• Преподавателю
  • Математика
  • Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное»

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное»

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики  В 6 КЛАССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Учебный предмет: русский язык, математика Класс: 6 Учебный модуль: Имя числительное, число Тема урока: Число и имя числительное Учебное время: 2 урока по 40 мин. Цели урока: Образовательные Познакомить учащихся с понятием имя числительное; показать семантические, грамматические и синтаксические значения в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное» Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное» И ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учебный предмет: русский язык, математика

Класс: 6

Учебный модуль: Имя числительное, число

Тема урока: Число и имя числительное

Учебное время: 2 урока по 40 мин.

Цели урока:

Образовательные

  • Познакомить учащихся с понятием имя числительное; показать семантические, грамматические и синтаксические особенности имени числительного в ряду самостоятельных частей речи

Развивающие

  • Развивать умение отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением.

  • Формировать умение правильно произносить вслух при чтении цифровой материал, соблюдая нормы управления и согласования имён числительных с частями речи.

  • Выработать навыки использования в речи имени числительного.

  • Развивать ключевые компетенции учащихся в области анализа, синтеза, классификации, обобщения и систематизации учебного материала.

  • Продолжить работу по выработке навыков логического мышления, самостоятельного анализа предъявляемого материала.

  • Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.


Воспитывающие

  • Воспитывать культуру умственного труда, толерантность.

Форма урока:

  • мультимедийный урок с использование средств современных информационных технологий

Технические средства: интерактивная доска, ресурсы интернета (при отсутствии сетевого контента - можно заменить самостоятельно сконструированными тренинговыми заданиями), проектор.

Предполагаемые результаты:

  • Формирование языковой компетенции:

    • Расширение представлений учащихся о системе самостоятельных частей речи.

    • Закрепление навыков лексического анализа фрагмента текста.

  • Формирование коммуникативной компетенции:

  • Формирование правильной и эффективной речи.

  • Обучение умению излагать свои мысли в письменной и устной форме.


Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Добрый день, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, посмотрим в глаза и с хорошим настроением начнём наш необычный урок.

  1. 1. Вступительное слово учителя русского языка.

Сегодня мы проводим урок-знакомство с удивительной частью речи - Имя Числительное.

Этот урок, ребята, будет для вас несколько необычным, интегрированным.

2. Запись темы урока, определение цели, что знать и уметь.

Итак, тема нашего урока: "Число и имя числительное» (запись числа и темы в тетради)

Что в конце урока мы должны знать и уметь?

Знать:

  • Отличия числа (математика) от числительного (в русском языке)

  • Морфологические признаки числительного

  • Языковые нормы употребления числительных

Уметь:

  • Отличать числительное от числа, других частей речи

  • Применять правила употребления числительных

  • Строить графики функций, решать уравнения

  • Устанавливать взаимосвязь разных наук, целостное представление об окружающем мире.

  • Пользоваться ТСО (электронный учебник, проектор, интерактивная доска)

  1. Актуализация изученного ранее материала

1. Учитель математики дает представление о числительных и числах.

Задания.

1) Два в кубе 23=8

2) Произведение всех делителей числа восемь 1*2*4*8=64

3) Сумма цифр числа триста пятьдесят девять 3+5+9=17

4) Частное суммы чисел сорок три и три и разности чисел сто сорок и сто семнадцать (43+3): (140-117)=2

5) Разность числа сто тридцать пять и частного чисел сто пять и семь 135-105:7=120

А теперь переводим с математического языка на русский (взаимопроверка - обмениваемся тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте).

2. Учитель русского языка об отличиях числа и числительного.

Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:

3 = Три

Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что С3жова
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица -
Приходи к ней, малыш.





100 = Сто

У про100го 100рожа -
Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
и 100личной ваксой.
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!

- Почему трудно читать эти тексты?

- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

- Какая запись числа принята?

- Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное". (Число - математическая величина, имя числительное - часть речи, которая обозначает число.)

- Какие цифры обозначают имя числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100).

3.Описание понятия «число» и «имя числительное», используется прием «Синквейн

Давайте попробуем дать точную и лаконичную характеристику имени числительного и числа. Для этого сформируем несколько групп и прибегнем к приёму «Синквейн» для описания этого понятия. При выполнении данного задания необходимо исходить из известного нам теоретического материала.

  1. Этап предъявления нового материала и отработки умений его характерные особенности

  1. Подготовка восприятия.

На доске опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи.

Таблица. "Части речи"

- Прочитайте словосочетания:

Тройка (за ответ), (три) товарища, трехместная (лодка), утроить (усилия),

Десятый (по списку), сто (деревьев), столетний (друг), (стал) пятиклассником, пять (секунд), второй (день).

- Определите части речи, пользуясь опорной схемой.

- Ответьте на вопросы:

1) Что общего в словах?

2) Чем они отличаются друг от друга?

(Ученики определяют грамматические отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей семантики - значения числа.)

  1. Новый материал - мультимедийный учебник. Во время лекции сделать запись в справочник

  2. Продолжение нового материала по русскому языку

(по значению количественные числительные делятся на 3 разряда: целые числа, дробные, собирательные) распределите числительные на группы

а - целые
б - дробные
в - собирательные

1. сорок два ученика - а
2. двести три книги - а
3. две трети дома - б
4. четверо суток - в
5. одна четверть сада - б
6. трое медвежат - в
7. шестнадцать брошюр - а
8. три восьмых гектара - б
9. двое детей - в
10. двадцать пять градусов - а
11. двенадцать лет - а
12. восьмеро ребят - в
13. одна вторая часть стакана - б
14. три четверти тонны груза - б
15. полтора месяца - б

  1. Продолжение работы по теме урока русского языка

Собирательные, дробные, количественные числительные могут быть любым членом предложения: подлежащим или дополнением, порядковые - обычно определением.

Написаны предложения, учитель совместно с учениками разбирает их.

  1. Два мальчугана осторожно стали подходить к Алексею.

  2. За всю зиму Ленька пропустил в школе только два дня.

  3. В одиннадцать часов Гейка и Коля Колокольчиков отправились за ответом.

  4. Командир прикомандировал Ваню к первому орудию первого взвода.

  1. Задания учителя математики. Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений. Работу ведет учитель математики, учитель русского языка корректирует речь.

Сейчас вы получаете задание математическое. Условие - решить примеры, проговаривая вслух числительные.

Комментарий учителя русского языка): помните, что х, у,z - мужского рода, все остальные буквы - среднего. Например:

х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

х=25 - икс равен двадцати пяти;

р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;

р=38 - [пэ] равно тридцати восьми.

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например:

175x60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;

80Х (х+70) - произведение восьмидесяти и суммы икс и семидесяти.

В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков "+" и « - « говорят "сумма" и "разность". Например:

32+78 - сумма тридцати двух и семидесяти восьми.

433 - 96 - разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести.

При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:

Глагол вычесть требует предлога из. Глагол отнять требует предлога от. Например:

из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять; от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять.

  • Как читаются числа в сумме и разности? В каком падеже стоят числительные

после знака равенства?

  • Какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили? Приведите свои примеры. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное»

  1. Задания учителя русского языка.

На экране текст.

В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до 725 миллионов. Еще через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек.

- Очень часто культуру речи человека проверяют умением правильно произносить имена числительные. Прочитайте текст про себя, спишите, заменяя все числительные словами. Проверка - чтение текста вслух и глядя на экран.

  1. Логическая минутка

  2. Задания учителя математики

Решите устную задачу. Старайтесь правильно произносить числительные.

В ВКО установлен налог на выбросы вредных веществ в атмосферу с 1 тонны бензина 300 тенге. Каков налог с 2 кг бензина, 20 кг бензина.

  1. Задания учителя математики

аМетодическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное». Работа с функциями. Перед вами координатная плоскость. На ней название горы в ВКО. Начертите ее в тетрадь. Определите координаты названия горы БЕЛУХА

в. Среднедушевой доход горожан Усть-Каменогорска представлен на графике:

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное»

Ответьте на вопросы: в какие периоды доход возрастал, понижался? Определите максимальный и минимальный доход?

  1. Обобщение изученного материала

- Чем различается запись числа и числительного?

- Когда и для чего используются числительные в речи?

- Что такое имя числительное

- Какие бывают числительные

-Какие имена числительные называются количественными?

-Какие имена числительные называются порядковыми?

- Назовите разряды количественных числительных

- Как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?

- Что мы повторяли?

- Каковы морфологические особенности имен числительных?

  1. Итоговая самостоятельная работа

I. Исправьте ошибки. Домашнее задание

  • Придумать сказку про имя Числительное

  • Придумать графическую задачу


V. Рефлексия.

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и математики: «Число и имя числительное»

© 2010-2022