Использование криптограмм при обучении математике

Методическая работа показывает как использовать криптограммы в обучении математики, что  делает процесс обучения интересным и занимательным, способствует лучшему усвоению математических терминов и определений, но кроме этого знакомит учащихся с пословицами русского народа, изречениями известных писателей, философов, поэтов, пробуждает стремление к совершенству через познание ценностей отечественной культуры Криптограммы дают возможность в необычной форме повторить определения и математические по...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мудрые мысли, изречения, пословицы,

в криптограммах при обучении математике в 5-9 классах»

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит от методики ее преподавания, от того, насколько грамотно построена учебная работа.

Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к предмету. Именно в этот период нужно раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажную роль следует отвести использованию на уроках математики разгадыванию криптограмм.

Криптограмма- это зашифрованное письмо. Чтобы разгадать криптограмму, надо расшифровать ключевые слова, приведенные к ней. Количество букв в ключевом слове соответствует количеству чисел в нем. Одно и то число, встречающееся как в ключевых словах, так и в самой криптограмме, соответствует одной и той же букве. Не все буквы, встречающиеся в ключевых словах, используются при расшифровке криптограмм.

Символ (цветной квадрат и т.д.) между числами в криптограмме означает расстояние между словами в зашифрованном письме. Заменив все числа криптограммы соответствующими им буквами, получаем ее расшифровку. В процессе разгадывания криптограмм у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Разгадывание криптограмм делает процесс обучения интересным и занимательным, способствует лучшему усвоению математических терминов и определений, но кроме этого знакомит учащихся с пословицами русского народа, изречениями известных писателей, философов, поэтов, пробуждает стремление к совершенству через познание ценностей отечественной культуры

Криптограммы дают возможность в необычной форме повторить определения и математические понятия, что способствует повышению грамотности письма и тренировки памяти.

В процессе разгадывания криптограмм замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в которую вступают ученики.

Использовать криптограммы можно и на уроках, и во внеклассной работе по математике.












Примеры криптограмм:

1. Расшифруйте изречение известного русского писателя о Руси и его фамилию

Использование криптограмм при обучении математике





























Ключ к разгадыванию:


  1. 4,18,20,7,45,18,31,56,4,73,2- числа, используемые при счете предметов

  2. 13,38,1,18,90,85,45- древнегреческий математик

  3. 49,2,45,16,85,10- старинная русская мера длины

  4. 87,4,85,5,38,20,2,31,56- одно из чисел при умножении

  5. 13,45,36,87,85,39- угол, равный 90°

  6. 16,20,45,38,9- черта на шкале

  7. 79,31,38,4,18- расстояние между концами отрезка

  8. 13,7,87,87,18- результат сложения

«Г» -90 «Я» -36 «Е»-2

«О» -85 «Л» -31 «К»-10

«Р»- 45 «А»-18 «Н»-4

«Д» - 79 «В» -49 «М»-87

«И»- 38 «Й» -29 «Ж»-5

«Т»-20 «Х»- 9 «У»-7

«Ь»-56 «П»-13 «Ы»-73

«С»-13 «Ш»-16 «Ф»-1

Гордиться славой своих предков не только можно, но должно, не уважать оные постыдное малодушие. А.С.Пушкин

Ответы:

  1. натуральные

  2. Пифагор

  3. Вершок

  4. Множитель

  5. Прямой

  6. Штрих

  7. Длина

  8. Сумма

Использование криптограмм при обучении математике



















Ключ к разгадыванию:


  1. 18,3,25,47,25 - деление на приборе или инструменте, соответствующее какой-то мере

  2. 37,25,8,25,47,25 - название одной из книг Евклида

  3. 25,3,14,9,18,61,25 - утверждение, не требующее доказательств

  4. 90,77,29,14,36,5,9.77 - основная математическая операция, шаг

  5. 59,25,90,9,48,14 - расстояние от точки окружности до ее центра

Ответы:

  1. шкала

  2. начала

  3. аксиома

  4. действие

  5. радиус

«Р» -59 «Н» -37 «Д»-90

«У» -48 «М» -61 «В»-5

«А»- 25 «Е»-77

«С» - 14 «О» -18

«К»- 3 «Л» -47

«И»- 9 «Ш»-18

«Й»-29 «Т»-36

Русский ни с мечом, ни с калачом

не шутит.

Заменив с помощью ключа числа на соответствующие им буквы, расшифруйте высказывание известного русского писателя о ценностях человека и его фамилию

2

18

16

40

7

2

37

18

16

69

54

7

88

18

16

15

22

25

59

11

85

46

3

37

40

3

18

,

59

18

16

40

18

12

2

18

,

59

18

16

54

3

40

18

18

12

40

7

54

3

49

3

67

46

25

88

3

61


59

22

3

85

3

27

16

18


16

19

18

40

67

49

3

18

15

22

25

2

18

22

67

18

59

19

3

46

67

16

3

12

3

22

25

16

67

22

25

61

59

3

74

13

18

12

3

!

16

25

49

61

67

16

12

3

46

11

49

67

27

.



Ключ к разгадыванию:

1)7,12,40,3,19,3,27 - название коэффициента функции y=kx+b

2) 40,3,54,25,2,18,19,61,49,67,27 - русский математик 19 века, дал современное определение числовой функции

3) 16,67,40,40,67,3,22 - 109

4) 37,18,61,59,22,25,28,90,25,39,11 - число, корень 4-ой степени которой равен 2

5) 7,85,46,3.13,18,22,67,18 - уменьшение сложности выражения

6) 46,25,15,46,74,88 - место, занимаемое цифрой при написании числа в позиционной системе

7) 90,18,40,69,18 - вид чисел


Ответы:

  1. Угловой

  2. Лобачевский

  3. Миллион

  4. Шестнадцать

  5. Упрощение

  6. Разряд

  7. целые

«Ч» -2 «Д» -88 «Г»-12 «Ц»-90

«Е» -18 «З» -15 «К»-49

«М»- 16 «Н»-22 «И»-67

«Л» - 40 «Т» -59 «С»-61

«У»- 7 «Ь» -11 «Й»-27

«Ш»- 37 «П»-85 «В»-19

«Ы»-69 «Р»-46 «Я»-74

«Б»-54 «О»-3 «Щ»-13

Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами Настоящего! Максим Горький.


© 2010-2022