотрим и слушаем .




Ведущий .Математическая игра «Колесо истории» начинается в Древ­
ней Греции (VI в. до н. э.).

Фалес и Пифагор

(Фалес беседует с юным Пифаго­ром.)

Пифагор. Фалес из Милета, ты не был на родине два года. В какой пре­красной стране ты был?

Фалес

Фалес. Страна, в которой я побы­вал, действительно прекрасна. Я -купец, и привез немало диковинных вещей. Но восхитили меня не они.

Пифагор. Что же восхитило тебя, Фалес?

Фалес. О! Меня восхитили гарпедонапты.

Пифагор. Это такие звери?

Фалес. Нет. Это люди. Землемеры - геометры (по-гречески).

Пифагор. Чем они восхитили тебя?

Фалес. Знаниями, Пифагор. Они так много умеют: измерять и находить площади и объемы; делить отрезок на две равные части циркулем; находить площадь круга. У них есть треугольник со сторонами 3, 4 и 5 локтей. Стороны его - гипотенуза и катеты.

Ведущий. История утверждает, что зарождение геомет­рии в этой стране обязано климатическим условиям, не­обходимостью ежегодно заново делить земли.

После этой встречи молодой Пифагор отправился в эту удивительную страну, о которой шла речь, и 11 лет чер­пал там знания. О какой стране идет речь? Выберите вер­ный вариант ответа.

1. Египет. 2. Вавилон. 3. Китай. 4. Индия.

Слово Мудрейшим. Как вы ответили на вопрос?

Давайте выслушаем правильный ответ.

Ответ. В Греции геометрия стала математической наукой около 2500 лет назад, но зародилась геометрия в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги, царям требовалось измерять площади. Много зна­ний требовало и строительство. О серьезности геометри­ческих знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5 тысяч лет.



Геометрия развивалась в Греции как никакая другая наука. Не случайно, что планиметрия, которую вы изу­чаете, была известна в Древней Греции еще до новой эры.

Защитник Сиракуз (III в. до н. э.)

Ученый. Отношение длины окружности к ее диаметру всегда одно и то же, пусть это будет к. (Отрывается от чертежа, смотрит вдаль.) Не далась Марцелу, осадивше­му мой родной город Сиракузы, победа с моря. Из-за стен города с катапульт вылетали огромные камни и в щепки разносили суда римлян. Длинные «удочки» большими крючками поднимали над водой лодки врага и топили их в море. Мои изобретения помогали в течение двух лет дер­жать осаду. Но сегодня Сиракузы пали. Часовые заснули, и враги захватили город.

Римский воин. Сдавайся, несчастный, иначе я убью тебя! И так вы слишком долго испытывали наше терпение.

Ученый. Отойди, презренный, не порти моих черте­жей!

(Римлян наносит удар мечом, Архимед падает.)

Ведущий.

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не помнит, кто убийца.

Но знают все, кто был убит.

О каком древнегреческом ученом-математике, созда­теле мощных катапульт, основателе гидростатики, гигант­ских кранов, защитнике Сиракуз шла речь? Выберите правильный вариант ответа.

1. Евклид. 2. Пифагор. 3. Архимед. 4. Эратосфен.

Слово Мудрейшим. Как вы ответили на вопрос?

Давайте выслушаем правильный ответ.

Ответ.

От руки римского солдата в день падения Си­ракуз погиб древнегреческий ученый Архимед.

Ведущий. В Египте и Греции развивались геометрия и дроби. Алгебра развивалась на Востоке. В Индии появи­лись отрицательные числа. В арабском Халифате научи­лись решать квадратные уравнения. Великий шелковый путь помогал обмениваться знаниями.

Далее речь пойдет о важнейшем открытии в математи­ке древнего мира. Как и кем было сделано это открытие -тайна, но произошло это в Индии... Известно, что в Ин­дию часто приезжали арабы.

Арабский ученый Аль-Бируни и ученый из Индии Брамагупта (Индия, IX в.)

Аль-Бируни. Господин Брамагупта, какую систему счисления вы используете?

Брамагупта. У нас десятичная и позиционная систе­мы счисления. Если 1 стоит впереди, а 2 - позади, то 1 означает десятки, а 2 - единицы.

Алъ-Бируни. А каким знаком обозначается у вас 1?

Брамагупта. Таким... (Рисует.)

Алъ-Бируни. А два? (Брамагупта рисует.) У нас в Греции такого знака не знают. У римлян числа очень боль­шие. А у греков вообще буквы с чертой наверху.

Брамагупта. Интересно...

Алъ-Бируни. Господин Брамагупта, какие у вас еще есть знаки для обозначения чисел?

Брамагупта. 3, 4, 5, 6, 7, 8» 9. (Рисует.)

Алъ-Бируни. Сколько у вас таких знаков?

Брамагупта. Десять. Система ведь десятичная.

Алъ-Бируни. Десять? (Пожимает плечами.)

Брамагупта. А да, еще суниа!

Алъ-Бируни. Что? Что? (Не понимает.)

Брамагупта. Пустота, ничто. (Пытается показать руками.)

Алъ-Бируни. А, ас-сифр, «сифр».

Ведущий. Что вплоть до XVIII в. в математике назы­валось цифрой «сифр» от арабского ас-сифр?

Слово Мудрейшим. Как вы ответили на вопрос?

Давайте выслушаем правильный ответ.

Ответ

Очень долго цифрой называли только нуль. Даже в русской арифметике Магницкого 1703 г. цифрой назван только 0. Позднее индийское «суниа» - «пустота, ничего», что по-арабски звучит как «ас-сифр», стали на­зывать по-латыни - «нуль». А цифрами стали называть все 10 знаков от 0 до 9-ти.


Ведущий. А теперь Европа, XV век.

В мастерской художника

(Художник с мольбертом у картины. Входит кухарка.)

Кухарка. Синьор, помогите мне, пожалуйста. У меня никак не сходятся счета.

Художник. Что там у тебя, Мария?

Кухарка. Синьор, вы дали мне на расходы 5 тыс. лир. Я купила мяса на 800 лир, капусты на 10 лир, зелени на 15 лир, хлеба на 100 лир, мыла на 55 лир.

Художник (пишет). 800 прибавить 10, прибавить 15, прибавить 100, прибавить 55; 5000 вычесть... Как неудобно каждый раз писать «прибавить» и «вычесть». Может быть, заменить эти слова значками? Например, вместо «приба­вить» писать « + », а вместо «вычесть» - «-».

Ведущий. Многие века знаки действий люди писали словами: прибавить, умножить, отнять ... В некоторых странах пытались вводить знаки, но они «не прижились». А вот « + » для обозначения сложения и знак «-» для обо­значения вычитания, предложенные этим художником, стали общеупотребимыми. Этот ученый, великий худож­ник, известен и как архитектор, инженер; у него имелись труды и по математике. Как его имя? Выберите верный вариант ответа.

1. Васнецов. 2. Серов.

3. Леонардо да Винчи. 4. Рафаэль.

Слово Мудрейшим. Как вы ответили на вопрос?

Давайте выслушаем правильный ответ.

Ответ.

Леонардо да Винчи. Он был архитектором и ученым, открыл перспективу, исследовал «золотое сече­ние», связал математику и искусство. После его смерти осталось 7 тысяч страниц рукописей с научными исследо­ваниями.

Ведущий. В XVII-XVIII вв. центром научной мысли стала Европа: Франция, Германия, Польша.

В школе

(Скамья, доска, ведро с розгами и разновозрастные ученики.)

Ученики. Здравствуйте, господин учитель!

Учитель. Здравствуйте. Прочтем молитву и начнем занятия. Сегодня я расскажу старшим ученикам о реше­ний задач с помощью уравнений. В это время младшие ученики должны выполнить 99 сложений - найти сумму всех целых чисел от 1 до 100:

1 + 2 + 3 + ... + 99 + 100.

Приступайте. Задача. Два лица имеют равные ... Что такое?

Ученик. Готово, господин учитель.

Учитель. Что такое?

Ученик. Я вычислил сумму, господин учитель: 5050.

Учитель. Ты, хвастунишка, не мог за такое короткое время выполнить 99 сложений. Откуда ты узнал ответ? (Берется за розгу.)

Ученик. Я все объясню, господин учитель. Чисел от 1 до 100 ровно 100. Если сложить 1 и 100, будет 101; 2 и 99 - тоже 101, 3 и 98 - тоже 101 и т. д. Таких сумм 50. Следовательно, 101 х 50 = 5050.

Ведущий. Математические вычисления заменяли это­му ребенку обычные детские игры. Он делил 1 на все про­стые числа подряд и заметил, что десятичные знаки рано или поздно начинают повторяться. Как звали это юное дарование? Впоследствии его называли «королем матема­тики». Выберите правильный вариант ответа.

  1. К. Гаусс. 2. Ф. Виет. 3. Р. Декарт. 4. Б. Паскаль.

Слово Мудрейшим. Как вы ответили на вопрос?

Давайте выслушаем правильный ответ.

Ответ

Немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс рано проявил свои математические способности. В 19 лет он решил задачу о построении правильного семиугольника и девятиугольника, над которой ученые бились 2 тысячи лет. Он доказал один из основных законов теории чисел, основные теоремы алгебры, внес большой вклад в астро­номию (вычислил орбиту астероида Цицеррона).

Ведущий. Многие из вас знают меру длины - милю (1000 двойных шагов). Ее использовали в Риме. В России была своя мера длины - верста. У каждого народа были свои меры длины. Более того, у каждого человека был свой «аршин».

На ярмарке (Россия, XIX век)

Приказчик. Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китай­ский шелк. Чего изволите?

Покупательница. Отмерь-ка мне четыре локтя шел­ка.

(Приказчик отмеривает, покупательница перемери­вает на свой локоть.)

Покупательница. Я просила четыре локтя, а здесь только три.

(Затевается спор, затем возникает ссора.)

Ученый. Я разрешу ваш спор. Вот вам метр из палаты мер и весов. Измеряйте ткань с его помощью, и когда каждый не будет мерить на «свой аршин», не будет недо­разумений.

Ведущий. Такие, а быть может и совсем другие исто­рии часто случались с продавцами и покупателями, пока не была введена единая, метрическая система мер СИ. Вместо фунтов - граммы, вместо футов, локтей, дюймов -сантиметры, вместо верст, миль - километры. В России система СИ была введена в 1899 г. и очень долго не при­живалась. Великий русский ученый, имя которого знает каждый школьник, боролся за внедрение в России метри­ческой системы, и его дело увенчалось успехом. Кто этот ученый? Выберите правильный вариант ответа.

1. М.В. Ломоносов. 2. Д.И. Менделеев.

3. Н.И. Лобачевский. 4. И.П. Павлов.

Слово Мудрейшим. Как вы ответили на вопрос?

Давайте выслушаем правильный ответ.

Ответ.

Метрическая система мер впервые была введе­
на во Франции в 1795 г. Передовые русские ученые сразу
оценили ее достоинства. В 1823 г. великий русский уче­
ный Н.И. Лобачевский принял метр за основную единицу
длины в своей геометрии.


Суперигра.

Мудрейшие получают задание на листах. Они могут выбрать себе одного помощника.100 вёрст тому, кто первым даст верный ответ.

Викторина с болельщиками.

Тем временем мы проведём викторину, за каждый верный ответ вы получите приз. Ответы не выкрикивать, а поднимать руку.


  • Единица длины, появившаяся почти 900 лет назад, равная расстоянию от кончика носа короля Генриха 1 до конца пальцев его вытянутой руки, называлась....

1. Фут 2. сажень 3. ярд 4. дюйм

Существует несколько версий происхождения названия и величины ярда. Большая мера длины, названная ярдом, была введена английским королем Эдгаром (959-975) и равнялась расстоянию от кончика носа Его Величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. Как только сменился монарх, ярд стал иным - удлинился, так как новый король был более крупного телосложения, чем его предшественник. Затем, при следующей смене короля, ярд снова стал короче. Такие частые изменения единицы длины вносили неимоверную путаницу. КорольГенрих I (1100-1135) узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в Англии пользуются до сих пор (длина его равна 0,9144 м).


  • Какую единицу длины в русский быт ввел Петр1?

1. миля 2. фут 3. верста 4.аршин

Аршин упоминается в литературных источниках с середины XVI века.
В торговле аршин постепенно вытеснил другую единицу длины - локоть.
Во второй половине XVI века аршин стал употребляться в производстве, особенно в текстильной промышленности, где его применяли совместно с вершком.
Пётр I приравнял аршин к 28 английским дюймам.
4 июня 1899 года «Положением о мерах и весах» аршин был узаконен в России в качестве основной меры длины.


  • В какой последовательности они жили?

1. Гаусс 2. Архимед 3. Лобачевский


  • Автор первого русского учебника по математике.

1. Евклид 2. Виленкин 3.Магницкий 4. Лобачевский


  • В какой стране впервые появились отрицательные числа?

1. Египет 2. Индия 3. Китай


  • Старая денежная единица, равная 3 копейки

1.медяк 2. тенга 3. алтын


  • Кто из математиков был чемпионом олимпийских игр по кулачному бою?

1. Пифагор 2. Лобачевский 3. Гаусс 4.Лейбниц


Ну что, мудрейшие закончили решение. Давайте посмотрим какие задачи они решали.


  • Миля = 1600 м

  • Верста = 500 саженей = 1,07 км

  • Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,13 м

  • Аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 71,12 см

  • Дюйм = 10 линиям = 2,54 см

  • Линия = 10 точкам = 2,54 мм


  • Сколько метров прошел турист, если он прошел за день 2 мили, 3 версты и 100 саженей?

  • Ответ: 6623 м

Рубль = 2 полтинам

Грош = 0,5 копейки

Полтина = 50 копейкам

2 деньги = 1 копейке

Пятиалтынный = 15 копейка

Алтын = 3 копейки

Гривенник = 10 копейкам


  • Девочка купила кочан капусты весом 3 кг. Сколько рублей стоит капуста, если 1 кг стоит 8 полтин и 10 гривенников?

  • Ответ:8 полтин = 400 копеек,

  • 10 гривенников = 100 копеек.

  • Итого 500 копеек = 10 полтин = 5 рублей за 1 кг. За 3 кг заплатят 15 рублей.

Рефлексия:

Молодцы, ребята! Пдходит к концу наша игра!
Мы совершили небольшое путешествие в историю математики.

Я хочу спросить у вас какие впечатления у вас остались, что нового узнали, что показалось интересным, каких учёных мы вспомнили. Слово Мудрейшим!

Ну а я хочу сказать,

« Прошлое ждет, что ты постигнешь те знания, которые были добыты большим трудом. А будущее надеется, что ты внесешь в них что- то новое.

Я желаю вам успехов в изучении математики!

Подведение итогов

Итак, уважаемое жюри. Подведите, пожалуйста, итоги игры.


Если в конце игры команды будут иметь одинаковое количество баллов, то между ними состоится блиц-турнир.


Вопросы для блиц - турнира.

1. Какая геометрическая фигура обязана своим названием греческому столику для еды? (трапеция)

2. Кто и за что дал Леонтию Филипповичу Магницкому его фамилию?

Напомню, Магницкий - автор первого русского учебника по арифметике.

( Петр I . За то, что он притягивает знания как магнит)


Вручаются грамоты, призы.


12

© 2010-2022