Статья по подготовке урока-практикума по математике: даны некоторые рекомендации в помощьучителю

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как подготовить уроки-практикумы.

Галлямова А.Х.

Проведение уроков, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, требуют от учителя высокой квалификации и большой подготовительной работы. Одними из таких уроков является уроки- практикумы.

Основная цель уроков- практикумов состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и задачного материала темы. Остановлюсь на анализе задачного материала. При анализе задачного материала учитель должен предпринять следующие действия:

1.Решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;

2.Установить соответствие задачного материала изученной теории;

3. Выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);

4.Выделлить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;

5.Отобрать ключевые задачи на применение изученной теории;

6. Выделить задачи, допускающие несколько способов решения;

7.Спланировать циклы взаимосвязанных задач;

8. Составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Прокомментирую некоторые из перечисленных действий применительно к анализу геометрических задач.

Требование о предварительном решении всех задач по теме связано с тем, что большинство учителей пользуется методическими рекомендациями, в которых приводятся решения задач без какого- либо их дидактического анализа и указывается, какие из них решать в классе, а какие дома. В этом случае набор задач может оказаться случайным, а система задач - не отвечать уровню развития учащихся данного класса. И при этом учителя теряют навыки решения задач. Потом целесообразно составлять таблицы к каждому параграфу темы, по строкам которой располагать номера задач учебника, а в столбцах выделять новые понятия и теоремы. Таблица помогает (выделять) выяснить, достаточно ли в учебнике задач для закрепления того или понятия, теоремы. Здесь же фиксируется, какого характера задачи необходимо подобрать дополнительно.

Выявление функции каждой задачи позволяет наметить предварительную методику ее включения в учебный процесс: решать ли задачу устно, письменно; в классе или дома, коллективно или по группам. Анализируя задачный материал, необходимо выявлять новые типы задач, приемы или методы решения. При этом учитель обычно прогнозирует, как учащийся должен рассуждать, чтобы прийти к этим решениям, и как направить мысль ученика в нужное русло.

Если задача является сложной, то учитель должен облегчить усилия учащегося, предложив специально подобранные упражнения, подводящие его к решению сложной задачи (подготовительный этап, с которого начинается урок- практикум).

«Ключевые задачи» играют важную роль в системе задач. Под « ключевыми задачами» темы понимаются такие, к которым можно свести решения других, более сложных задач. Уже при рассмотрении ключевых задач важно анализировать все возможные подходы к их решению. Учителю необходимо при этом выделить время для отыскания нескольких способов решения задачи. В особенности при решении геометрических задач в 9 классе, когда учащиеся знакомятся и с методом координат; при этом важно выделить наиболее легкий способ. Можно выделить специальный урок для решения одной задачи несколькими способами. Решая одну задачу, можно повторить обширный теоретический материал. И такие уроки создают в классе атмосферу соревнования, учащиеся с интересом выслушивают своих товарищей, предлагающих различные способы решения задачи.

Большой интерес у школьников вызывают и уроки по решению цикла взаимосвязанных задач. Например, по геометрии 8 класса:

1.Докажите, что медиана АМ треугольника АВС делит пополам любой отрезок, параллельный стороне ВС, концы которого лежат на сторонах АВ и АС.

2.Токажите, что точка пересечения диагоналей трапеции является серединой отрезка с концами на боковых сторонах и параллельного основаниям.

3.Докажите, что прямая, проведенная через середины оснований трапеции, проходит через точку пересечения диагоналей трапеции.

4.Дан отрезок АВ и параллельная ему прямая. Постройте середину этого отрезка, пользуясь только одной линейкой. Сформулируйте более общую задачу.

5.Дан отрезок АВ и его середина- точка М. Постройте прямую, проходящую через точку М параллельно АВ, пользуясь одной линейкой.

6.Через центр данного параллелограмма проведите прямую, параллельную его стороне, пользуясь одной линейкой.

Анализ учебного материала обычно заканчивается постановкой учебной задачи. Полезно сразу же составить контрольную работу, охватывающую индивидуальные возможности каждого ученика, достаточно составить 4 и 5 вариантов различных по своей сложности.

Второй этап подготовки учителя заключается в тематическом планировании. Все уроки темы должны быть взаимосвязаны. При планировании темы вырабатывается «общая стратегия» ее изучения. Как располагать уроки- практикумы в системе уроков?

Первый из серии уроков обычно посвящается нахождению общих приемов, алгоритмов, выделению основных типов и видов задач, решаемых с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность лучше учесть их индивидуальные особенности. За две недели до окончания изученной темы выдается список задач для подготовки к зачету.

Третий этап подготовки учителя состоит в отборе системы задач с ориентацией на данный класс. При отборе системы задач учитель должен учесть, что они должны удовлетворять определенным требованиям. Выделим важные из них: основным ориентиром в подборе задач для конкретного класса должен стать учет «зоны ближайшего развития» каждого ученика. К учащимся с высоким уровнем развития следует предъявлять высокие требования, к учащимся со слабыми учебными возможностями - ограничиться обязательными результатами обучения. Для ребят с «низкой обучаемостью» нужно составить свою систему задач. Система должна быть полной, то есть охватывающей достаточное количество задач, в которых изученная теория проявляется наиболее разносторонне.

В системе следует выделить «ключевые» задачи. Система должна содержать задачи с дидактическими, познавательными, развивающими, практическими функциями. В системе должны быть задачи для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы. Необходимы и важны задачи, допускающие несколько способов решения, в том числе на комплексное применение теоретического материала, позволяющие организовать творческий поиск решения, обучать эвристическим приемам.

Четвертый этап- подготовка учителя к отдельному уроку. Это творческий процесс, где наиболее полно раскрывается индивидуальность учителя и его педагогическое мастерство. Проведенный предварительно анализ задачного материала, продуманное тематическое планирование, система задач по теме, анализ результатов предшествующего урока, учет уровней развития учащихся данного класса послужат хорошей основой для планирования урока- практикума.

Литература : журнал «Математика в школе» №6, 1990г.

© 2010-2022