Повышение познавательной активности на уроках математики

Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»                                                                                          К.Д.Ушинский   Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систе...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Повышение познавательной активности учащихся»

Учитель математики С.С.Курова

«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»

К.Д.Ушинский

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей.

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательной активности.

Работать над активизацией познавательной деятельности - это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Забота о со­здании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательного интереса является необходимым ком­понентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, воспитание са­мостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, раз­витие мышления учащихся.

Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд - вот основные задачи учителя на уроке, поэтому материал каждого этапа урока необходимо использовать для развития мыслительной деятельности учащихся.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.

Основными подходами к активизации познавательной деятельности я считаю следующие:

1. Для появления интереса к предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

2. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

3. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

5. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

6. Познавательны интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.

В своей работе по активизации познавательной деятельности я использую следующие технологии:

- оргмомент (математическая зарядка) помогает быстро настроить детей на работу, сосредоточить их внимание.

- игровые технологии - это одна из форм активного обучения. Игра, создает дух творчества, дух соревнования, помогает на уроке вызвать интерес, желание работать.

- карточка - консультант, помогает учащимся освоить ранее непонятный материал и воспринимать новые темы.

- взаимообучение и взаимоконтроль (уроки обобщения), каждый ученик изучает материал или с соседом по парте или в группах по 3 человека. Взаимоконтроль применяю при проведении зачетов по геометрии, когда сильные ученики, которые сдали зачет на «5», принимают зачет у других учеников.

- проблемное обучение, деятельность, которая носит исследовательский характер.

- разнообразные приемы устной работы (устный счет).

- разнообразные формы самостоятельной работы, использование тестов.

- использование различных форм ИКТ.

Большое значение имеет начало урока. Как быстро настроить на детей, но сделать это без понуканий и строгости? Я часто провожу оргмомент в виде математической зарядки. Записываю примеры и даю к ним ответы: верные и неверные. И ученики с помощью рук выполняют движения. Если ответ верный - руки вверх, если нет - руки вперед. Сначала дети не могут сосредоточиться, не попадают в ритм, но постепенно сосредотачиваются и ритм зарядки немного убыстряется.

Стихи для оргмомента:

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Игра:

Ведь именно: «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский).

Дидактические игры применяю на различных этапах урока. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: например: игры - математические бои, путешествие по станциям, викторины, кодированные упражнения, «кто быстрее достигнет флажка» ,ребусы, математические турниры, игра «молчанка», лото, кроссворды, КВНы, уроки - сказки. Эти игры позволяют учащимся развивать не только общеучебные умения, навыки, но и способствуют формированию коммуникативных компетентностей.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, работают самостоятельно, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются а игру с огромным желанием, прилагают усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому

я использую нестандартные типы уроков. Например, традиционно провожу уроки - творчества в 6 классе по теме «Координатная плоскость», на котором учащиеся по заданным координатам точек строят рисунки, а потом учащиеся выполняют творческое задание на составление какой-либо «красивой» фигуры и определение координат её узловых точек. Детям нравится такая форма работы и помогает им лучше освоить работу с построением точек на координатной плоскости.

Карточка - консультант состоит из чередования блоков:

- опорная формула.

- решенные примеры.

- Р. С. - реши сам.

Большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Решение устных задач придает уроку необходимую глубину и живость, открывает широкие возможности для выявления и формирования у учащихся склонностей и интересов к математике. Для отработки навыков устного счета использую математику в стихах, «Беглый счет», «Счет-дополнение», «Лесенка», «Молчанка», «Рыбалка», «Круговые примеры», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Эстафета», «Собери картинку», «Взаимотренажёр». Систематическое проведение устных вычислений в таких формах дисциплинирует учащихся, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру вычислительных навыков.

Создание проблемной ситуации

Хорошо активизировать деятельность учащихся созданием на различных этапах урока проблемной ситуации. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположение, обсуждая их, ученик включается в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации.

Например, при изучении темы «Деление обыкновенных дробей» (6 класс), необходимо добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в выводе правила деления. Предварительно дается специальное домашнее задание: решить уравнение.

Повышение познавательной активности на уроках математики· Естественно, чтобы получить ожидаемое, необходимо вести целенаправленную работу на предыдущих уроках. В результате вариантов решений несколько. Все рассматриваются, но внимание обращается один из способов, который наиболее эффективен. В итоге учащиеся самостоятельно формулируют правило.

На этом же уроке создание проблемных ситуаций можно продолжить, предложив сформулировать правило деление смешанных чисел, деление обыкновенной дроби на натуральное число.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции учеников, повышается познавательный интерес.

В своей практике использую занимательные подходы при изучении нового материала. Вместо привычного сообщения учителем темы урока, использую разные методы формулировки темы урока самими учащимися, создавая проблемную ситуацию.

Использование тестов для контроля знаний учащихся

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целого класса, так и каждого ученика в отдельности. Тестирование позволяет:

- учитывать индивидуальные особенности учащихся;

- проверять качество усвоения материала;

- разнообразить процесс обучения;

- сэкономить время на опрос.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

Большую роль в усвоении материала играют практические, творческие, самостоятельные работы. Только через самостоятельную деятельность учащихся способствует осознанное усвоение материала. Самостоятельная работа организуется способами листов контроля, тестов, дифференцированных самостоятельных работ, диктантов, графических диктантов.

Для привития интереса к задачам и формирования познавательной активности учащихся использую на уроках задачи с биологическим, географическим, историческим, литературным, экономическим, бытовым и сказочным сюжетом. На уроках я использую задачи в стихах, включаю стихи в правила (для некоторых учащихся это лучший способ запоминания).

При развитии познавательного интереса развиваются все сто­роны психики: восприятие, мышление, память, воля, воображе­ние. Познавательный интерес проявляется и развивается в про­цессе познавательной деятельности ученика, в процессе развития мышления. Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.

Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по предмету

© 2010-2022