- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 8 класс
Рабочая программа по геометрии 8 класс
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федорова И.А. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ЕЛГОЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
д. Елгозино
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ - Елгозинская СОШ
____________ Л. А. Карпова
«___» __________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
8 КЛАСС
Составитель: Федорова Ирина Александровна,
учитель математики II категории
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса геометрии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 7 - 9 классы (к учебному комплекту по геометрии для 7-9 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.), составитель Бурмистрова Т.А.- М.: Просвещение, 2008.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по геометрии 7 - 9 классы, Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2008, изменения в изучении содержания материала не внесены.
Программа рассчитана на 68 ч (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 5.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация - согласно Уставу образовательного учреждения.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект учителя:
1. Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
2. Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение.
3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение.
учебно-методический комплект ученика:
1. Геометрия: учеб, для 7- 9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
2. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение.
Цели изучения курса:
-развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи курса:
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
- ввести понятие вектора, суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
- ознакомить с понятием касательной к окружности.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, работа по карточке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава 5. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Контрольная работа № 2 по теме «Площади фигур»
Цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников».
Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники».
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Контрольная работа № 5 по теме «Окружность».
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА
Всего
часов
Контрольные
работы
1
Четырехугольники
14
1
2
Площадь
14
1
3
Подобные треугольники
19
2
4
Окружность
17
1
5
Повторение. Решение задач.
4
Итого:
68
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
№
урока
темы
Наименование разделов, тем по программе
Кол-во
часов
Планированные сроки
прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1.
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ.
14
1.
1.
Многоугольники.
1
04.09.12
2.
2.
Четырехугольники.
1
06.09.12
3.
3.
Параллелограмм.
1
11.09.12
4.
4.
Признаки параллелограмма.
1
13.09.12
5.
5.
Решение задач по теме «Параллелограмм»
1
18.09.12
6.
6.
Трапеция.
1
20.09.12
7.
7.
Решение задач по теме «Трапеция».
1
25.09.12
8.
8.
Прямоугольник.
1
27.09.12
9.
9.
Квадрат.
1
02.10.12
10.
10.
Ромб.
1
04.10.12
11.
11.
Решение задач по теме «Прямоугольник. Квадрат. Ромб».
1
09.10.12
12.
12.
Осевая и центральная симметрии.
1
16.10.12
13.
13.
Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Четырехугольники».
1
18.10.12
14.
14.
Контрольная работа №1. Четырехугольники.
1
23.10.12
2.
ПЛОЩАДЬ.
14
15.
1.
Анализ контрольной работы №1. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника и квадрата.
1
25.10.12
16.
2.
Площадь прямоугольника и квадрата.
1
30.10.12
17.
3.
Площадь параллелограмма.
1
01.11.12
18.
4.
Решение задач на формулу площади параллелограмма.
1
06.11.12
19.
5.
Площадь треугольника.
1
08.11.12
20.
6.
Решение задач по теме «Площадь треугольника».
1
13.11.12
21.
7.
Площадь трапеции.
1
15.11.12
22.
8.
Решение задач по теме «Площадь трапеции».
1
20.11.12
23.
9.
Теорема Пифагора.
1
27.11.12
24.
10.
Формирование навыков пользования теоремой Пифагора при решении задач.
1
29.11.12
25.
11.
Решение задач на применение теоремы Пифагора.
1
04.12.12
26.
12.
Решение задач по теме «Площадь».
1
06.12.12
27.
13.
Подготовка к контрольной работе № 2 по теме «Площадь».
1
11.12.12
28.
14.
Контрольная работа №2. Площадь.
1
13.12.12
3.
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ.
19
29.
1.
Анализ контрольной работы № 2. Пропорциональные отрезки.
1
18.12.12
30.
2.
Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.
1
20.12.12
31.
3.
Первый признак подобия треугольников.
1
25.12.12
32.
4.
Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.
1
27.12.12
33.
5.
Второй и третий признаки подобия треугольников.
1
10.01.13
34.
6.
Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников.
1
15.01.13
35.
7.
Подготовка к контрольной работе №3 по теме «Признаки подобия треугольников».
1
17.01.13
36.
8.
Контрольная работа №3. Признаки подобия треугольников.
1
22.01.13
37.
9.
Анализ контрольной работы №3. Средняя линия треугольника и свойство медиан треугольника.
1
24.01.13
38.
10.
Средняя линия треугольника и свойство медиан треугольника.
1
29.01.13
39.
11.
Теоремы о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике и деление отрезка в данном отношении.
1
31.01.13
40.
12.
Решение задач на применение теорем о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике и деление отрезка в данном отношении.
1
05.02.13
41.
13.
Решение задач на построение методом подобия.
1
07.02.13
42.
14.
Измерительные работы на местности. Решение задач.
1
12.02.13
43.
15.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
1
14.02.13
44.
16.
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.
1
26.02.13
45.
17.
Решение задач по теме «Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника».
1
28.02.13
46.
18.
Подготовка к контрольной работе № 4 по теме «Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника».
1
05.03.13
47.
19.
Контрольная работа №4. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
1
07.03.12
4.
ОКРУЖНОСТЬ.
17
48.
1.
Анализ контрольной работы № 4. Взаимное расположение прямой и окружности.
1
12.03.12
49.
2.
Касательная к окружности.
1
14.03.13
50.
3.
Решение задач по теме «Взаимное расположение прямой и окружности».
1
19.03.13
51.
4.
Градусная мера дуги окружности.
1
21.03.13
52.
5.
Теоремы о вписанном угле и об отрезках пересекающихся хорд.
1
26.03.13
53.
6.
Решение задач на применение теорем о вписанном угле и об отрезках пересекающихся хорд.
1
28.03.13
54.
7.
Решение задач по теме «Вписанный угол»
1
02.04.13
55.
8.
Свойство биссектрисы угла.
1
04.04.13
56.
9.
Понятие серединного перпендикуляра к отрезку и теорема о серединном перпендикуляре.
1
09.04.13
57.
10.
Теорема о точке пересечения высот треугольника.
1
16.04.13
58.
11.
Вписанная окружность.
1
18.04.13
59.
12.
Решение задач на вписанную окружность.
1
23.04.13
60.
13.
Описанная окружность.
1
25.04.13
61.
14.
Решение задач на описанную окружность.
1
30.04.13
62.
15.
Решение задач по теме «Окружность»
1
02.05.13
63.
16.
Подготовка к контрольной работе № 5 по теме «Окружность».
1
07.05.13
64.
17.
Контрольная работа №5. Окружность.
1
09.05.13
5.
ПОВТОРЕНИЕ.
4
65.
1.
Анализ контрольной работы № 5.
1
21.05.13
66.
2.
Повторение. Площади фигур.
1
23.05.13
67.
3.
Повторение. Теорема Пифагора.
1
28.05.13
68.
4.
Повторение. Подобие треугольников.
1
30.05.13
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М.: Просвещение, 2004.
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.: Просвещение, 2011.
Для учителя
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: Просвещение, 2011.
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М.: Просвещение, 2004.
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.: Просвещение, 2011.
-
Алтынов П.И. Геометрия, 7-9 классы. Тесты: Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2000.
-
Звавич Л.И. Новые контрольные и проверочные работы по геометрии. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2002.
-
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. М.: ВАКО, 2009.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО учителей
естественно-математического цикла
______________И.А. Федорова
Протокол № __ от
«___» __________201__ г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МОУ - Елгозинская СОШ
____________И. А. Савельева
«___» __________201__ г.