- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по геометрии на тему Соотношения между сторонами и углами в треугольнике (7 класс)
Конспект урока по геометрии на тему Соотношения между сторонами и углами в треугольнике (7 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Игнатьева И.А. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокоключевая средняя общеобразовательная школа»
Гатчинского района Ленинградской области
Методическая разработка УРОКА ГЕОМЕТРИИ
в 7 классе
ТЕМА: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Учитель: Игнатьева Ирина Анатольевна,
высшая квалификационная категория
Учебно-методический комплект по геометрии:
Атанасян Л.С. и др.
Гатчинский муниципальный район
п. Высокоключевой
2012 год
Урок-зачет
по материалу IV Учебника по геометрии для 7-9 классов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный урок-конкурс, или урок - игра может использоваться как для проведения группового зачета по материалу главы IV, так и для подготовки к индивидуальному зачёту.
Для участия в работе учащиеся класса делятся на команды (по 5-6 человек в группе, в зависимости от наполняемости класса).
В ходе урока каждый получает как индивидуальные баллы, так и работает на команду.
По числу личных фишек, полученных в ходе урока, учащиеся получают отметку.
Так же можно проранжировать команды по результатам их работы (учитывается активность, правильность и обоснованность ответов) и оценить отметкой работу всей команды (команда, отработавшая на «5», на «4», на «3»).
Такая форма проведения урока мотивирует учащихся на активную деятельность, дает слабым учащимся возможность, выступая в команде, пережить ситуацию успеха, что тоже может явиться мотивационным фактором в их учебной деятельности.
Цели урока:
-
Познавательная:
-
Анализ степени усвоения знаний по теме при выполнении заданий репродуктивного, алгоритмического и творческого уровней.
-
Развивающая:
-
Развитие логической культуры в ходе поиска решения нетрадиционно поставленной задачи;
-
Развитие математической речи.
-
Воспитательная:
-
Формирование организационных навыков работы в группе, формирование коммуникативной культуры в ходе организации обсуждения альтернативных вариантов решения.
-
Воспитание коллективизма при решении общих проблем.
Оборудование урока:
-
Интерактивная доска ACTIVboard
-
Мультимедийный проектор
-
Флипчарт урока
Подготовка материала к уроку:
-
Флипчарт урока
-
Протокол хода урока (для ведения протокола в качестве жюри можно привлечь учащихся старших классов)
-
Наборы разрезного материала для восстановления доказательства теорем,
-
Тексты задач,
-
Призовые фишки за правильные ответы
Структура урока
№ этапа
Этап урока
Уровень контроля
Содержание этапа
Деятельность учащихся
Оборудование
время
1
организационный
Знакомство учащихся с целью урока и правила работы на данном уроке.
Назначаются координаторы работы в каждой команде.
Записывают домашнее задание, знакомятся с инструкцией о работе на уроке
Доска с турнирной таблицей и записанным домашним заданием
2 мин.
2
Интеллектуальная разминка
Репродукти-
вный
Блиц-опрос по основным вопросам теории ГЛАВЫ IV
Индивидуальная работа в ходе блиц опроса
Интерактивная доска, призовые фишки
10 мин
3
Узнай теорему
Алгоритми-
ческий
Формулировка и доказательство одной из теорем
Групповая работа над доказательством теорем, представление работы группы взаимоанализ ответов
Разрезные карточки, интерактивная доска, призовые фишки
15 мин
4
Решаем задачи
Творческий
Организация работы групп над решением задач
Групповая работа над решением задачи, представление работы группы
Разрезные карточки, интерактивная доска, призовые фишки
15 мин
5
Подведение итогов урока
Индивидуальные и групповые оценки за работу на уроке, взаимообмен мнениями о результатах работы
рефлексия
3 мин
Ход урока
I этап. «Организация работы»
Учитель
-
сообщает цель и задачу урока, домашнее задание на следующий урок.
-
сообщает правила поведения команд,
-
организует выборы координаторов команды и выбор названия команды
-
представляет членов жюри.
Учитель: Мы завершаем изучение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника», мы познакомились с теоретическим материалом, изучили свойства сторон и углов треугольников, решали задачи. Теперь нам осталось показать усвоение этого материала. Вашим домашним задание будет выполнение тестовой работы (тест 8 из Сборника тематических тестов, авт. Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков).
А на сегодняшнем занятии мы проверим ваше умение доказывать теоремы, решать задачи, а так же умение работать в команде и выслушивать мнение других, анализировать свой ответ и ответ друзей-соперников. Для этого необходимо быть внимательными и дисциплинированными. Тогда вы сможете принести победные баллы команде и заработать отличные оценки по этой теме. Желаю вам всем успехов на этом уроке.
Представление жюри.
Выбор координаторов в группах.
Проверяется готовность учащихся (ручки, черновики для решения)
II этап. «Интеллектуальная разминка»
Личный конкурс проводится в формате блиц-опроса с помощью мультимедийной презентации на интерактивной доске.
Вопросы задаются командам «по кругу». Если у команды нет ответа на поставленный вопрос, то он передается следующей команде. Ученик, давший верный ответ, а так же ученик, сделавший важное дополнение, получает фишку.
(Учитель читает вопрос, после ответа ученика, демонстрируется страница флипчарта с верным ответом или решением. Жюри делает отметки в протоколе).
№
воп-
роса
Вопрос
Ответ
1
Сколько углов у треугольника?
Скорее всего, ученики дадут ответ - 3, оценим его как верный
2
НО, почему вопрос №1 такой легкий? Нет ли у него другого ответа? И как можно уточнить вопрос?
Уточнение: каких углов - внутренних или внешних, которых ещё по два у каждой вершины.
3
Сколько тупых углов в тупоугольном треугольнике?
Один
4
Сколько прямых углов в прямоугольном треугольнике?
Один
5
Сколько острых углов в остроугольном треугольнике?
три
6
Какова градусная мера острых углов в равнобедренном прямоугольном треугольнике?
45°
7
Какова градусная мера углов в треугольнике со сторонами 6 см, 6 см, 6 см?
60°
8
Какова градусная мера острых углов в прямоугольном треугольнике с гипотенузой 8 см и катетом 4 см?
30°, 60°
9
Какова градусная мера углов в треугольнике со сторонами 10см, 5 см и 3 см?
Треугольника с такими сторонами не существует, так как не выполняется правило треугольника:
10<5+3 ложно
10
В треугольнике АВС . Какая из сторон этого треугольника будет наибольшей?
АС
11
Верно ли, что в треугольнике сторона, лежащая против тупого угла больше стороны, лежащей против прямого угла.
НЕТ так как
-
в одном треугольнике не может быть одновременного тупого и прямого угла (противоречие с теоремой о сумме углов треугольника),
-
в разных треугольниках - тоже нет:
12
Может ли треугольник иметь два внешних тупых угла?
Да, так как всегда у треугольника не менее 2-х внутренних углов - острые. Они и будут смежными с данными тупыми углами.
13
Какой вид имеет треугольник, если отношение градусных мер его углов 1:2:3
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ:
х+2х+3х=180°, 6х=180°, х=30°.
Следовательно углы этого треугольника имеют градусные меры 30°, 60° и 90°.
ЖЮРИ совместно с учителем подводят итоги БЛИЦ-ОПРОСА и выдают призовые фишки.
III ЭТАП. «Узнай теорему»
Командный конкурс, в ходе которого каждая команда получает конверт с разрезанным на части доказательством одной из теорем, изученной на уроках.
Задача учащихся: узнать теорему и восстановить последовательность её частей.
Команда-победитель определяется по следующим критериям:
-
По скорости завершения работы,
-
По правильности собранного доказательства теоремы,
-
По правильности выполнения чертежа к собранному доказательству,
-
По правильности формулировки теоремы
В каждой команде по усмотрению её участников определяется самый активный и результативный участник этого этапа, который получает фишку для личного зачета.
По готовности, команда формулирует теорему, делает необходимый чертеж и восстанавливает последовательность доказательства на интерактивной доске (стр.28-31 флипчарта). Участники других команд дают анализ действий соперников, за что получают индивидуальные баллы.
(см. набор теорем в ПРИЛОЖЕНИИ 1)
IV ЭТАП «Решаем задачи»
Командный конкурс, где все команды получают один и тот же набор их трех задач. Распределяя роли между членами команды, координаторы организуют решение задач.
По готовности решения, оно демонстрируется на интерактивной доске и анализируются представителями другой команды.
Выигрывает каждую задачу команда, представившая её решение раньше соперника. Представители другой команды могут набрать баллы в ходе анализа решения
(см. набор задач в ПРИЛОЖЕНИИ 2)
V этап. «Подводим итоги»
Жюри сообщает результаты конкурса
Представители команд выступают с самооценкой своей работы и отзывом о работе на уроке друзей- соперников (чья работа понравилась, почему, что хотел бы изменить в работе своей команды)
Учитель ставит оценки за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
К конкурсу «Узнай теорему»
Рекомендация: работы над «восстановлением» доказательства теоремы удобнее начать с выполнения чертежа.
Теорема
о сумме углов треугольника
Теорема
о внешнем угле треугольника
Рассмотрим
Рассмотрим
Прямая
- внешний в
=
Следовательно
180°
В
В
Следовательно
180°
В
Что и требовалось доказать
Что и требовалось доказать
Теорема о соотношениях между углами и сторонами в треугольнике
Теорема «Неравенство треугольника»
В DK>DE
Для - внешний
Следовательно: в
EK=EK
>
Следовательно,
в KE=EC
и
==
в>
Следовательно:
>>
Значит DM>DK и >
Следовательно: в
>
Или DE+EM>DK
Что и требовалось доказать
Так как KE=EM, то ED+KE>DK
Что и требовалось доказать
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
К конкурсу «Решаем задачи»
-
Найти длину третьей стороны равнобедренного треугольника со сторонами 2 см и 6 см.
РЕШЕНИЕ
Необходимо рассмотреть два случая и проанализировать результаты решения с помощью неравенства треугольника
1 случай
2 случай
2 см 2 см
6 см
6 см <2см+ 2см - ложно
6 см 6 см
2 см
6 см<6см+2 см - истинно
Ответ: 6 см
-
В на стороне АС взята точка N так, что AN=BN. Сравните BC и NC
РЕШЕНИЕ
-
в AN=NB, сл-но
-
в
-
, сл-но
-
В - тупой, сл-но
BC>NC
A N C
Ответ: BC>NC
-
Сравните углы и стороны треугольника CDN, если , а внешний угол при вершине N равен 130°
РЕШЕНИЕ
D
C N K
1) , значит
2) , значит
3)в : =<, сл-но
DN=CD<CN
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Флипчарт для Интерактивной доски АСTIVbord (в режиме конструирования с включенной панелью инструментов)
Программа «Activstudio and Activprimary for WINDOWS»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Протокол конкурса команд БЛИЦ
№
вопроса
Команда
«Умники»
Команда
«Мечта»
Команда
«Парус»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Общий итог
Протокол урока
№
этапа
Команда
«Умники»
Команда
«Мечта»
Команда
«Парус»
1
2
3
Общий итог
Протокол личного участия
Список
учащихся класса
Этап 1
Этап 2
Этап 3
Общий
итог
Отметка за урок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Список литературы:
-
Геометрия: учебник для 7-9 классов./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др..- М: Просвещение, 2008 год
-
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса.
-
Мищенко Т.М. и др. Геометрия: Тематические тесты для 7 кл.
-
И.Д. Агеев «Занимательные материалы по информатике и математике», методическое пособие, Творческий центр «Сферы», Москва,2006 год
-
Гаврилова Н.Ф. «Универсальные поурочные разработки по геометрии:7 класс». Серия: в помощь учителю. Изд. ВАКО,2010 год