- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гаврилина Ж.Ю. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Рекомендовано Согласовано Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор ГБОУ
учителей естественно- школы по УВР СОШ №26 г.Сызрани
математического цикла ГБОУ СОШ №26 г.Сызрани ________Т.С.Стягова
Протокол №1 __________Шалютина Н.А. Приказ №486
От «28» 08. 2013г. 28.08.2013г. от «28»08.2013г.
Рабочая учебная программа
по алгебре и началам анализа
(наименование учебного предмета / курса)
______для 10 класса_
(класс)
____2013 - 2014 г.г.
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы
«Алгебра и начало анализа, 10-11 классы» (А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.), 2009 г.
_Гаврилина Жанна Юрьевна.
г. Сызрань, 2013 год.
Пояснительная записка.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое).
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
-
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
-
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
-
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Целью изучения алгебры и начал анализа в 10 классе является систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики. Курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлением их практической значимости. При изучении вопросов анализа широко используются наглядные соображения. Характерной особенностью курса являются систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.
Рабочая программа составлена на основе программы «Алгебра и начала анализа, 10-11классы» (А.Н. Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницин и др), примерной программы основного общего образования по алгебре и началам анализа для 10-11 классов и на основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) образования. Она составлена с учётом реализации межпредметных связей с курсом истории, химии, основами безопасности жизнедеятельности, экологией. В рабочей программе отведены часы для проектной деятельности учащихся.
Структура порядка изучения тем и содержание учебного материала полностью соответствуют государственной программе, изменение количества часов на изучение отдельных тем не превышает одного часа, в зависимости от объёма учебного материала.
Срок реализации учебной программы составляет 102 часа в год, 3 часа в неделю.
При объяснении учебного материала, закреплении знаний и проверке результатов обучения используются личностно-ориентированные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникационные технологии.
При изучении алгебры и начал анализа в 10 классе используется учебник «Алгебра и начала анализа, 10-11», авторы: А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын, и др. Учебник полностью соответствует используемой программе.
Тематический план.
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
На лабораторные и практические занятия
1
Тригонометрические выражения и их преобразования
22
2
Тригонометрические функции числового аргумента
6
3
Основные свойства функций
13
4
Решение тригонометрических уравнений и неравенств
13
5
Производная
14
6
Применение непрерывности и производной
9
7
Применение производной к исследованию функций
16
8
Итоговое повторение
9
Перечень обязательных контрольных работ:
№1. Тригонометрические функции числового аргумента.
№2. Тригонометрические функции числового аргумента.
№3. Основные свойства функций.
№4. Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
№5. Производная.
№6. Применение непрерывности и производной.
№7. Применение производной к исследованию функций.
№8. Итоговая контрольная работа.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса математики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность.
Информационно- коммуникационная деятельность:
-
владение монологической и диалоговой речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения курса алгебры и начал анализа 10 класса ученики должны:
-
Находить значение корня, значения тригонометрических выражений на основе определений, с помощью калькулятора или таблиц;
-
Выполнять тождественные преобразования степенных, тригонометрических выражений;
-
Решать тригонометрические уравнения;
-
Решать системы уравнений с двумя неизвестными;
-
Решать рациональные, простейшие тригонометрические неравенства;
-
Иметь представление о графическом способе решения уравнений и неравенств;
-
Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, в том числе с помощью калькулятора;
-
Иметь наглядные представления об основных свойствах функций, иллюстрировать их с помощью графических изображений;
-
Понимать геометрический и механический смысл производной, находить производные элементарных функций;
Критерии и нормы оценки знаний учащихся.
-
Оценка «5» ставится за полный ответ, когда учащийся правильно применяет изученные термины и свойства, приводит примеры, уверенно решает поставленную задачу.
-
Оценка «4» ставится за полный ответ, когда учащийся правильно применяет изученные термины и свойства, приводит примеры, уверенно решает поставленную задачу, допуская при этом незначительные ошибки.
-
Оценка «3» ставится за полный ответ, когда учащийся правильно применяет изученные термины и свойства, решает поставленную задачу, допуская при этом 1 - 2 ошибки.
-
Оценка «2» ставится, если учащийся не знает изучаемый материал, неверно применяет изученные термины и свойства, поставленную задачу решает либо с грубыми ошибками, либо не решает совсем.
Список литературы для обучающихся.
-
Учебник «Алгебра и начала анализа, 10-11», авторы: А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын, и др.
-
Дидактические материалы для 10-11 класса по алгебре, авторы Л.И. Звавич, Л.Я.Шляпочник
3. Видеоуроки, презентации, тесты и другие материалы для учителя математики
videouroki.net
Календарно - тематическое планирование.
Алгебра и начала анализа, 10 кл.
Учебник Колмогоров А.Н., 102 ч. (3ч. в неделю)
1.Тригонометрические выражения и их преобразования (22 ч.)
1
1
Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса
Знать определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса;
применять их свойства;
уметь применять основные тригонометрические формулы,
формулы сложения,
приведения,
двойного угла,
формулы суммы и разности тригонометрических функций
Комбинированный урок
№1,2
2
2
Нахождение точек на числовой окружности
Комбинированный урок
№3,4,5
3
3
Свойства синуса, косинуса, тангенса, котангенса
лекция
№7,8
4
4
Применение свойств синуса, косинуса, тангенса, котангенса
практикум
№10,11
5
5
Радианная мера угла
Комбинированный урок
№6,9
6
6
Радианные меры угла в задачах
практикум
№15,22
7
7
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла
Комбинированный урок
№№18,6
8
8
Основные тригонометрические тождества
Комбинированный урок
№764,
766
9
9
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений
Комбинированный урок
№759,
761
10
10
Преобразование тригонометрических выражений
практикум
№756,765
11
11
Нахождение значений тригонометрических выражений
практикум
№767
12
12
Формулы приведения
Комбинированный урок
№№736
13
13
Применение формул приведения
практикум
№9,10
14
14
Формулы сложения
Комбинированный урок
№749
15
15
Применение формул сложения
практикум
№747,
748
16
16
Формулы двойного угла
Комбинированный урок
№4,5
17
17
Формулы половинного аргумента
практикум
№779,
800
18
18
Формулы суммы и разности тригонометрических функций
лекция
№881,
883,
888
19
19
Применение формул суммы и разности тригонометрических функций
практикум
№890,
895,
897
20
20
Зачёт «применение тригонометрических формул»
зачёт
№905,
912
21
21
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
семинар
№923,
924
22
22
Контрольная работа №1 «Тригонометрические функции числового аргумента»
к/р
2.Тригонометрические функции числового аргумента (6 ч.)
23
1
Синус и косинус.
Уметь строить графики тригонометрических функций,
знать их свойства
Комбинированный урок
№28,29
24
2
Синус и косинус.
Практикум
№31,33
25
3
Тригонометрические функции и их графики
Практикум
№36,43
26
4
Свойства функций тангенс и котангенс, графики
Практикум
№48,49
27
5
Подготовка к контрольной работе
Практикум
№51,56
28
6
Контрольная работа №2 «Тригонометрические функции числового аргумента»
к/р
3. Основные свойства функций (13 ч.)
29
1
Функции и их графики
Знать свойства функций, уметь применять их при построении графиков и исследовании функций
Комбинированный урок
№25, 26
30
2
Построение графиков функций
практикум
№29, 32
31
3
Чётные и нечётные функции. Периодичность тригонометрических функций.
лекция
№37,39
32
4
Применение чётности функций в задачах
практикум
№40,43
33
5
Возрастание и убывание функций. Экстремумы.
Комбинированный урок
№48,49
34
6
Нахождение промежутков возрастания и убывания функций
практикум
№51,56
35
7
Исследование функций.
Комбинированный урок
№90,91
36
8
Исследование функций, построение графиков
Практикум
№110,
111
37
9
Использование свойств функций при построении графиков
практикум
№112
38
10
Свойства тригонометрических функций.
Комбинированный урок
№104,
109
39
11
Гармонические колебания.
Комбинированный урок
№96,97
40
12
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
семинар
№98,99
41
13
Контрольная работа №2 «Основные свойства функций »
к/р
-
Решение тригонометрических уравнений и неравенств. (13 ч.)
42
1
Арксинус, арккосинус, арктангенс.
Знать определения обратных функций,
Комбинированный урок
№116,
117
43
2
Нахождение значений обратных функций
практикум
№119,
121
44
3
Простейшие тригонометрические уравнения
Знать формулы для решения простейших тригонометрических уравнений, применять их при решении разных типов тригонометрических уравнений
Самост.
работа
№136,
137
138
45
4
Решение простейших тригонометрических уравнений
Самост.
работа
126,
127
46
5
Практикум решения тригонометрических уравнений
практикум
№128,
145
47
6
Простейшие тригонометрические неравенства
Комбинированный урок
№144,
47
48
7
Решение тригонометрических неравенств
Комбинированный урок
№164,
165
49
8
Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений
Комбинированный урок
№169,
174
50
9
Однородные тригонометрические уравнения
Комбинированный урок
№175,
176
51
10
Метод замены переменной
Практикум
№173
52
11
Системы тригонометрических уравнений
Практикум
№23
(2абвг)
53
12
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
Самостоят.
работа
№162,
163
54
13
Контрольная работа №3 «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
к/р
-
Производная. (14 ч)
55
1
Приращение функции
Знать теорию по теме, уметь применять правила дифференцирования,
Находить производную суммы, разности, произведения, дроби.
Комбинированный урок
№178,
179
56
2
Нахождение приращение аргумента, приращение функции
практикум
№188,
191
57
3
Понятие о производной
Комбинированный урок
3198,
199,
200
58
4
Понятие о непрерывности и предельном переходе
Комбинированный урок
№208,
209
59
5
Применение непрерывности
практикум
№210, 211
60
6
Правила вычисления производных
Комбинированный урок
№212,
213
61
7
Производная произведения
практикум
№214,
215
62
8
Производная дроби
практикум
№216,
217
63
9
Нахождение производных функций
практикум
№218,
220
64
10
Производная сложной функции
Комбинированный урок
№225,
226,
235
65
11
Производная тригонометрических функций
Комбинированный урок
№227,
231,
237
66
12
Нахождение производных тригонометрических функций
Самостоятельная работа
№232,
236
67
13
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
зачёт
№241,
242
68
14
Контрольная работа №4 «Производная»
к/р
-
Применение непрерывности и производной. (9 ч)
69
1
Применение непрерывности
Знать теорию по теме, уметь применять метод интервалов, составлять уравнение касательной к графику данной функции
Комбинированный урок
№246
70
2
Непрерывность функций в задачах
Комбинированный урок
№248
71
3
Касательная к графику функции
№255,
256
72
4
Уравнение касательной
Комбинированный урок
№257
73
5
Геометрический смысл касательной
практикум
№258
74
6
Приближённые вычисления
Комбинированный урок
№259,
261
75
7
Производные в физике и технике
практикум
№268,
270
76
8
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
семинар
№265
77
9
Контрольная работа №5 «Применение непрерывности и производной»
к/р
-
Применение производной к исследованию функций. (16 ч)
78
1
Признак возрастания (убывания )функции
Знать признак возрастания и убывания функции,
определение критических точек функции,
точек экстремума функции,
применять теорию при исследовании функций и построении графиков.
Знать и уметь применять алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значение функции.
Комбинированный урок
№279,
280
79
2
Нахождение промежутков возрастания и убывания функций
Практикум
№281,
282
80
3
Промежутки возрастания на графиках производной функции
практикум
№283
81
4
Критические точки функции.
Комбинированный урок
№288,
290
82
5
Критические точки функции, её максимумы и минимумы
Практикум
№292,
293
83
6
Нахождение точек экстремума функции
практикум
№294,
295
84
7
Примеры применения производной к исследованию функции
Комбинированный урок
№296
Вг
85
8
Исследование функций с помощью производной
Комбинированный урок
№297
Вг
86
9
Исследование функций, построение графиков
практикум
№299
Вг
87
10
Примеры применения производной при исследовании функции
практикум
№301,
302
88
11
Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значение функции
Комбинированный урок
№305,
306
89
12
Наибольшее и наименьшее значение функции
Практикум
№307,
308
90
13
Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции
практикум
№304
91
14
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
Самостоятельная работа
№291
92
15
Подготовка к контрольной работе
практикум
тест
93
16
Контрольная работа №6 «Применение производной к исследованию функций»
к/р
-
Итоговое повторение. (9 ч.)
94
1
Тригонометрические выражения,
Работа по проекту
Знать материал алгебры и начал анализа 10 класса, применять при решении задач
Проектная деятельность
Работа по проекту
95
2
Тригонометрические уравнения.
Работа по проекту
Проектная деятельность
Работа по проекту
96
3
Тригонометрические неравенства. Работа по проекту
Проектная деятельность
Работа по проекту
97
4
Применение правил вычисления производных. Работа по проекту
Проектная деятельность
Работа по проекту
98
5
Уравнение касательной к графику функции. Работа по проекту
Проектная деятельность
Работа по проекту
99
6
Итоговая контрольная работа
Проектная деятельность
Работа по проекту
100
7
Работа по проекту
Проектная деятельность
Работа по проекту
101
8
Решение задач с параметрами
Проектная деятельность
Работа по проекту
102
9
Защита проекта