- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Все действия с обыкновенными дробями
Конспект урока Все действия с обыкновенными дробями
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бордюгова Е.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок
Тема: Все действия с обыкновенными дробями
Класс: 5
Цели: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся; применять правила действий с обыкновенными дробями на практике.
Задачи:
1. Способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы;
2. Побуждать учащихся к само- , взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Оборудование: экран, проектор, набор карточек с заданиями.
Использованная литература:
Ход урока
-
Оргмомент (Слайд 1)
Приветствие. Меня зовут Евгения Владимировна. Сегодня урок математики проведу у вас я.
Чудесный день!
И настроение чудесное-подстать.
Так разрешите мне урок улыбкою начать.
Давайте улыбнемся друг другу……
II. Актуализация знаний Перед Вами задание «Укажите лишнее» (Слайд 2)
Поднимаем руку, называем лишнее и обосновываем ответ.
Укажите лишнее:
; лишняя 11/8 - неправильная дробь
, , ; лишняя 3/6 - сократимая дробь
, , ; лишняя 2/7 - правильная, 10/2 - число
, , ; лишняя 99/101 - правильная дробь
, , . лишняя 7/15 - дробь меньше половины.
Как называются числа, с которыми мы сейчас работали? (дроби). Итак, на сегодняшнем уроке мы повторим действия с дробями и решим задачи по теме. (Слайд 3 Действия с обыкновенными дробями)
А для начала давайте познакомимся. Я предлагаю отправиться на мини-экскурсию по моему родному краю. А откуда я приехала мы узнаем в ходе разминки.
-
Устная работа
-
(Слайд 4) Расставьте дроби в порядке возрастания и узнаете область
В О Р О Н Е Ж С К А Я
, , , , , , , , , ,
(Слайд 5) Карта Воронежской области (все районы одним цветом, выделяется только Россошанский район, и точкой город Воронеж )
-
(Слайд 6) Чтобы узнать название города, нужно решить устно несколько примеров, сопоставить буквы полученным ответам. Номер задания соответствует местоположению буквы.
Р О С С О Ш Ь (картинки) герб, флаг фото на слайд
Вычислите
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
.
На слайде буквы выстраиваются по порядку.
-
Выполнив следующее задание, вы узнаете сколько лет моему городу (задача).
- Сколько лет вашему городу в этом году? 7 сентября 866 лет
А возраст моего города составляет 45/433 от возраста вашего города. Сколько же лет моему городу?
Слайд 7 фото города + герб
Итак, моему городу в 2013 году исполнятся 90 лет. Мой город очень красивый.
-
Работа в парах
Прежде чем приступить к основной работе давайте вспомним, как складываются и вычитаются дроби, умножаются и делятся.
У вас на партах набор карточек, из которых нужно сложить правила сложения, вычитания, умножения и деления дробей.
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно
сложить их числители, а знаменатель оставить прежним.
Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно
сначала привести их к общему знаменателю
Чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, нужно
из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить прежним
Чтобы умножить дробь на дробь, нужно
перемножить их числители и знаменатели, первое произведение записать числителем, а второе - знаменателем
Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно
делимое умножить на дробь, обратную делителю
Чтобы разделить дробь на натуральное число, нужно
умножить на это число знаменатель, а числитель оставить прежним
Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно
числитель дроби умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения a
Чтобы сложить смешанные числа, можно:
-
привести дробные части к НОЗ;
-
сложить отдельно целые и дробные части;
-
если необходимо, сократить дробную часть;
-
если дробная часть суммы окажется неправильной дробью, выделить из нее целую часть и полученное число прибавить к целой части суммы.
Чтобы вычесть смешанные числа, можно:
-
привести дробные части к НОЗ;
-
если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, «занять» единицу из целой части;
-
вычесть отдельно целые и дробные части;
-
если необходимо, сократить дробную часть.
Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведение числителей данных дробей, а знаменатель - произведению их знаменателей: a/b*c/d=ac/bd, a,b,c,d N.
При умножении дроби на натуральное число можно числитель дроби умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения a/b*n=an/b.
При умножении смешанного числа на натуральное можно отдельно умножить на это число его целую и дробную части и полученные результаты сложить.
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на дробь, обратную делителю.
При делении дроби на натуральное число можно умножить на это число знаменатель, а числитель оставить прежним: a/b:n=a/bn
-
Основная часть
Откройте тетради, запишите дату и классная работа. Тема?
-
Решение уравнения (написаны на доске)
Желающие к доске, записываем решение и комментируем.
а) б)
8х+7+3х+10=60,
11х+17=60,
11х=60-17,
11х=43,
Х=43/11=3 10/11
Ответ: 3 10/11.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой
Ребята, посмотрите, у каждого на парте лежит карточка с заданием: составить примеры, используя долевые схемы, и решить их. 1 вариант работает с розовой карточкой, 2 вариант работает с голубой карточкой.
Проверка (слайд 8). А теперь поменяйтесь карточками, проверьте друг друга и поставьте отметки. Если работа без ошибок - «5», одна ошибка - «4», две ошибки - «3». Поднимите руки, кто получил «5» - молодцы, кто получил «4» - хорошо, а есть «3» - в следующий раз постараетесь и у вас получится лучше.
Проверка
Вариант I
Вариант II
-
Физмунутка (Слайд 9)
Давайте отдохнем, переместимся из класса на весеннюю поляну. Проследите глазками за появляющимися объектами.
-
Работа над задачами (Слайд 10 схемы задач)
Отдохнули и продолжим работу в тетради.
От полного стакана кофе я отпил половину и долил столько же молока.
Затем я отпил третью часть получившегося кофе с молоком и долил столько же молока.
Затем я отпил шестую часть получившегося кофе с молоком, долил стакан молока доверху и выпил все до конца.
Чего в итоге я выпил больше: молока или черного кофе?
- О чем говорится в задаче? Что пили?
- Сколько сначала выпили?
- Значит сколько долили в 1 раз молока?
- Сколько во второй раз?
- Сколько в третий раз?
- Как узнать сколько всего доливали молока?
Запишите решение в тетради.
- Какой вывод можем сделать?
Запас
Составь и реши задачи по схеме.
Минитог по правилам
- Что нужно сделать, чтобы найти часть от числа, выраженную дробью? (Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, можно это число уиножить на данную дробь.)
- Что нужно сделать, чтобы найти число по его части, выраженной дробью? (Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, можно эту часть разделить на данную дробь).
-
Чтобы найти, какую часть первое число составляет от второго, можно первое число разделить на второе.
-
Математический диктант (с проверкой у доски)
Желающий к доске, работаем за закрытой доской, а потом вместе проверим.
Верно +, неверно -
-
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители и знаменатели.
-
Числа 5/7 и 1 2/5 взаимно обратные.
-
Пятнадцать минут составляют четверть часа.
-
Половина метра равна пяти сантиметрам.
-
Одна сотая метра равна одному дециметру.
-
Дробь восемь восьмых равна восьми.
-
Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их числители и знаменатели.
Проверка:
1 -
2 +
3+
4 +
5+
6 -
7+
-
Итог урок
Чем занимались на уроке?
Что нового узнали сегодня на уроке?
Что повторили на уроке?
Мне очень вы понравились, с вами было интересно работать. А вам понравилось сегодня на уроке.
Поднимите, пожалуйста, веселый смайлик, если вам было интересно и комфортно на уроке, и грустный смайлик, если было неинтересно.
Спасибо за работу. До свидания.
Вариант I
Составь дробь по рисунку, запиши выражение и выполни действие
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Вариант I
Составь дробь по рисунку, запиши выражение и выполни действие
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Вариант II
Составь дробь по рисунку, запиши выражение и выполни действие
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вариант II
Составь дробь по рисунку, запиши выражение и выполни действие
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно
сложить их числители, а знаменатель оставить прежним.
Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно
сначала привести их к общему знаменателю
Чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, нужно
из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить прежним
Чтобы умножить дробь на дробь, нужно
перемножить их числители и знаменатели, первое произведение записать числителем, а второе - знаменателем
Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно
делимое умножить на дробь, обратную делителю
Чтобы разделить дробь на натуральное число, нужно
умножить на это число знаменатель, а числитель оставить прежним
Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно
числитель дроби умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения a