Планирование современного занятия в дополнительном образовании и его самоанализ

У педагогов часто возникают вопросы, как правильно составить план или конспект учебного занятия в дополнительном образовании, а затем проанализировать проведенное занятие. В памятке представлены. формы занятий в учебном кабинете и выездных занятий, основные типы учебных занятий, примерная структура занятия, образцы плана и конспекта открытого занятия в дополнительном образовании занятия, а также примерная схема самоанализа занятия. Предложенный материал  поможет педагогам дополнительного образования правильно составить план или конспект любого занятия и грамотно его проанализировать.
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Планирование современного занятия в дополнительном образовании и его самоанализ»

Филатова М.В. - методист МОБУДОД «ЦДТ «Радуга»,

первая квалификационная категория

Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем ОУ. Продолжительность учебных занятий для детей 6 лет - 30 минут, 7-18 лет - 40 минут.

Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и использования валеологических моментов.

Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка учреждения перерывы между занятиями составляют 10 минут.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

  • определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;

  • определяются тип и структура занятия;

  • его тема, цель, задачи.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

На каждое занятие составляется план согласно количеству часов, отведенных на занятие по расписанию. Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану.

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным дляобучающихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.

Формы учебных занятий кроме прочих можно разделить на две группы:

а) занятие в учебном кабинете:

- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

б) выездные занятия:

- учебные экскурсии;

- походы;

- экспедиции;

- практические занятия на местности;

- полевые практики и т.д.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

В дополнительном образовании различают следующиетипы занятий:

1. Занятие, направленное на изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.).

2. Занятие, ориентированное на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (обобщение, решение задач, контрольные работы, упражнения на повторение и др.).

3. Занятие, нацеленное на самостоятельное применение умений и навыков (самостоятельные работы, конференции, дискуссии, аукционы, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются определенные требования.

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

1этап - организационный;

2этап - теоретическая часть;

3этап - практическая часть;

4этап - окончание занятий.

Организация занятия.

Первые 3-5 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

- сбор детей;

- подготовку их к занятию;

- подготовку рабочих мест воспитанников.

Теоретическая часть занятия.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

- изложение исторических данных по теме занятия;

- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

- объяснение специальных терминов по теме занятия;

- описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);

- правила техники безопасности.

Теоретическая часть не должна превышать 8-10 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Практическая часть занятия (15-20 мин.)

Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

- доведение каждой начатой работы до конца;

- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 3-5 мин.)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей. Завершение занятия включает в себя:

- подведение итогов практической работы;

- закрепление учебного материала;

-объяснение домашнего задания;

-организацию дежурства (при необходимости).

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

- необязательность его наличия и выполнения;

- творческий характер;

- для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной.

Учебные занятия в системе дополнительного образования представляют собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляют ряд требований. Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Планирование учебного занятия - это важная часть образовательного процесса в УДОД. План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия. Планирование для каждого учебного занятия является желательным, особенно для молодых специалистов. При проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план. И следует помнить, что любой проверяющий может потребовать у вас план или план-конспект.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана-конспекта учебного занятия.

План и план-конспект занятия как учебно-методический документ регламентирует ход конкретного занятия кружка (объединения), в котором, во-первых, определяется цель и задачи занятия; во-вторых, показывается эффективность использования времени; в-третьих, единство, порядок и последовательность работы участников образовательного процесса и др.

В плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития. Задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.



План учебного занятия

Название кружка

Ф.И.О. руководителя кружка

Дата проведения учебного занятия:

База проведения кружка

Количество присутствующих

Тема учебного занятия (согласно календарному плану кружка):

Цель (раскрывает содержание учебной деятельности на занятии):

Задачи:

обучающие;

развивающие;

воспитательные.

Методы организации учебного занятия:

-словесный (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.);

-наглядный (запись наблюдений, зарисовки, рисунки, фото-видеосъёмка, работа с наглядными материалами: картинами, рисунками, плакатами, фотографиями, таблицами, чертежами, графиками, моделями, приборами, видеоматериалами и т.д.);

-практический (упражнения, тренинги, тренировки, репетиции, выполнение письменных работ, проведение опытов, самостоятельное изучение части учебного материала, создание моделей и конструкций, создание творческих работ, литературных произведений, разработка сценариев спектаклей, праздников, проведение игр и т.д.).

Оборудование:

-дидактический материал

-материалы и инструменты

-наглядность

Методическое сопровождение учебного занятия (образовательная программа кружка, литература по профилю кружка, методические разработки и т.д.)

Ход занятий


  1. Организационная часть.

Проверка присутствующих на занятии. Объявление темы, цели и задач занятия. Техника безопасности.

  1. Основная часть занятий.

Включает в себя как изучение нового учебного материала, так и закрепление изученного материала, обобщение и систематизацию полученных знаний и умений, продолжение и завершение начатой работы в зависимости от типа занятий.

  1. Заключительная часть занятий.

Подведение итогов занятия. Анализ и оценка проделанной работы. Рефлексия.

Образец плана-конспекта открытого занятияпредставлен в презентации.


Образец плана-конспекта открытого занятияв системе ДО

Педагога дополнительного образования_______________________

____________________________________________________________

Творческое объединение______________________________________

Учебная группа__________________ , год обучения______________

Тема:

Цель:

Задачи:

I. Обучающие.

ІІ. Развивающие.

III. Воспитательные.


Оборудование занятия:

I. Дидактический материал для педагога:

1.

2.

3.


ІІ. Дидактический материал для воспитанников:

1.

2.

3.

III. Материально техническое оснащение занятия:

1.

2.

3.


п(педагог)

д(дети)

Ход занятия

(слова, действия педагога и воспитанников)

Время

П: Д:

I этап. Организационный момент

2 мин.


П: Д:

II этап. Введение в тему занятия

3 мин.

П: Д:

III этап. Объяснение темы занятия

8 мин.


П: Д:

IV этап. Практическая работа

15 мин.


П; Д:

V этап. Физ. минутка

3 мин.


П: Д:

VI этап. Практическая работа

12 мин.


П: Д:

VII этап. Подведение итогов

2 мин.


Всего:

45 мин.


Дата____________________________


Педагог дополнительного образования:


Ф.И.О.___________________________________________ Подпись

Каждый педагог дополнительного образования, организуя учебное занятие, должен уметь провести его самоанализ. Особенно при проведении открытых занятий в рамках аттестации. Примерная схема самоанализа занятия выглядит следующим образом.


Примерная схема самоанализа занятий

1. Общие сведения о занятии:

  • краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

  • оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема занятия:

  • место в учебном курсе;

  • степень сложности в целом и для данной группы в частности.

3. Цель занятия:

  • образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.

4. Содержание занятия:

  • соответствуют ли цели занятия;

  • проведена ли его дидактическая обработка;

  • развивает ли творческие способности детей;

  • способствовало ли развитию интереса к обучению;

  • формированию каких знаний и умений способствует.

5. Тип занятия:

  • какой тип занятия избран;

  • как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

6. Структура занятия:

  • этапы занятия;

  • их последовательность;

  • как обеспечивалась целостность занятия.

7. Методы обучения:

  • соответствуют ли цели занятия;

  • в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;

  • какова их эффективность.

8. Система работа педагога:

  • умение организовать работу детей;

  • управление группой;

  • определение объёма учебного материала;

  • поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);

  • роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы обучающихся:

  • организованность, активность;

  • отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;

  • умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты занятия:

  • выполнение запланированного объёма;

  • степень реализации цели занятия;

  • общая оценка результатов и эффективности знания;

  • саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.

© 2010-2022