- Преподавателю
- Математика
- Программа спецкурса для 11 класса
Программа спецкурса для 11 класса
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Потапова Е.М. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
(программа спецкурса)
Е.М. Потапова Абайская СОШ
с. Голубовка
Иртышского района
Павлодарской области
Предлагаемая программа спецкурса по математике в 11-м классе «РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ», рассчитана на 34 часа в год. Эта программа расширяет и углубляет знания учащихся, способствует успешной сдаче ЕНТ.
Пояснительная записка.
Цели обучения. В процессе изучения математики в 10-11-х классах гораздо острее встает вопрос профессиональной ориентации и подготовки учащихся к сдаче ЕНТ. В последнее время получили широкое распространение разнообразные формы проведения экзаменов: с использованием ЭВМ, тестирование, собеседование.
Анализ ЕНТ показывает, что для успешной сдачи необходимы более глубокие знания, умение логически мыслить, правильно выполнять и уметь читать геометрические чертежи, уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Так возникло необходимое создание курса математики по подготовке к ЕНТ. Программа курса охватывает весь материал, содержащийся в программе школы. При этом подразумевается, что учащиеся должны не только достичь результатов обучения, указанных в программе, но и овладеть знаниями, умениями и навыками на более высоком уровне, характеризующемся в первую очередь способностью решать нестандартные задачи. Цель изучения курса заключается в развитии вычислительных и формально-оперативных умений до уровня, позволяющего применять их при решении задач курса математики и смежных предметов.
Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применении математики в изучении действительности, решении практических задач. В ходе изучения курса развиваются и закрепляются вычислительные навыки, учащиеся овладевают навыками тождественных преобразований алгебраических, тригонометрических выражений, усваивают основные способы решения уравнений, неравенств и систем. Главная цель курса - дать учащимся дополнительный теоретический материал, выходящий за рамки учебника. Научить их решать разного уровня конкурсные задачи.
Организация учебно-воспитательного процесса. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. Принципом организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Каждый учащийся имеет право самостоятельно решить: ограничиться уровнем обязательной подготовки или же продвигаться дальше.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Важным условием педагогически грамотной организации учебного процесса является выбор учителем рациональных систем методов и приемов обучения; ее оптимизации с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. Учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание новых и традиционных методов обучения, оптимизировать применение эвристических методов, использование технических средств.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, на решение проблемных задач, формирование у них навыков умственного труда. Основные формы организации учебной деятельности: лекторий, практикум. Основные формы контроля: тест, зачет, контрольная работа, реферат, самостоятельная работа.
Структура спецкурса. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения алгебре и геометрии, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений.
Цель спецкурса по алгебре - систематическое изучение функции как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функции, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики. Обобщить, систематизировать и расширить имеющиеся у учащихся сведения об уравнениях, неравенствах, системах и методах их решения; расширить и закрепить сведения о многочленах; продолжить и углубить изучения тригонометрических функций, их свойств, преобразование тригонометрических выражений и их применение к решению соответствующих уравнений и неравенств.
Цель изучения спецкурса по геометрии - систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, логического мышления, систематического изучения свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Структура программы. Программа спецкурса по математике состоит из трех разделов.
Раздел «Требования к математической подготовке учащихся» определяет итоговый уровень умений и навыков, которые учащиеся должны овладеть по окончании спецкурса.
Раздел «Содержание обучения» задает минимальный объем материала, обязательного для изучения спецкурса.
В разделе «Тематическое планирование спецкурса» проводится конкретное планирование ориентированное на действующие учебники математики. При организации работы со спецкурсом учитель включает дополнительные теоретические вопросы. Учителю предоставляется возможность свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, проявления творческой инициативы.
Требования к математической подготовке учащихся.
Вычисления и преобразования. В результате изучения курса учащиеся должны: находить значения тригонометрических выражений на основе определений; свободно выполнять тождественные преобразования целых, рациональных и тригонометрических выражений; уверенно проводить действия с точными и приближенными числами.
Уравнения и неравенства. В результате изучения курса учащиеся должны: уверенно решать указанные в программе курса виды уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; решать текстовые задачи различного уровня сложности; уметь решать нестандартные задачи, связанные с параметрами и модулями; иметь представление о графическом способе решения уравнений и неравенств.
Функции. В результате изучения курса учащиеся должны: определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; иметь наглядные представления об основных свойствах функции, иллюстрировать их с помощью графических изображений; изображать графики функций, описывать свойства функций, уметь использовать свойства функций для сравнения и оценки ее значений.
Геометрические тела и их свойства, измерение геометрических величин. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: уверенно решать планиметрические задачи, указанные в программе; уметь проводить полное обоснование при решении задач; применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач; решать задачи на вычисление геометрических величин, проводя необходимую аргументацию.
Содержание обучения.
-
Формулы тригонометрии (3ч)
Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус, косинус и тангенс двойного, тройного и половинного углов. Преобразования суммы тригонометрических выражений в произведение и произведения в сумму. Преобразование выражения a·cosα + b·sinα к виду c·sin (α+1). Тождественные преобразования тригонометрических выражений.
-
Тригонометрические функции (4ч)
Построение графиков тригонометрических функция. Свойство периодичности тригонометрических функций. Основной период. Нахождение основного периода сложных функций, суммы, произведения и частного двух функций. Непрерывность тригонометрических функций. Графики гармонических колебаний.
Обратные тригонометрические функции: y=arccosx. y=arcsinx. y=artgx. y=arcctgx. Определение, свойства и графики обратных тригонометрических функций. Построение графиков тригонометрических функций (содержащих модуль), обратных тригонометрических функций.
-
Тригонометрические уравнения и неравенства (9ч)
Решение тригонометрических уравнений основными и нестандартными методами. Решение тригонометрических уравнений содержащих модуль. Отбор корней в решении тригонометрических уравнений и запись решения. Системы тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических неравенств.
Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции.
-
Производная и её применение (6ч)
Геометрический и физический смысл производной. Непрерывность и дифференцируемость функций. Вычисление производных сложной и обратной функций, Уравнение касательной к графику функции. Вторая производная, ее физический смысл. Задачи на касательную. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Использование производных при решении уравнений и неравенств, при решении текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
-
Логарифмическая и показательная функции (5ч)
Решение показательных и логарифмических уравнений и их систем повышенной сложности. Системы показательных и логарифмических неравенств повышенной сложности. Нестандартные методы решения.
-
Первообразная и интеграл (4ч)
Понятие определенного интеграла и его вычисление. Решение задач на вычисление площади криволинейной трапеции.
-
Стереометрия (6ч).
Основная цель: выработать умения решать стереометрические задачи, дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников в ходе решения задач на построение сечений, доказательство и вычисления.
Литература
1. Абылкасымова А.Е., Шойынбеков К.Д., Корчевский В.Е., Жумагулова З.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп» 2010.
2 Абылкасымова А.Е.,,Корчевский В.Е., Абдиев А., Жумагулова З.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп» 2011.
3. Гусев В.А., Бекбоев И., Кайдасов Ж., Абдиев А. Геометрия. Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп» 2010.
4. .Гусев В.А., Кайдасов Ж., Кагазбаева А.К. Геометрия. Учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп» 2011.
5. Учебные программы для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы по Алгебре и началам анализа и по Геометрии. Астана 2010.
6. Многочлены с одной переменной М.: Просвещение. 2001.
7. Бородуля И.Т. Тригонометрические уравнения и неравенства. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1989.
8. Калнин Р.А. Алгебра и элементарные функции. М., 1975.
9. Назаров М. и др. Методы решения задач с параметрами. М., 2003.
Тематическое планирование
(11 класс - 1 час в неделю, 34 часа)
№
Наименование темы
Количество часов
Предметная направленность
Все-го
Тео-рия
Прак-тика
1
Формулы тригонометрии.
3
-
3
Преобразование выражений, требующих комбинированных методов.
1.1.
Преобразование тригонометрических выражений.
2.
Тригонометрические функции.
4
-
4
Построение графиков с использованием правил преобразований, правил построения графиков с модулем, графическая интерпретация периодических процессов.
2.1.
Построение графиков тригонометрических функций, содержащих модуль, обратных тригонометрических функций.
3.
Тригонометрические уравнения и неравенства.
9
-
9
Решение более сложных уравнений и их систем с применением комбинированных и нестандартных методов.
3.1.
Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль.
6
-
6
3.2.
Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции.
3
-
3
4.
Производная и ее применение.
6
-
6
Вычисление производных сложных функций, решение задач практической направленности с применением производной, задачи на максимум и минимум.
4.1.
Вычисление производных сложных функций.
2
-
2
4.2.
Применение производной при решении прикладных задач.
4
-
4
5.
Логарифмическая и показательная функции.
5
-
5
Решение более сложных уравнений и их систем с применением комбинированных и нестандартных методов.
5.1.
Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств.
3
-
3
5.2.
Решение систем показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
2
-
2
6.
Первообразная и интеграл.
4
-
4
Понятие неопределенного интеграла и его вычисление, решение задач на вычисление площади криволинейной трапеции, прикладных задач.
6.1.
Вычисление определенных интегралов.
2
-
2
6.2.
Вычисление площади криволинейной трапеции.
2
-
2
7.
Решение задач по геометрии.
3
-
3
Решение геометрических задач с использованием алгебры и тригонометрии
Решение задач по стереометрии.
3
-
3