Статья на тему Игровые технологии на уроках математики

           Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее возможностями выбора, элементами соревновательности, удовлетворения в потребности самореализации и самоутверждении. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Дидактическая игра - не самоцель на уроке,...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые технологии на уроках математики

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную ;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технологии внеклассной работы .

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.

В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.

Дидактическая игра - это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи

Организация игровой формы урока

При организации игровой формы урока необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.

6. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.

Хочу предложить Вашему вниманию применение игровых моментов на уроках математики и уроках решения нестандартных задач.

«Расшифруй слово»

При изучении темы «Координатная прямая» находим на прямой точки с указанными координатами и из букв получаем слово. Дети любят составлять такие задания и самостоятельно, поэтому на следующий урок можно дать это задание в качестве домашнего.

Статья на тему Игровые технологии на уроках математики

Игра «Конкурс художников»

Для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников». На доске или на слайдах записываются координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку соединить последовательно с предыдущим отрезком, то получится определённый рисунок.

Ласточка

(-5; 4), (-7; 4), (-9; 6), (-11; 6), (-12; 5), (-14; 5), (-12; 4), (-14; 3), (-12; 3), (-11; 2), (-10; 2),

(-9; 1), (-9; 0), (-8; -2), (0; -3), (3; -2), (19; -2), (4; 0), (19; 4), (4; 2), (2; 3), (6; 9), (10; 11), (3; 11), (1; 10), (-5; 4), глаз (-10,5; 4,5).

Утка

(3; 0), (1; 2), (-1; 2), (3; 5), (1; 8), (-3; 7), (-5; 8), (-3; 4), (-6; 3), (-3; 3), (-5; 2),(-5; -2), (-2; -3), (-4; -4),

(1; -4), (3; -3), (6; 1), (3; 0) и (-1; 5).

Слоник 1

(-1; 4), (-2; 1), (-3; 2), (-4; 2), (-4; 3), (-6; 4), (-6; 6), (-8; 9), (-7; 10), (-6; 10), (-6; 11), (-5; 10), (-4; 10), (-3; 9), (-1; 9,5), (1; 9), (3; 10), (4; 11), (4; 16), (3; 18), (5; 17), (6; 17), (5; 16), (6; 12), (6; 9), (4; 7), (1; 6),

(2; 5), (5; 4), (5; 3), (4; 4), (1; 2), (1; 0), (3; -4), (4; -5), (1;-7), (1; -6), (0; -4), (-2; -7), (-1,5; -8), (-5; -7), (-4; -6), (-5; -4), (-7;-5), (-7; -7), (-6,5; -8), (-10,5; -8), (-10; -7), (-10; -6), (-11; -7),

(-11; -8), (-14; -6), (-13; -5), (-12; -3), (-13; -2), (-14; -3), (-12; 1), (-10; 3), (-8; 3), (-6; 4), глаз (-1; 7).

Верблюд

(-10; -2), (-11; -3), (-10,5; -5), (-11; -7), (-12; -10), (-11; -13), (-13; -13), (-13,5; -7,5), (-13; -7), (-12,5; -5), (-13; -3), (-14; -1), (-14; 4), (-15; -6), (-15; -3), (-14; 2), (-11; 4), (-10; 8), (-8; 9),

(-6; 8), (-5; 5), (-3;8),(-1;9), (0;8), (0,5;6), (0,5;4), (3;2,5), (4;3), (5;4), (6;6), (8;7), (9,5;7), (10;6), (11,5;5,5), (12;5), (12;4,5), (11;5), (12;4), (11;4), (10;3,5), (10,5;1,5), (10;0), (6;-3),

(2;-5), (1,5;-7), (1,5;-11), (2,5;-13), (1;-13), (0;-5), (-0,5;-11), (0;-13), (-1,5;-13), (-1,5;-7),

(-2;-5), (-3;-4), (-5;-4,5), (-7;4,5), (-9;-5), (-10;-6), (-9;-12), (-8,5;-13), (-10,5;-13), (-10;-9,5), (-11;-7), глаз (8,5;5,5)

Медведь 1

(4;-4), (4;-6), (8,5;-7,5), (9;-7), (9;-6), (9,5;-5), (9,5;-3,5), (10;-3), (9,5;-2,5), (4;5), (3;6), (2;6), (0;5),(-3;5), (-7;3), (-9;-1), (-8;-5), (-8;-7), (-4,5;-8), (-4,5;-7), (-5;-6,5), (-5;-6), (-4,5;-5), (-4;-5), (-4;-7), (-1;-7),(-1;-6), (-2;-6), (-1;-4), (1;-8), (3;-8), (3;-7), (2;-7), (2;-6), (3;-5), (3;-6), (5;-7),

(7;-7), ухо (6;-4), (6;-3), (7;-2,5), (7,5;-3), глаз (8;-6)

Игра « Магический квадрат»

В клетки квадрата запишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали и диагонали была бы равна. Числа можно заменить на алгебраические выражения и записать так, чтобы сумма была равна нулю.Статья на тему Игровые технологии на уроках математики




Игра «Математическая поликлиника»

Учитель создает игровую ситуацию. Рассказывает правила игры:

Вы - посетители математической поликлиники, где необходимо пройти следующих специалистов:

Статья на тему Игровые технологии на уроках математики

Мы отправляемся к уравнологу.

Какие правила нам необходимо повторить перед приемом данного специалиста?

Статья на тему Игровые технологии на уроках математики

Учитель объясняет задание, организует парную работу. В диагностическую карту пар, правильно выполнивших все задания, вклеиваются жетоны с изображением фруктов.Статья на тему Игровые технологии на уроках математики



И так далее проходит посещение всех специалистов.


На уроках можно использовать игровые моменты в качестве решения занимательные задач, задач-головоломок, задач на смекалку. Например:

1. Расшифруйте «животноводческий» ребус:

Б + БЕЕЕ = МУУУ

2. Какое слово все отличники пишут неправильно?

3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в семье?

4.Поставь буквы на свои места: «ПШЬОПЕШИС-ЙЮДЛЕ

ШЕСАМЬШИН».

Ребятам также нравится принимать участие в различных играх, которые

являются аналогами телевизионных развлекательных передач:



«Кто хочет стать миллионером?»

Эту игру можно использовать на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока при изучении любой темы в любом классе. Правила такие же как и в телепередаче: требуется выбрать один правильный вариант ответа на каждый из поставленных вопросов. Статья на тему Игровые технологии на уроках математикиСтатья на тему Игровые технологии на уроках математики

«Своя игра»

Ребята делятся на три команды. Выбирают категорию из предложенных и цену вопроса. Та команда, которая первой отвечает на вопрос, и получает баллы. Все баллы суммируются в конце игры, определяется победитель.

Статья на тему Игровые технологии на уроках математики Статья на тему Игровые технологии на уроках математики


«Блиц-турнир знатоков математики»

Ребята делятся на две команды. Вопросы появляются на слайдах, задача команд за определенное время дать как можно больше правильных ответов.

Статья на тему Игровые технологии на уроках математики



«Домино»

Данную игру целесообразно проводить для обобщения и систематизации знаний , при подготовке к контрольной работе или даже экзамену. Класс делится на группы по 4-5 человек. На столе лежат карточки с номерами вопросов. Каждая из команд выбирает по одной карточке, решают задачу, листок с ответом кладут на стол учителю, карточку меняют. Задача команды: ответить правильно на все вопросы.


№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Штраф

Итого

Команда «Луч»



-1

2,5

Команда «Солнышко»




1

Команда «Луна»




6

Табло результатов на интерактивной доске в форме таблицы, где красное окно обозначает «неправильный ответ», зеленое - «правильный», желтое - «ответ исправлен». За зеленое окно команда получает 1 балл, за желтое -0,5 балла, за красное - 0 баллов. Данная игра хороша тем, что все ребята вовлечены в образовательный процесс, появляется спортивный азарт, т.к. все результаты перед ними появляются в онлайн режиме и, при этом, в классе идеальная тишина, т.к. за шум команда лишается заветных баллов.













Список использованной литературы

  1. Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках, математика. - Волгоград, 2008.

  2. Ляшова М.Н., Кумскова Е.Н. и др. Математика, открытые уроки. - Волгоград, 2005.

  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

  4. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

  5. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1992.

  6. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М., 1983.

  7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

openclass.ru

igrobank.ru


© 2010-2022