Сущность и критерий качества знаний

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сущность и критерий качества знаний

Масленникова С.А. КГУ «СОШ №9», Г. Семей


В дидактических исследованиях называют от трёх до двадцати качеств знаний: полнота, правильность, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, осознанность, прочность и другие.

Нетрудно заметить, что некоторые качества перекрывают друг друга, повторяются. На мой взгляд, необходимым и достаточным для проверки и оценки являются такие качества знаний, как:

1) правильность;

2) полнота;

3) осознанность;

4) действенность;

5) системность;

6) прочность.

Правильность знаний - степень соответствия эталону.

Полнота знаний - это их объём, измеряемый количеством элементов знаний, названных качеств.

Осознанность знаний - означает понимание значимости знаний, внутренних связей, умений анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать, оценивать и объяснять.

Действенность - выражается в умении применять знания в различных ситуациях.

Системность - предполагает установление иерархии знаний, понимание их места в структуре научной теории.

Прочность знаний - наличие и устойчивость всех указанных качеств.

При изучении и оценки качества знаний можно выделить три уровня:

1) Репродуктивный уровень знаний - это знание фактов, явлений, событий, правил, действий и их воспроизведение без существенных изменений. Процессы мышления, обеспечивающие функционирование знаний, имеют также репродуктивный характер. Ученики распознают учебную информацию, могут её описать, дать готовое определение, применять известные им приёмы мыслительной деятельности. Решение тренировочных упражнений по образцу, решение задач по известному алгоритму.

2) Конструктивный уровень знаний - это знаний, добытые в результате комбинирования, переконструирования знаний первого уровня (с помощью выделения главного, сравнения, обобщения и других приёмов мыслительной деятельности). Мышление на этом уровне имеет продуктивный характер. Конструктивный уровень достигается эвристическими методами обучениями: проблемные изложения, изложения с логическим заданием, эвристическая беседа, решение познавательных, упражнений, которые предполагают существенные изменения в структуре знаний.

3) Творческий уровень знаний - это такие знания, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Приёмы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы. Формируют план поиска, осуществляют поиск, обосновывают гипотезу, превращая её в решение, затем проверяют полученные данные. Этот уровень достигается, как правило, в старших классах, а в средних возможны лишь элементы исследования.

Большинство учащихся легко усваивают и применяют знания на репродуктивном уровне, который требует усвоения «готовых знаний». На этом уровне накапливаются знания для предстоящей деятельности. Накопив фонд знаний, школьники «перешагивают» к следующей ступеньке - конструктивному уровню. Большинство школьных тем требуют усвоения именно на этом уровне. Поэтому, в процессе обучения должны тесно взаимодействовать репродуктивная и продуктивная мыслительная деятельность; чаще даваться самостоятельные работу конструктивного, преобразующего характера. И, главное, здесь - вооружение учащихся методами и приёмами мыслительной деятельности.

Модель взаимосвязей уровней и основ качества знаний

1 уровень -

репродуктивный

2 уровень -

конструктивный

3 уровень -

творческий

П Р А В И Л Ь Н О С Т Ь


П О Л Н О Т А


О С О З Н А Н Н О С Т Ь


Д Е Й С Т В Е Н Н О С Т Ь



СИСТЕМНОСТЬ

П Р О Ч Н О С Т Ь


Как видно на модели, на каждом уровне проявляется вся система качества знаний. Кроме того, качество знаний на каждом из уровней отличаются степенью их сложности: чем выше уровень, тем сложнее, «богаче» система качеств знаний.


© 2010-2022