Выступление на семинаре Организация допрофильного и профильного обучения в УВК – лицей «Спектр»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация допрофильного и профильного обучения в

УВК - лицей «Спектр»

(математическое направление)

Мир прекрасен благодаря двум вещам - возможности изучать математику и возможности ее преподавать.
С. Пуасон

Одной из основных задач современной школы, является подготовка учащихся к жизни в современном техногенном обществе.

Основная цель современной школы, создать систему обучения, которая мотивирует образовательные потребности каждого ученика, обеспечивает и при этом учитывает индивидуальные возможности

В ХХI столетии стремительно меняется техника и технологии, и чтобы успеть за сверхтехнологичными новинками, чтобы не чувствовать себя выкинутым за борт современной жизни, необходимо постоянно учится.

«Лишь тот народ, который первым реализует возможности цифровых коммуникаций и введет их в учебные методики, возглавит мировой образовательный процесс».

Гордон Драйден

В современном обществе существенно возрастает значимость качества математического образования. Без преувеличения можно утверждать, что высокое качество математического образования в стране является основою ее национальной безопасности и экономического могущества. Это подтверждается и опытом «азиатских тигров» Сингапура, Кореи, Японии, Китая, европейских грандов Бельгии, Германии, Финляндии, заокеанских стран Канады, Австралии. Даже опыт США свидетельствует об этом, хотя там проблема качества математического образования сегодня актуальна. Это также подтверждает и многолетний опыт СССР. Именно он стимулировал инициативу правительства России о радикальном улучшении качества математического образования в России в ближайшем будущем. «Особый акцент будет сделан на развитии математического образовании, как основы для создания высокотехнологичной экономики. В части обеспечения международной конкурентоспособности и качества российского образования государственная программа определяет места, которые российские школьники будут занимать по результатам трёх наиболее распространённых систем международного тестирования. Они оценивают качество математической, естественнонаучной подготовки, умение читать и понимать тексты, а также функциональную грамотность школьников, то есть умение применять знания во в не учебных ситуациях».

Создавая в школе классы математического профиля мы опирались на желания учащихся продолжать учебу в ВУЗах по окончанию школы. А в большинстве ВУЗах , кроме гуманитарных, математика изучается как основной или сопутствующий предмет.

Цель профильного обучения

  • Обеспечить возможности равного доступа учащимся к овладеванию общеобразовательной профильной и начальной допрофильной подготовке, воспитание личности, способной до самореализации профессионального роста и мобильности в условиях реформирования современного общества

Выступление на семинаре Организация допрофильного и профильного обучения в УВК – лицей «Спектр»

Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования.

Понятие "математической грамотности", по словам Леонтьева А. А., предусматривает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Поэтому задания, рассматриваемые на уроках должны носить в подавляющем большинстве четко выраженную прикладную направленность.

Работа ученика 11 класса Иващенко Е. (Статистика «Рынок труда)

Реализация прикладной направленности обучения математике - один из основных путей обеспечения математической грамотности высокого уровня компетентности.

Обеспечение математической грамотности высокого уровня компетентности заключается в гармоничном формировании трех приемов деятельности:

  1. моделировать с помощью математики объекты окружающего мира и отношения между ними;

  2. оперировать определенным составом математических знаний и умений;

  3. создавать стратегии решения задач.

Работа ученицы 11 класса Вельченко Д. (Статистика «Мастер и Маргарита»)

Полноценная прикладная направленность обучения математике невозможна без широкого внедрения идеологии математического моделирования.

Фрагменты уроков Кирилюк Н.А. (видео) и Шамдан Н.А.(видео)

Математическое моделирование благодаря своей универсальности, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивающие готовность учащихся использовать математические знания, должно рассматриваться как один из важнейших приемов деятельности в обучении школьников математике. Поэтому овладение математическим моделированием должно начинаться в начальной школе и заканчиваться в старшей для большинства учащихся. А для тех, кто продолжит обучение математике, оно должно стать ещё более значимым.

С чего начинается обучение математики в начальной школе?

С познавательного интереса.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые, он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению. К.Д. Ушинский писал, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть, отчасти нов, а отчасти знаком. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Фрагменты уроков Гебы Л.Ю. (видео) и Сафоновой С.В. (видео)

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате, взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Однажды, известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так. Все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие» Конечно, это была лишь шутка, но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Дело не в том, чтобы « не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

Исследования ученых показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа.

Допрофильное и профильное обучение подразумевает дополнительное обучение математики, создание элективных курсов. Трудности в реализации дополнительного образования, в первую очередь, финансовые (не всегда есть возможность открыть кружки, факультативы, индивидуальное обучение).

В классах математического профиля нашей школы изучаются дополнительно такие курсы, как черчение, основы компьютерной грамотности, факультативы по подготовки учащихся к ВНТ. Предмет черчение позволяет развивать пространственное мышление, воспитывает аккуратность при построении чертежей. Основы компьютерной грамотности ориентированы на приобретении навыков самостоятельной работы, в частности с математической литературой, использовании различных интернет ресурсов. Факультативы по подготовке к ВНТ решают проблемы качественной сдачи ВНТ для дальнего поступления в ВУЗы.

Дополнительное образование подразумевает привлечению учащихся к выполнению работ творческого характера, написанию научных работ МАН, что является хорошим опытом для написания курсовых работ, дипломных работ в ВУЗах.

Фрагменты защит работ МАН Кирилюк (видео) и Козюменко (видео)

Все аспекты этой деятельности дают, положительны результат. Начиная с первого внешнего тестирования, у нас были учащиеся, которые показывали результаты свыше 180 баллов (результаты ЗНО, МАН, предметных олимпиад).

К дополнительному образованию можно так же отнести участие школьников в различных предметных олимпиадах, предметных конкурсах «Кенгуру», «Левеня», «Бобер», а также организации практики летней физико-математической школы.

Отчет по практике Руденко Е.Г. (выступление)



© 2010-2022