Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Данное методическое пособие разработано для учеников девятого класса по дисциплине «алгебра». Тема работы: функции. Работа состоит из одиннадцати глав, в каждой из которой описывается виды фукций и график. В частности описывается функция частная, линейная, квадратичная, функция задающая обратную пропорциональность, степенная функция с натуральным и целым показателем отличным от нуля. К каждой функции рассматривается конкретный пример с графиком. Также рассматривается передвижение графиков по оси...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»







Учебное пособие по алгебре

Для учеников 9 класса

по теме:

"Функции"

учителя математики МОУСОШ №24

Товмасян Валентины Михайловны











Содержание

1.Линейное уравнение с двумя переменными и его

график ………………………………………… 2

2.Линейная функция и её график ………………… 3

3.Линейная функция y=kx ..………………………. 4

4.Функция y=x² и её график ……………………… 5

5.Функция y=√x , её свойства и график ………….. 9

6.Функция y=kx², её свойства и график …………. 11

7. Функция y=k/х , её свойства и график ………… 12

8. Функция y =ax²+bx+c , её свойства и график ….. 13

9.Функции у=хn (nУчебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»N), их свойства и графики ……. 14

10. Функции у=х-n (nУчебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»N), их свойства и графики …. 15

11. Функция y = Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции», её свойства и график ……….. 16



Линейное уравнение с двумя переменными и его график

аx + by + с = 0

a, b, c - числа, причем a ≠ 0, b ≠ 0, - линейное уравнение с двумя переменными x и y (или с двумя неизвестными x и y).

Решением уравнения ax +by + c = 0 называют всякую пару чисел (x; y), которая удовлетворяет этому уравнению, т. е. обращает равенство с переменными ax + by + c = 0 в верное числовое равенство.

Алгоритм построения графика уравнения ax + by + c = 0

  1. Придать переменной x конкретное значение х = x1; найти из уравнения ax1 + by + c = 0 соответствующее значение y: y = y1.

  2. Придать переменной x другое значение x = x2 найти из уравнения ax2 + by + c = 0 соответствующее значение y: y = y2.

  3. Построить на координатной плоскости xOy две точки (x1; y1) и (x2; y2).

  4. Провести через эти две точки прямую - она и будет графиком уравнения ax + by + c = 0.



Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Рассмотрим на примере.

4x+3y-12=0

Решение. Будем действовать по алгоритму (с учетом замечания).
1) Положим x = 0, подставим это значение в уравнение 4x + 3y - 12 = 0, получим:

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

2) Положим y = 0, подставим это значение в уравнение 4x + 3y - 12 = 0, получим:

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

3) Построим на координатной плоскости xOy две точки: (0; 4) - она найдена

на первом шаге алгоритма и (3; 0) - она найдена на втором шаге.
4) Проведем через точки (0; 4) и (3; 0) прямую. Это и есть искомый график

(рис. 34).




Линейная функция и её график

Линейное уравнение с двумя переменными x и y всегда можно преобразовать к виду

y = kx + m

где k, m - числа (коэффициенты), причем k ≠ 0.

Графиком линейной функции y = kx + m является прямая.

Построим график линейной функции y = 2x + 3.

y = 2x + 3 - линейная функция, графиком является прямая.

ООФ: х принадлежит (-∞; +∞)

х

0

1

у

3

5

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Если k>0, то линейная функция y = kx+m возрастает.

Если k<0, то линейная функция y = kx+m убывает

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Линейная функция y=kx

Если m = 0, то линейная функция принимает вид y = kx и её называют прямой пропорциональностью.

Коэффициент k- это коэффициент пропорциональности или угловой коэффициент.

Графиком прямой пропорциональности является прямая проходящая через начало координат.


Если k = 0, то формула линейной функции принимает вид y = m.

Графиком является прямая параллельная оси абсцисс и проходящая через точку с координатами (0;m)


Функция y=x² и её график

1. Область определения D(f)=(-∞; +∞)

2. Множество значений E(f)=[0; +∞)

3. f(x) убывает на (-∞; 0]

f(x) возрастает на [0; +∞)

4. Функция четная

5. y=0 при x=0

y>0 при x≠0



Дадим независимой переменной х несколько конкретных значений и вычислим соответствующие значения зависимой переменной у (по формуле у = x2):

если х = 0, то у = О2 = 0;
если х = 1, то у = I2 = 1;
если х = 2, то у = 22 = 4;
если х = 3, то у = З2 = 9;
если х = - 1, то у = (- I2) - 1;
если х = - 2, то у = (- 2)2 = 4;
если х = - 3, то у = (- З)2 = 9;
Короче говоря, мы составили следующую таблицу:

x

0

1

2

3

-1

-2

-3

y

0

1

4

9

1

4

9

Построим найденные точки (0; 0), (1; 1), (2; 4), 93; 9), (-1; 1), (- 2; 4), (- 3; 9), на координатной плоскости хОу (рис. 54, а).
Эти точки расположены на некоторой линии, начертим ее (рис. 54, б). Эту линию называют параболой.

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

График функции y=-x² симметричен графику функции y=x² относительно оси абсцисс. Это та же парабола с той же вершиной и стой же ось симметрии, но только ветви параболы направлены не вверх, а вниз.


Как построить график функции y = f (x+L), если известен график функции y = f (x)

чтобы построить график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , где Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» - заданное положительное число, нужно сдвинуть график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» вдоль оси x на Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» единиц масштаба влево;
чтобы построить график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , где Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» - заданное положительное число, нужно сдвинуть график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» вдоль оси x на Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» единиц масштаба вправо.



Рассмотрим на примерах:

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»






Как построить график функции y = f (x) + m, если известен график функции y = f (x)

чтобы построить график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , где m - заданное положительное число, надо сдвинуть график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» вдоль оси y на m единиц масштаба вверх;
чтобы построить график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , где m - заданное положительное число, надо сдвинуть график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» вдоль оси y на m единиц масштаба вниз.



Рассмотрим на примерах:

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»


Как построить график функции y = f (x+l) + m, если известен график функции y = f (x)

Алгоритм 1

  1. Построить график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» .

  2. Осуществить параллельный перенос графика Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» вдоль оси x на Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» единиц масштаба влево, если Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , и вправо, если l < 0

  3. Осуществить параллельный перенос полученного на втором шаге графика вдоль оси y на |m| единиц масштаба вверх, если m > 0, и вниз, если m < 0.

Алгоритм 2

  1. Перейти к вспомогательной системе координат, проведя (пунктиром) вспомогательные прямые Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , т.е. выбрав в качестве начала новой системы координат точку Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» .

  2. К новой системе координат привязать график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» .







Рассмотрим на примере:

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»


Функция y=√x , её свойства и график

Свойства функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

  1. Область определения функции - луч [0, +∞).

  2. y = 0 при x = 0; y > 0 при x > 0.

  3. Функция возрастает на луче [0, + ∞).

  4. Функция ограничена снизу, но не ограничена сверху.

  5. yнаим = 0 (достигается при x = 0), yнаиб не существует.

  6. Функция непрерывна на луче [0, +∞).






Для построения графика функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» дадим, как обычно, независимой переменной x несколько конкретных значений (неотрицательных, поскольку при x < 0 выражение Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» не имеет смысла) и вычислим соответствующие значения зависимой переменной y. Разумеется, мы будем давать x такие значения, для которых известно точное значение квадратного корня:

если x = 0,

то Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» ;

если x = 1,

то Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» ;

если x = 4,

то Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» ;

если x = 6,25 ,

то Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» ;

если x = 9,

то Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» .

Итак, мы составили таблицу значений функции:

x

0

1

4

6,25

9

y

0

1

2

2,5

3

Построим найденные точки (0; 0), (1;1), (4; 2), (6,25; 2,5), (9; 3) на координатной плоскости (рис. 78). Они располагаются на некоторой линии, начертим ее (рис. 79). Получили график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» . Обратите внимание: график касается оси y в точке (0; 0). Заметим, что, имея шаблон параболы Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , можно без труда с его помощью построить график функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , ведь это - ветвь той же параболы, только ориентированная не вверх, а вправо.


Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»









Функция y=kx², её свойства и график

Графиком функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» является парабола с вершиной в начале координат;

ось y является осью параболы; ветви параболы направлены вверх при k>0 и вниз при k<0.


Свойства функции при Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» при k > 0


1. Ообласть определения функции есть (-∞, +∞)

2. y = 0 при x = 0; y > 0 при x ≠ 0.
3. Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» - непрерывная функция.
4. yнаим = 0 (достигается при x = 0); унаи6 не существует.
5. Функция Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» возрастает при Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» и убывает при Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» .

6. Функция Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» (k > 0) ограничена снизу и не ограничена сверху. Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»


Свойства функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» при k < 0

1. Область определения функции - (-∞;+∞)
2. y = 0 при x = 0; y < 0 при x ≠ 0.
З. Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» - непрерывная функция.
4. yнаиб = 0 (достигается при x = 0), yнаим не существует.
5. Функция возрастает при Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» , убывает при Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» .
6. Функция ограничена сверху и не ограничена снизу. Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»




Функция y=k/х , её свойства и график

Графиком функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» (k ≠ 0) является гипербола, ветви которой расположены в первом и третьем координатных углах, если k > 0 (рис. 33), и во втором и четвертом координатных углах, если k < 0 (рис. 34). Точка (0; 0) - центр симметрии гиперболы, оси координат - асимптоты гиперболы.

Свойства функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» при k > 0

  1. Область определения функции состоит из всех чисел, кроме x = 0.

  2. y > 0 при x > 0; y < 0 при x < 0.

  3. Функция убывает на промежутках Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» и Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции».

  4. Функция не ограничена ни снизу, ни сверху.

  5. Ни наименьшего, ни наибольшего значений у функции нет.

  6. Функция непрерывна на промежутках Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» и Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» и претерпевает разрыв при x = 0.

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»


Свойства функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» при k < 0

  1. Область определения функции состоит из всех чисел, кроме x = 0.

  2. y > 0 при x < 0; у < 0 при x > 0.

  3. Функция возрастает на промежутках Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» и Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции».

  4. Функция не ограничена ни снизу, ни сверху.

  5. Ни наименьшего, ни наибольшего значений у функции нет.

  6. Функция непрерывна на промежутках Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» и Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» и претерпевает разрыв при x = 0.



Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»


Функция y =ax²+bx+c , её свойства и график

Графиком квадратичной функции Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» является парабола, которая получается их параболы Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» параллельным переносом.

Алгоритм построения параболы Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

  1. Найти координаты вершины параболы, построить на координатной плоскости соответствующую точку, провести ось параболы.

  2. Отметить на оси x две точки, симметричные относительно оси параболы (чаще всего в качестве одной из таких точек берут точку x = 0), найти значения функции в этих точках; построить на координатной плоскости соответствующие точки.

  3. Через полученные три точки провести параболу (в случае необходимости берут еще пару точек, симметричных относительно оси параболы, и строят параболу по пяти точкам).






Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» - квадратичная функция, графиком является парабола.

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» ;
Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Вершина параболы (2; 3), осью параболы- прямая x = 2.

Возьмем на оси x две точки x = 0 и x = 4. Имеем Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»; построим на координатной плоскости точки (0; -5) и (4; -5) (рис. 66).

Через точки (2; 3), (0; -5), (4; -5) проводим параболу (рис. 67).

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Функции у=хn (nУчебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»N), их свойства и графики

Функцию вида у = хn, где n = 1, 2, 3, 4, 5, ..., называют степенной функцией с натуральным показателем.

Свойства функции у = х4 :

1. D(f)=(-∞; +∞)

2. Четная функция

3. Убывает на луче (-∞; 0], возрастает на луче [0; +∞)

4. Ограничена снизу, не ограничена сверху

5. yнаим = 0, yнаиб не существует.

6. Непрерывна

7. E(f)=[0; +∞)



Составим таблицу значений для этой функции:

Х

0

1

1/2

3/2

Y

0

1

1/16

81/16


Построим точки (0;0), (1;1), (1/2);(1/16), (2; 16), (3/2); (81/16) на координатной плоскости (рис. 75а); они намечают некоторую линию, проведем ее (рис. 756).

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Свойства функции у = х3:

1. D(f)=(-∞; +∞)
2. Нечетная функция;
3. Возрастает;
4. Не ограничена ни снизу, ни сверху;
5. Нет ни наименьшего, ни наибольшего значений;
6. Непрерывна;
7. E(f)=(-∞; +∞)
8. Выпукла вверх при х < 0, выпукла вниз при х > 0.Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Функции у=х-n (nУчебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»N), их свойства и графики

Свойства функции у = х -2:


1. D(f)=(-∞; +∞)
2. Четная функция;
3. Убывает на открытом луче(0;+∞), возрастает на открытом луче(-∞; 0) ;
4. Ограничена снизу, не ограничена сверху;
5. Нет ни наименьшего, ни наибольшего значений;
6. Непрерывна при х < 0 (т.е. на открытом луче (-∞; 0)и при х > 0 (т.е. на открытом луче (0;+∞);
7. E(f)=(0; +∞)
8. Выпукла вниз и при х < 0, и при х > 0.

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Свойства функции у = х -(2n+1):

1. D(f)=(-∞; 0)U (0;+∞)

2. Нечетная функция;
3. Убывает на открытом луче (0;+∞)и на открытом луче (-∞; 0)
4. Не ограничена ни снизу, ни сверху;
5. Нет ни наименьшего, ни наибольшего значений;
6. Непрерывна при х < 0 и при х > 0;
7. Е(f) = (-∞; 0)U (0;+∞)
8. Выпукла вверх при х < 0, выпукла вниз при х > 0.

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

Функция y = Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции», её свойства и график

Свойства функции y= Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

1. D(f)=(-∞; +∞)

2. Нечетная функция;
3. Возрастает на всей числовой прямой
4. Не ограничена ни снизу, ни сверху;
5. Нет ни наименьшего, ни наибольшего значений;
6. Непрерывна на всей числовой прямой
7. Е(f) = (-∞; +∞)
8. Выпукла вверх [0;+∞), выпукла вниз (-∞; 0]




Построим график функции у= Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» на луче[0;+∞)

Составим таблицу значений.

Х

0

1

8

3 3/8

Y

0

1

2

1,5

Построим точки (0; 0), (1; 1), (8; 2), (3 3/8; 1,5) на координатной плоскости (рис. 114а); они намечают некоторую линию, проведем ее (рис. 1146). Мы учитываем при этом и то, что функция возрастает, и то, что она не ограничена сверху.

Воспользовавшись тем, что у = у= Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» - нечетная функция, добавим к графику, построенному на рис. 1146, ветвь, симметричную ему относительно начала координат. Тогда получим весь график функции у= Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции» (рис. 115).

Учебное пособие по алгебре для учеников 9 класса по теме: «функции»

© 2010-2022