Программа по математике 8 вида в 9 классе

Рабочая программа по учебному предмету "Математика -9" разработана на основе: ·программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида- М.: просвещение,2010                 Математика (В.В.Эк)                 Допущено Министерством образования Российской Федерации ·учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа ориентирована на учебник: Эк В.В. Математика: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. ...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету "Математика -9" разработана на основе:

  • программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида- М.: просвещение,2010

Математика (В.В.Эк)

Допущено Министерством образования Российской Федерации

  • учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Эк В.В. Математика: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -М.: Просвешение,2010.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа рассчитана на 136 часов, по 4 ч в неделю.


Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи:
• формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
• максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе математического материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе математический материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении.
После изложения программного материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й уровень). В этой связи в программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.).
Понижать уровень требований рекомендуется в случаях выраженных форм интеллектуального недоразвития, т. е. тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.
Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со 2-м уровнем, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК, педагогическим советом школы.
Учитывая, что в современной жизни в быту и производственной деятельности широко используются микрокалькуляторы, в программе по математике предусматривается использование микрокалькулятора для проверки арифметических действий, для закрепления нумерации чисел, полученных при пересчете предметов и при измерении.
Обучение работе с микрокалькулятором должно быть построено по принципу концентричности, но использование микрокалькулятора не должно заменять или задерживать формирование навыков устных и письменных вычислений. С помощью микрокалькулятора целесообразно учить школьников приблизительной оценке результатов вычислений и округлению полученных результатов до нужного знака.
Изучение десятичных дробей должно носить в большей мере практическую направленность и учитывать требования того профиля трудового обучения, к которому готовятся выпускники конкретной школы. Учитывая большую практическую значимость десятичных дробей для трудовой и социальной адаптации учащихся, этой теме следует уделить большее внимание как на уроках математики, так и на уроках трудового обучения.

В программе четко обозначены базовые математические представления и два уровня умений практического применения знаний. Это требует от учителя систематического изучения возможностей каждого учащегося и реализации принципа дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения математике.
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ (за учебную четверть, полугодие, учебный год). Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе.
Знания учащихся, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с ее содержанием, а перевод в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе, которая меняется по итогам учебных достижений.1

К окончанию 9 класса учащиеся должны получить математические знания:

  • О числах в пределах 1000000, обыкновенных и десятичных дробях, процентах, о геометрических фигурах и телах, о построении геометрических фигур с помощью чертежных инструментов;

  • Об основных величинах (длине, стоимости, массе, времени, площади фигур и объеме тел), единицах измерения величин, их соотношениях;

  • Научиться производить четыре арифметических действия с многозначными числами, числами, полученными при измерении, и десятичными дробями;

  • Решать простые и составные (2 - 3 действия) арифметические задачи;

Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их практическую направленность.

Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. Кроме того, математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин, таких, как трудовое обучение, домоводство, история, география, рисование.

В программе по математике усилена практическая направленность обучения, что не исключает требований к усвоению детьми сведений теоретического характера.





























Математический словарь

Новые слова (изучаются при прохождении соответствующих тем): процент, объем; кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр; цилиндр, конус, пирамида.

Межпредметные связи: технология, русский язык.

Учащиеся должны знать:

  • Единицы измерения объема;

  • Какую часть числа составляют 10%, 20%, 25%, 50%, 75%.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • Самостоятельно выполнять арифметические действия с целыми числами в пределах 1 000 000; выполнять проверку обратным действием (в том числе и на микрокалькуляторе);

  • Выполнять умножение десятичных дробей с использованием микрокалькулятора с последующим округлением результата до сотых долей;

  • Записывать проценты в виде обыкновенной дроби (простые случаи);

  • Решать задачи, в которых требуется рассчитать бюджет молодой семьи;

  • Находить объем прямоугольного параллелепипеда (куба);

  • Различать шар, пирамиду, конус.

2-й уровень

  • Выполнять сложение и вычитание целых чисел в пределах 100 000, выполнять проверку обратным действием (в том числе и на микрокалькуляторе);

  • Умножать и делить целое число на двузначное число;

  • Решать задачи на нахождение 1% от числа; задачи, связанные с оплатой покупки (товара), оплатой квартиры и электроэнергии;

  • Различать шар, пирамиду, конус.

Тематическое планирование

(136 ч в год, 4 ч в неделю)



Дата

№ п/п


Т е м а у р о к а

Примечание

1

Повторение. Нумерация в пределах 1 000 000.

2

Арифметические действия с целыми числами в пределах 1 000 000

3

Повторение. Арифметические действия с десятичными дробями

4

Повторение. Арифметические действия с числами, полученными при измерении

5

Арифметические действия с числами, полученными при измерении

6

Арифметические действия с числами, полученными при измерении

7

Выполнение арифметических действий с помощью микрокалькулятора

8

Выполнение арифметических действий с помощью микрокалькулятора

9

Выполнение арифметических действий с помощью микрокалькулятора

10

Проверка арифметических действий с помощью микрокалькулятора

11

Проверка арифметических действий с помощью микрокалькулятора

12

Проверка арифметических действий с помощью микрокалькулятора

13

Действия с рациональными числами

14

Действия с рациональными числами

15

Действия с рациональными числами

16

Контрольная работа по теме «Действия с рациональными числами»

17

Решение примеров, содержащих целые числа

18

Решение примеров, содержащих целые числа

19

Решение примеров, содержащих целые числа

20

Решение примеров с целыми числами

21

Решение задач с целыми числами

22

Решение задач с целыми числами

23

Решение задач с целыми числами

24

Решение примеров, содержащих десятичные дроби

25

Решение примеров, содержащих десятичные дроби

26

Решение примеров, содержащих десятичные дроби

27

Решение примеров с десятичными и обыкновенными дробями

28

Решение примеров с десятичными и обыкновенными дробями

29

Решение примеров с десятичными и обыкновенными дробями

30

Решение задач с десятичными дробями

31

Решение задач с десятичными дробями

32

Решение задач с десятичными дробями

33

Задачи на вычисление продолжительности, начала и конца события

34

Задачи на вычисление продолжительности, начала и конца события

35

Задачи на вычисление продолжительности, начала и конца события

36

Проценты

37

Проценты

38

Проценты

39

Нахождение одного процента от числа

40

Нахождение одного процента от числа

41

Шар

42

Цилиндр

43

Пирамида

44

Конус

45

Геометрические фигуры

46

Контрольная работа по теме «Геометрические фигуры»

47

Нахождение процента от числа

48

Нахождение процента от числа

49

Нахождение процента от числа

50

Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа

51

Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа

52

Задачи на проценты

53

Задачи на проценты

54

Простые случаи представления процентов в виде обыкновенной дроби

55

Представление процентов в виде обыкновенной дроби

56

Представление процентов в виде обыкновенной дроби

57

Решение задач на проценты

58

Задачи на проценты

59

Задачи на проценты

60

Контрольная работа по теме «Проценты»

61

Объем

62

Объем

63

Единицы измерения объема

64

Соотношения между единицами объема

65

Объем прямоугольного параллелепипеда

66

Вычисление объема куба

67

Задачи на вычисление объемов тел

68

Контрольная работа по теме «Объем»

69

Нахождение числа по одному проценту

70

Решение задач на проценты

71

Нахождение числа по нескольким процентам

72

Решение задач на проценты

73

Задачи на проценты

74

Задачи на проценты

75

Контрольная работа по теме «Нахождение числа по проценту»

76

Задачи на расчет бюджета молодой семьи

77

Задачи на расчет бюджета молодой семьи

78

Задачи на расчет бюджета молодой семьи

79

Затраты на питание новорожденного

80

Затраты на питание новорожденного

81

Затраты на детскую одежду

82

Затраты на детскую одежду

83

Затраты на детскую одежду

84

Решение практических задач

85

Решение практических задач

86

Решение задач по теме « Расчёт бюджета семьи»

87

Решение задач по теме « Расчёт бюджета семьи»

88

Решение задач по теме « Расчёт бюджета семьи»

89

Решение практических задач

90

Решение задач по теме «Кредиты»

91

Решение практических задач по теме «Кредиты»

92

Решение практических задач по теме «Кредиты»

93

Контрольная работа по теме «Расчёты и кредиты»

94

Решение практических задач

95

Решение практических задач

96

Умножение десятичной дроби на дробь с использованием микрокалькулятора

97

Умножение десятичной дроби на дробь с использованием микрокалькулятора

98

Умножение десятичной дроби на дробь с использованием микрокалькулятора

99

Округление результата до десятых долей

100

Округление чисел до сотых долей

101

Округление чисел тысячных долей

102

Округление чисел до единиц, десятков, сотен

103

Округление десятичных дробей

104

Округление десятичных дробей

105

Округление десятичных дробей

106

Контрольная работа «Округление чисел»

107

Повторение. Задачи на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда

108

Повторение. Задачи на вычисление объема куба

109

Повторение. Решение задач на вычисление объемов

110

Повторение. Решение практических задач на вычисление объемов

111

Решение практических задач на вычисление объемов

112

Решение практических задач на вычисление объемов

113

Повторение. Арифметические действия с числами

114

Повторение. Проценты

115

Повторение. Проценты

116

Повторение. Проценты

117

Повторение. Шар, цилиндр, пирамида

118

Повторение. Задачи на вычисление объемов тел

119

Повторение. Нахождение числа по одному проценту

120

Задачи на проценты

97

Повторение. Нахождение числа по нескольким процентам

121

Повторение. Задачи на расчет бюджета молодой семьи

122

Повторение. Задачи на расчет бюджета молодой семьи

123

Повторение. Умножение десятичной дроби на дробь с использованием микрокалькулятора

124

Повторение. Задачи геометрического содержания

125

Повторение. Задачи геометрического содержания

126

Повторение. Решение задач практического содержания

127

Повторение. Решение задач практического содержания

128

Повторение. Решение задач практического содержания

129

Повторение. Решение примеров с десятичными и обыкновенными дробями

130

Повторение. Решение примеров с десятичными и обыкновенными дробями

131

Повторение. Округление десятичных дробей

132

Повторение. Округление десятичных дробей

133

Подготовка к итоговой контрольной работе

134

Подготовка к итоговой контрольной работе

135

Итоговая контрольная работа

136

Заключительный урок за курс 9 класса


классный час "Россия в войнах XX века"

Закончился XX век. Для России это столетие было невероятно трудным и противоречивым. С одной стороны - мощный экономический рост, полет человека в космос, а с другой стороны разруха, голод, гибель миллионов людей во время войн. А их за одно столетие набралось немало. И каждый раз страна поднималась, восстанавливала разрушенное хозяйство и двигалась дальше, вперед.

Этот классный час был подготовлен и проведен студентами, совместно с классным руководителем. Такая тема не оставила никого равнодушным, так как в каждой семье обязательно кто-то из родственников принимал участие в одной из войн. Война никогда никого не оставляет безучастным. Я считаю, что такой классный час можно проводить в группах на любом курсе, так как каждый человек, любого возраста может назвать тех, кто участвовал, а может и погиб в одной из войн. Такой классный час можно приурочить к месячнику военно-патриотической подготовки и в качестве уроков мужества.

Цели данного классного часа:

  1. Воспитание чувства патриотизма у студентов.

  2. Воспитание чувства гордости и уважения к тем, кто воевал и погиб в войнах.

  3. Познакомить с биографиями студентов, которые воевали и погибли в афганскую и чеченскую войну.

  4. Показать необходимость службы в армии, подготовки к ней

  5. Развитие интереса к военному прошлому России, города.

"Больше сея любве никтоже имать дакто душу свою положит за други своя"
(Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих).
Надпись на памятнике в одном из болгарских городов

Война всегда трагична. Но на протяжении столетий русский воин всегда стоял на защите своей Родины, и тот, кому выпадал воинских жребий нес службу именно "за други своя". Все тяготы и лишения походной жизни солдат переносил также покорно, как переносит стихийные бедствия мирный житель. Война ради войны, ради захвата чужих земель никогда не поощрялась в России.

И Илья Муромец, и Алёша Попович на богатырских заставах несут службу за други своя, и князь Владимир - это не просто государь, а олицетворение всего государства, которому служит, и которое обороняет русский воин. Верность царю воин блюдет не за честь, а за совесть. [3, с.12]

(Включается фрагмент кинофильма Н. Михалкова "Сибирский цирюльник", въезд государя и его приветствие юнкерам).

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Как бы не хотелось жить людям в мире и согласии, к сожалению, всегда найдётся какой-либо предлог для начала войны.

Основной причиной войны между Россией и Японией было столкновение внешнеполитических и экономических интересов. Япония стремилась захватить Китай, Корею, Манчжурию и укрепиться в Азии. Россия также стремилась расширить сферы своего влияния на Дальнем Востоке.

В ночь на 27 января 1904 года, без объявления войны японский флот обстрелял русскую эскадру на рейде Порт-Артура.

Утром 27 января, в нейтральном корейском порту Чемульпо японская эскадра блокировала два русских корабля: крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец", и предложила им сдаться. Не желая спустить боевой флаг перед врагом, русские моряки приняли бой, а затем потопили свой крейсер и взорвали "Кореец".

И на суше действия русских войск складывались неудачно. Из-за медлительности командующего сухопутной армии, японцы, в мае 1904 года, отрезали от основных сил крепость Порт-Артур. Его оборона продолжалась 239 дней. В Порт-Артур прибыл адмирал русского флота Степан Осипович Макаров. Это был самый уважаемый человек во флоте. Российский флотоводец, океанограф, вице-адмирал. Руководитель двух кругосветных плаваний. Выдвинул идею и руководил строительством ледокола "Ермак", на котором совершил арктическое плавание в 1899 и 1901. Разработал тактику броненосного флота. Исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей. Автор ряда научных трудов, награжден Золотой медалью Российского Географического общества. С 1899 года - главный командир Кронштадского порта и военный губернатор Кронштадта. В феврале 1904 года получил свое последнее назначение командующего флотом на Тихом океане. Он был с воодушевлением принят в осаждённой крепости. Ему удалось быстро организовать оборону Порта. Но 20 декабря 1904 года крепость была сдана. Падение Порт-Артура оказало большое влияние на дальнейший ход войны. 31 марта 1905 года броненосец "Петропавловск", на котором находился адмирал Макаров, подорвался на мине и затонул. Россия потеряла своего лучшего флотоводца. Это была непоправимая потеря для эскадры Порт-Артура. В 1905 году Россия потерпела два крупных поражения: сухопутное (в феврале под Мукденом) и морское (в мае около острова Цусима).

Война Россией была проиграна. Но и положение Японии было тяжелым.

По мирному договору, подписанному в Портсмуте (США), в августе 1905 года, Россия признала Корею японской сферой влияния, передала Японии право на аренду части Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и южную часть острова Сахалин. [1, с.45] (Приложение 1)

Первая мировая война 1914 года

Поводом к войне 1914 года послужил австро-сербский конфликт. Главнокомандующий армией Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд присутствовал на манёврах в Боснии. 28 июня в Сараево, прибывший из Сербии член революционной патриотической организации "Млада Босна" Гаврила Принцип, убил наследника австрийского и венгерского престолов. Австро-Венгрия обвинила в смерти эрцгерцога Сербию, направила ей ультиматум и объявила войну. В конце июля 1914 года австро-венгерские войска вторглись на сербскую территорию. Германия воспользовалась этим и 1 августа 1914 года объявила войну России, 3 августа - Франции, 4 августа Англия объявила войну Германии под предлогом защиты Бельгии от германских войск.

Так была развязана война между Германией и Австро-Венгрией с одной стороны, и Англией, Францией и Россией с другой стороны.

Постепенно в войну было втянуто 36 государств разных частей света. Всеми государствами было призвано на военную службу около 70 млн. человек.

В России мобилизация проходила медленно. Франция обратилась к России за помощью, российское командование двинуло в наступление свои войска. В 1915 году Германия и её союзники направили основной удар, практически половину всех своих вооруженных сил против России. [2, с.56]

Выдающимся человеком, командующий войсками Юго-Западного фронта, был генерал Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926 гг).

Алексей Алексеевич получил домашнее образование, затем окончил Пажеский Корпус. После его окончания служил в 15-м Тверском драгунском полку. В его составе участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878гг, был награжден орденами и получил чин штабс-капитана. Впоследствии стал одним из самых известных теоретиков кавалерийского боя. Во время Первой мировой войны провел успешное наступление, названное Брусиловским прорывом. За первые три дня, фронт был прорван на протяжение 70 - 80 верст и глубиной 25-30 верст. К середине июня, в ходе наступления, войска Брусилова взяли в плен более 4 тысяч офицеров и около 200 тысяч солдат, захватили 219 орудий, 674 пулемёта. Это было первое удачное наступление.

В дальнейшем А.А. Брусилов был военным советником Временного правительства, а в последние годы жизни - инспектором кавалерии Красной Армии. Умер 17 марта 1926 года на 73-м году жизни. [2, 63]

(Включается фрагмент фильма "Тихий Дон", эпизод атаки русских войск. На фоне последних кадров читается стихотворение Н. Гумилёва "Наступление" (Приложение 2))

Гражданская война 1918-1920 год

Период с весны 1918 года по 1920 год получил название Гражданской войны.

В гражданской войне можно выделить три основных социально-политических лагеря: белое движение, красное движение и партии социалистической и демократической ориентации - эсеры, меньшевики и т. д. Через месяц после Октябрьской революции красные контролировали большую часть севера и центра России до средней Волги, значительное число населённых пунктов вплоть до Кавказа. [3, с. 67]

Основными очагами сопротивления большевикам стали три региона: Дон и Кубань, Украина и Восточная Сибирь. Летом 1918 года положение большевиков стало крайне тяжелым. Большевистская власть контролировала только территорию вокруг Москвы. Украину захватили немцы, Дон и Кубань - генералы Краснов и Деникин. В ноябре 1918 года Колчак развернул наступление и захватил Урал. Но в 1920 году Красная Армия остановила продвижение Колчака, красноармейцы дошли до Байкала, армия генерала Деникина была разбита. В 1922 году Дальний Восток был освобожден от японцев.

Большевики умело использовали искусство политической пропаганды. В глазах большинства населения они были защитниками России от посягательств иностранных захватчиков. В ряды Красной Армии влились 165 тысяч бывших офицеров царской армии, что позволило профессионально осуществлять военные операции.

Гражданская война 1918 года - 1920 года явилась страшным бедствием для России. Потери в войне составили 8 млн. человек, более 2 млн. - эмигрировали из России, большей частью это были представители интеллектуальной элиты общества. [2, с.78]

Огонь гражданской войны опалил сердца многих настоящих патриотов России. Каждый по-своему понимал слово "Родина", и каждый по-своему понимал, в чём состоит счастье и счастливая жизнь, как для себя, так и для страны.

Сергей Лазо - пламенный коммунист, герой гражданской войны, отважный партизан. В 1918 году 24-х летний Лазо стал командующим войсками Забайкальского фронта. С осени 1918 года, жизнь и деятельность Лазо связаны с Приморьем, где он командовал всеми партизанскими отрядами. В начале 1920 года, в Приморье он был арестован японцами, которые после пыток сожгли его в топке паровоза. [2, c. 83]

Виталий Бонивур - один из руководителей подпольной комсомольской организации Приморья. В сентябре 1922 года был схвачен белогвардейцами. После жесточайших пыток ему раздробили голову и вырезали сердце из его груди. Так погиб герой гражданской войны Виталий Бонивур, которому было всего 20 лет. [2, c. 88]

Михаил Николаевич Тухачевский - потомственный дворянин, офицер царской армии, кавалер шести орденов, он принял Революцию сразу, без колебаний. Тухачевский внёс неоценимый вклад в разгром врагов молодой Советской Республики. Человек светлого ума, военно-политических знаний, сильной воли, мужества и энергии. Это был широко мыслящий военный, далеко смотрящий вперёд. Он ещё в 30-х годах предвидел, что будущее армии за танками и самолётами, а не за кавалерией. И именно он стоял у истоков создания нашей ракетной техники. По его заданию была разработана зажигательная специальная бомба и дистанционная бомба для поражения авиации противника в воздухе. Также обязаны своим появлением Тухачевскому реактивные снаряды, торпедоносная авиация, тяжелые бомбардировщики, воздушно-десантные части, отечественная танковая техника и радиолокация.

А потом наступил 1937 год. Михаил Николаевич Тухачевский был арестован по делу "О заговоре в Красной Армии". 11 июня 1937 года, он и ещё 7 его товарищей и соратников были осуждены по обвинению в измене Родине, той самой Родине, для которой он столько сделал, и были расстреляны. [3, c.94]

Но были и другие люди, которые тоже любили свою Родину, и хотели принести ей как можно больше пользы.

Вот высказывание одного человека о гражданской войне: "Идёт не только политическая распря, ослабляющая собирание страны, но и длится ужасающая гражданская война, где гибнут в братоубийственной бойне тысячи полезных сил, которые могли бы принести Родине громадные и неоценимые услуги". Эти слова принадлежат адмиралу Александру Васильевичу Колчаку. Тому самому Колчаку, который был одним из руководителей белого движения, о чьей жестокости ходили легенды. В 1999 году Верховный Суд отказался его реабилитировать. Наряду с этим он был отважным исследователем Севера, принимал участие в экспедиции барона Толля к Земле Санникова. Один из островов Карского моря носил его имя. Он хотел принять участие в англо-бурской войне в Южной Африке. В ЮАР до сих пор чтят имя Колчака. В его честь, в столице ЮАР названы отель и ресторан. За участие в экспедиции Толля, Колчак получил Большую золотую медаль от Географического Общества "За выдающийся и сопряжённый с трудом и опасностью научный подвиг" Колчак участвовал в войне 1904 - 1905 годов. Командовал несколькими крейсерами, был награждён орденом Святой Анны IV степени. После поражения в войне, позор Порт-Артура тяжким грузом давил на него всю жизнь. Он считал, что основной задачей является возрождение флота.

Александр Николаевич был против Февральской и Октябрьской революций. Он был признан Верховным главнокомандующим войск. В 1920 году он был арестован и расстрелян, а затем его тело утопили в проруби. [4, c.46]

Вдали от России, в американской земле, покоится прах генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина, яркая личность и трагическая судьба.

С одной стороны - это талантливый военачальник с гибким мышлением, опытный стратег, тактик, оригинальный литератор, человек высокой культуры, честный человек и бессеребренник, и, наконец, умный, но ослепленный ненавистью человек, вспыльчивый и непримиримый враг Советской власти, но патриот "великой, единой, неделимой" и бесконечно дорогой его сердцу России. В Маньчжурии есть сопка, названная в честь Деникина. Здесь в 1905 году он командовал кавалерией, атаковавшей боевые порядки японцев. Боевые заслуги Деникина отмечены восьмью орденами (в том числе и Святого Георгия III и IV степени) и тремя медалями. Имел он и довольно редкую награду, вручаемую только полководцам - Золотое Георгиевское оружие с бриллиантами. После Гражданской войны Деникин эмигрировал сначала в Англию, затем во Францию. В 1941 году после объявления войны Деникин тяжело переживал поражение Красной Армии. Зато поражение гитлеровцев под Москвой, а затем победы под Сталинградом и на Курской дуге вызвало у него бурную радость. Он не только праздновал победы. Купив на свои сбережения вагон медикаментов, он отправил их через Красный Крест на Сталинградский фронт. Сталинское руководство решило медикаменты от врага народа принять, но от кого они - никому не сообщать. Лишь в конце 1980 года об этом узнали из архивных документов.

В 1945 году Деникин переехал в США. Он был полон творческих планов. Приступил к написанию истории первой и второй мировых войн, заканчивал мемуары "Путь русского офицера". Но вскоре, в августе 1947 года, он умер от болезни сердца. [7]

Таким образом, гражданская война не предполагает ни победителей, ни побежденных, так как и Деникин, и Колчак, и Чапаев, и Ворошилов были лишь теми, кто волею обстоятельств творил историю в переломное для России время.

Великая отечественная война 1941-1945 года. (Приложение 3.)

Война стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Цель Гитлера была следующей: "Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению". [1, c. 90] Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину, мог её спасти. В годы войны в Красную Армию было призвано 19571 человек наших земляков - нижнетуринцев, исовчан, жителей других поселков и деревень района. Немало героических дел на счету коммуниста из поселка Старая Ляля Федора Ивановича Усошина. В годы войны, действуя в глубоком тылу на белорусской земле, он возглавил подпольный райком партии и погиб при освобождении города Несвиж. Более 6000 нижнетуринцев были награждены боевыми орденами и медалями.

Хорошо знакомы нам имена шестерых героев Советского Союза, нижнетуринцев: штурман тяжелой бомбардировочной авиации, гвардии полковник Чистяков Василий Михайлович, гвардии полковник артиллерии Меркурьев Валериан Антонович, гвардии полковник танковых войск Рогозин Анатолий Васильевич, гвардии старший сержантГлазунов Григорий Иванович, гвардии лейтенант Скорынин Владимир Петрович, гвардии генерал-полковник танковых войск Бутков Василий Васильевич.

Владимир Петрович Скорынин родился 26 марта 1924 года в поселке Косья. После окончания школы работал на драге. Был призван в армию. Воевал на Северо-Кавказском, Степном, Втором Украинском фронтах. Командовал стрелковым взводом. В октябре 1943 года передовые части советских войск вели тяжелые бои на правом берегу Днепра. Четвертой стрелковой роте, в составе которой действовал взвод лейтенанта Скорынина, было приказано овладеть сильно укрепленным опорным пунктом - селом Куцеваловка. При поддержке артиллерии, его взвод первым ворвался в село и уничтожил штаб. После короткой передышки - новое задание. Взводный с двумя бойцами ушел в разведку. Необходимо было уточнить схему обороны и захватить "языка". Разведчики отлично справились с заданием и привели в штаб немецкого офицера. Но уберечь своего командира не смогли. [6]

Всего шесть месяцев сражался за родную Отчизну 19-летний Владимир Скорынин. Но и этих месяцев оказалось достаточно для того, чтобы совершить свой бессмертный подвиг.

Звание Героя Советского Союза Владимиру Скорынину было присвоено 22 февраля 1944 года посмертно. Его именем названы две улицы: в родном поселке и Нижней Туре. А где-то на Украине, на берегу Днепра, о нашем земляке - герое напоминает людям остроконечный обелиск.

(Демонстрируется фрагмент фильма "Горячий снег").

Афганистан

Каждое время рождает своих героев, но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше сложное, насыщенное острыми событиями время, в русских парнях не иссякли верность долгу, традициям старших поколений, непреклонная воля к победе, отвага и мужество. Подтверждение этому тысяча солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, награжденные высокими государственными наградами за самоотверженность и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан. Ограниченный контингент Советских войск в Афганистане составлял 100 тысяч солдат и офицеров не щадя своей жизни боролись за жизнь и счастье афганского народа. Из них: 311 человек пропало без вести, 13 тысяч получили ранения в ожесточенных боях с душманами, 13 310 человек вернулись на Родину в цинковых гробах, из них наши земляки - нижнетуринцы: Рашид Гусманов, Владимир Сидоров.

Из нашего техникума в Афганской войне воевало немало ребят: Баяндин Сергей, Плашкин Николай, Карпов Алексей, Горюнов Сергей, Залесов Александр и другие. [5]

(Исполняется песня "Афганистан") (Приложение 4)

Чеченская война

Чеченская война 1994-96 гг. - это широкомасштабные военные действия между федеральными войсками Российской Федерации и чеченскими вооруженными формированиями. Попытки России урегулировать мирными средствами затяжной чеченский кризис, возникший после провозглашения Чечней в 1991 году государственной независимости и выхода из состава России, оказались безуспешными. Было принято решение об использовании регулярной армии. 11 декабря 1994 года российские войска пересекли границу Чечни, начались кровопролитные бои за Грозный. Лишь к марту 1995 года удалось вытеснить из него чеченских ополченцев. [2, c.112]

В июне 1995 года отряд боевиков под командованием Шамиля Басаева совершил налет на город Буденовск (Ставропольский край) и захватил в заложники все находившихся в городской больнице и других жителей города. Ради спасения жизни заложников российское правительство выполнило все условия боевиков и согласилось начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но эти переговоры были сорваны в октябре 1995 года в результате покушения на командующего российскими войсками генерала Романова. Военные действия продолжились. В январе 1996 года в России усилились требования прекратить военные действия, особенно после провала операций федеральных войск по обезвреживанию боевиков в Кизляре и Первомайском.

Гибель Дудаева в апреле 1996 года ситуации не изменила. В августе 1996 года чеченские формирования фактически захватили Грозный. 30 августа 1996 года в Дагестане были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни. Число погибших составило 80 тысяч человек, раненых - 240 тысяч.

В августе 1999 года в юго-западные районы Дагестана вторглись чеченские банд формирования под командованием Басаева и Хаттаба под предлогом создания Исламского государства Дагестан. Конфликт стал разрастаться. Дальнейшие события подхлестнули сентябрьские взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, унесшие жизни 299 людей.

Было принято решение о начале проведения войсковой антитеррористической операции в Чечне, которая началась 1 октября 1999 года.

К марту - апрелю 2000 года завершились полномасштабные действия, и территория Чечни в основном стала контролироваться федеральными войсками.

Сергей Иванов - студент нашего техникума тоже воевал в Чечне. Он был очень добродушный парень, никому зла не причинил. В армии дружил с башкирами, дагестанцем, любил жизнь. У него были очень большие планы на будущее, мечтал, отслужив, пойти работать.

Сергей Иванов погиб в Чечне в июне 1995 года. 17 октября 1995 года Сергей был награжден орденом Мужества. Посмертно. [5] (Приложение 5)

(Включается видео клип группы "Любе": "Давай за …".)

Список используемой литературы

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. ХХ век. Москва, 1999 г.

  2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Россия в ХХ веке. Москва, Просвещение, 2000 год.

  3. История России. Учебное пособие. Том 2. Москва, Владос, 1998 год.

  4. История Урала. ХХ век. Книга 2. Издательство "СВ-96", Екатеринбург, 1998 год.

  5. Материалы музея истории техникума.

  6. Материалы городского музея.

  7. Материалы периодической печати.

  8. Кадры из видеофильмов "Сибирский цирюльник", "Тихий Дон", "Горячий снег", видеоклип группы "Любэ" "Давай за...".


© 2010-2022